Проект "Игра как средство развития речи"
проект по развитию речи на тему

Журавлева Татьяна Дмитриевна

Пособие для развития дошкольников в возрасте от 2 до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igra_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №7 «Сосенка»

Подготовила: воспитатель Журавлева Татьяна Дмитриевна

Образовательный проект: «Игра как средство развития речи»

Актуальность проекта. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется  его психическое развитие.

Но речь не является врожденной функцией, она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо развивать, причем комплексно, вместе с общим развитием ребенка.

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями речь у детей дошкольного возраста, явление очень редкое. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в это период часто забывают и пускают на самотек процесс формирования речи ребенка. Дети мало времени проводят в окружении родителей (чаще у телевизора или с игрушками), редко слышат сказки рассказанные мамой или папой, а плановые занятия по развитию речи - это редкость. Вот и получается, что к поступлению ребенка в школу у него накапливается много проблем с развитием речи.

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1.Неумение правильно и грамотно строить предложение.

2.Маленький словарный запас.

3.Небогатая диалогическая и монологическая речь: неумение грамотно задать вопрос, построить развернутый ответ.

4.Неумение слушать рассказы без наглядного показа.

5.Отсутствие культуры речи: правильно использовать громкость голоса, темп, интонацию.

Развитие речи ребенка гораздо успешнее проходит, если использовать игру, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка.

Игра - это наиболее доступный, интересный способ переработки информации, выражения эмоций, переживаний. Игра - это наиболее благоприятные условия для развития речи, обогащения словаря, знакомство с окружающим миром через образы, звуки, краски, которые способствуют развитию психических способностей, качеств и свойств личности: воображения, самостоятельности.

Цель проекта:

Развитие речевой и коммуникативной активности детей через игровую деятельность.

Задачи:

1.Повышение речевой активности детей

2. Обогащение и активизация словаря детей

3.Создание картотеки словесных игр

4.Развитие мелкой моторики детей через ритмическую и пальчиковую гимнастику

5.Развитие воображения и творческих способностей

6.Развивать умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты:

  1. Развивать у ребенка диалогическую речь, носящую активный характер, определяемый ролью говорящего и того к кому она обращена.
  2. Умение создавать игровую обстановку в соответствии с темой игры: использование атрибутов, заместителей, самоделок.
  3. Развитие свободного общения с взрослыми и ровесниками.

Вид проекта: долгосрочный, ролево-игровой.

Длительность проекта: 6 месяцев (ноябрь-апрель)

Участники проекта: дети от 2 до 7 лет, воспитатели, родители.

Этапы реализации проекта:

I. Поисковый:

Изучение целей и задач проекта.

Подбор необходимой литературы.

Подборка  игр (дидактических, словесных)

Подбор упражнений для пальчиковой гимнастики.

II. Практический:

Работа по плану проекта с детьми и родителями

III. Заключительный:

Анализ результатов проекта

Презентация проекта.

Формы работы над проектом:

  • Игровая форма обучения.
  • Дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры.
  • Пальчиковая и ритмическая гимнастика.
  • Работа с родителями.
  • Работа в подгруппах.
  • Индивидуальная работа.

Картотека дидактических игр по развитию речи:

1. «Звуковые шапочки».

Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход игры: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки и листочки. На них  написаны буквы обозначающие гласные звуки. По сигналу педагога дети двигаются по комнате, но после команды «Солнышко», один из играющих встает на листочек (например с буквой а), а другой должен назвать слог , который получился, например –жа- или  наоборот –га-.

2. «Закончи слово».

Цель: Развивать умение делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре: «Дети вы сейчас будете продолжать начатое мною слово, например кош-ка, гла-за и т.д.

3. «Придумай слово».

Цель: Развивать умение делить слова на слоги.

Ход: Педагог отстукивает определенное количество слогов, дети должны назвать слово с таким количеством слогов.

4. «Сплетем венок из предложений».

Цель: упражнять в составлении предложений, объединенных одной темой, воспитание внимания.

Ход: педагог произносит слово, дети должны продолжить, начиная предложение с последнего слова. Например:  Мальчик читал книгу. Книга лежала на столе. И т.д

5. «Назови слова, в которых, второй звук согласный»

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, учить различать гласные и согласные звуки, обогащать словарный запас.

Ход: Педагог предлагает детям называть такие слова. Чей ряд больше назовет таких слов, тот и победил.

6. «Волшебные кубики».

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, проводить фонематический анализ слова, развивать слуховую и зрительную память. Материал: кубики с изображением на гранях знакомых детям предметов.

Ход: Ребенку предлагают собрать слово по первой букве слова на картинке, например слон. Ребенок находит предмет на -с-, дальше на -л- и т.д.

7. «Веселый поезд».

Цель: Развивать навыки определения количества звуков в слове.

Ход: В руках у каждого ребенка картинка, дети должны определить сколько звуков в этом слове и поставить на нужное место (где сколько окошечек).

8. «Найди брата»

Цель: Уметь определять первый звук в слове.

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в ряд, ребенок берет любую карточку и должен подобрать картинку, на которой изображен предмет на этот же звук. Например: белка – бабочка.

9. «Красный – белый»

Цель: Продолжать учить детей находить нужный звук в слове.

Ход:  У детей карточки красного и белого цвета. Педагог произносит слово, дети должны поднять карточку красного цвета если там есть заданный звук, если нет этого звука, то белую.

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...