Особенности влияния сказок на процесс развития речи детей
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Мамедова Полина Аркадьевна
Особенности влияния сказок на процесс развития речи детей . “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”- эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир Для достижения наилучших результатов в работе с детьми по развитию речи особое внимание уделяется работе над сказками. Счастливые улыбки и радостные лица детей после прочтения сказки, спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют о том, что дети очень любят этот вид деятельности. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой. Однако нельзя рассматривать данную работу только как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Театрализованные игры располагают большими возможностями, так как действуют целым комплексом средств. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена и может удовлетворить разносторонние интересы детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Сказка повышает речевую активность детей. Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Репертуар театрализованных представлений составляют, как правило, народные сказки, инсценированные рассказы, стихотворения, песни. Работа над сказкой - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя! В моей группе работа над сказками проходит следующим образом. В пределах литературно-художественной зоны на полке-витрине выставлены книги со сказками с учетом возрастных особенностей детей, которые привлекают их внимание. Также расположены несколько тематических папок с картинками по сюжетам сказок, детские работы по сюжетам сказок, книжки-самоделки. После знакомства с новыми сказками в книжный уголок помещаются различные модели и заместители персонажей сказок. К таким сказкам как: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка» и т. д. В игровой зоне я расположила театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления Для пополнения развивающей среды привлекаются родители. Также в работе с детьми используются: - картинки для группировки и обобщения: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.; - наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу) ; - наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) ; - серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) ; - серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей) - сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата; - разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками и сюжетами сказок. В своей работе я использую следующие разнообразные приемы: беседы; вопросы не только на уровне констатации (Куда покатился Колобок), а также вопросы поискового характера (Почему, зачем, каким образом). Моделирование к таким сказкам как: «Смоляной бычок», «У солнышка в гостях» и другие. Замещение предметов – «Рукавичка», «Красная шапочка», «Два жадных медвежонка» и другие. Чтение по ролям (с предварительным заучивание реплик соответствующих персонажей) – «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей» и другие. В работе с детьми используются как традиционные формы (знакомство с содержанием сказки, беседа о том, что лежит на поверхности текста, обыгрывание, драматизация, инсценировка, так и нетрадиционные (придумывание совместно с воспитателем различных концовок, использование непредвиденных ситуации, смешивание нескольких сюжетов в один и т. д). В течение года в работе с детьми используются различные дидактические игры для развития связной речи, что включают в себя умение назвать предмет и рассказать о нем все, что знают; рассказывать, что нарисовано на картинке; описывать одежду ребенка; передавать словами, чем похожи и чем не похожи нарисованные предметы. В родительский уголок вывешивается список рекомендованной литературы для чтения детям дома. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказки играют особую роль в развитии речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мамедова Полина Аркадьевна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга

Особенности влияния сказок на процесс развития речи детей .

 “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”- эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир

Для достижения наилучших результатов в работе с детьми по развитию речи особое внимание уделяется работе над сказками.

Счастливые улыбки и радостные лица детей после прочтения сказки, спектакля кукольного театра убедительно свидетельствуют о том, что дети очень любят этот вид деятельности. Он привлекает их своей яркостью, красочностью и динамикой.

Однако нельзя рассматривать данную работу только как развлечение. Его воспитательное значение намного шире. Театрализованные игры располагают большими возможностями, так как действуют целым комплексом средств. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена и может удовлетворить разносторонние интересы детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память.

Сказка повышает речевую активность детей. Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Репертуар театрализованных представлений составляют, как правило, народные сказки, инсценированные рассказы, стихотворения, песни.

Работа над сказкой - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

В моей группе работа над сказками проходит следующим образом.

В пределах литературно-художественной зоны на полке-витрине  выставлены книги со сказками с учетом возрастных особенностей детей, которые привлекают их внимание. Также расположены несколько тематических папок с картинками по сюжетам сказок, детские работы по сюжетам сказок, книжки-самоделки.

 После знакомства с новыми сказками в книжный уголок помещаются различные модели и заместители персонажей сказок. К таким сказкам как:  «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка» и т. д.

В игровой зоне я расположила театр, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления Для пополнения развивающей среды привлекаются родители.

        Также в работе с детьми используются:

- картинки для группировки и обобщения: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.;

- наборы парных картинок на соотнесение (сравнение) : найди отличия (по внешнему виду, ошибки (по смыслу) ;

- наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина) ;

- серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, литературные сюжеты, социобытовые ситуации) ;

- серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей)

- сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата;

- разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками и сюжетами сказок.

В своей работе я использую следующие разнообразные приемы: беседы; вопросы не только на уровне констатации (Куда покатился Колобок), а также вопросы поискового характера (Почему, зачем, каким образом). Моделирование к таким сказкам как: «Смоляной бычок», «У солнышка в гостях» и другие. Замещение предметов – «Рукавичка», «Красная шапочка», «Два жадных медвежонка» и другие. Чтение по ролям (с предварительным заучивание реплик соответствующих персонажей) – «Теремок», «Рукавичка», «Зимовье зверей» и другие.

В работе с детьми используются как традиционные формы (знакомство с содержанием сказки, беседа о том, что лежит на поверхности текста, обыгрывание, драматизация, инсценировка, так и нетрадиционные (придумывание совместно с воспитателем различных концовок, использование непредвиденных ситуации, смешивание нескольких сюжетов в один и т. д).

В течение года в работе с детьми используются различные дидактические игры для развития связной речи, что включают в себя умение назвать предмет и рассказать о нем все, что знают; рассказывать, что нарисовано на картинке; описывать одежду ребенка; передавать словами, чем похожи и чем не похожи нарисованные предметы.

В родительский уголок вывешивается список рекомендованной литературы для чтения детям дома.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сказки играют особую роль в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние словарной работы на развитие речи детей."

Консультация для воспитателей,прочитанная на педагогическом часе в рамках методического месячника по развитию речи....

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...

Консультация "Влияние потешки на процесс формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

quot;Влияние потешки на процесс формирования речи детей младшего дошкольного возраста"...