Проект "Игра как средство развития речи"
проект по развитию речи на тему
Пособие для развития дошкольников в возрасте от 2 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igra_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №7 «Сосенка»
Подготовила: воспитатель Журавлева Татьяна Дмитриевна
Образовательный проект: «Игра как средство развития речи»
Актуальность проекта. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Но речь не является врожденной функцией, она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо развивать, причем комплексно, вместе с общим развитием ребенка.
Многообразная, богатая дополнениями, описаниями речь у детей дошкольного возраста, явление очень редкое. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в это период часто забывают и пускают на самотек процесс формирования речи ребенка. Дети мало времени проводят в окружении родителей (чаще у телевизора или с игрушками), редко слышат сказки рассказанные мамой или папой, а плановые занятия по развитию речи - это редкость. Вот и получается, что к поступлению ребенка в школу у него накапливается много проблем с развитием речи.
Характерные проблемы развития речи дошкольников:
1.Неумение правильно и грамотно строить предложение.
2.Маленький словарный запас.
3.Небогатая диалогическая и монологическая речь: неумение грамотно задать вопрос, построить развернутый ответ.
4.Неумение слушать рассказы без наглядного показа.
5.Отсутствие культуры речи: правильно использовать громкость голоса, темп, интонацию.
Развитие речи ребенка гораздо успешнее проходит, если использовать игру, так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка.
Игра - это наиболее доступный, интересный способ переработки информации, выражения эмоций, переживаний. Игра - это наиболее благоприятные условия для развития речи, обогащения словаря, знакомство с окружающим миром через образы, звуки, краски, которые способствуют развитию психических способностей, качеств и свойств личности: воображения, самостоятельности.
Цель проекта:
Развитие речевой и коммуникативной активности детей через игровую деятельность.
Задачи:
1.Повышение речевой активности детей
2. Обогащение и активизация словаря детей
3.Создание картотеки словесных игр
4.Развитие мелкой моторики детей через ритмическую и пальчиковую гимнастику
5.Развитие воображения и творческих способностей
6.Развивать умение работать в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- Развивать у ребенка диалогическую речь, носящую активный характер, определяемый ролью говорящего и того к кому она обращена.
- Умение создавать игровую обстановку в соответствии с темой игры: использование атрибутов, заместителей, самоделок.
- Развитие свободного общения с взрослыми и ровесниками.
Вид проекта: долгосрочный, ролево-игровой.
Длительность проекта: 6 месяцев (ноябрь-апрель)
Участники проекта: дети от 2 до 7 лет, воспитатели, родители.
Этапы реализации проекта:
I. Поисковый:
Изучение целей и задач проекта.
Подбор необходимой литературы.
Подборка игр (дидактических, словесных)
Подбор упражнений для пальчиковой гимнастики.
II. Практический:
Работа по плану проекта с детьми и родителями
III. Заключительный:
Анализ результатов проекта
Презентация проекта.
Формы работы над проектом:
- Игровая форма обучения.
- Дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры.
- Пальчиковая и ритмическая гимнастика.
- Работа с родителями.
- Работа в подгруппах.
- Индивидуальная работа.
Картотека дидактических игр по развитию речи:
1. «Звуковые шапочки».
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги. Ход игры: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги цветочки и листочки. На них написаны буквы обозначающие гласные звуки. По сигналу педагога дети двигаются по комнате, но после команды «Солнышко», один из играющих встает на листочек (например с буквой а), а другой должен назвать слог , который получился, например –жа- или наоборот –га-.
2. «Закончи слово».
Цель: Развивать умение делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу, педагог с мячом в центре: «Дети вы сейчас будете продолжать начатое мною слово, например кош-ка, гла-за и т.д.
3. «Придумай слово».
Цель: Развивать умение делить слова на слоги.
Ход: Педагог отстукивает определенное количество слогов, дети должны назвать слово с таким количеством слогов.
4. «Сплетем венок из предложений».
Цель: упражнять в составлении предложений, объединенных одной темой, воспитание внимания.
Ход: педагог произносит слово, дети должны продолжить, начиная предложение с последнего слова. Например: Мальчик читал книгу. Книга лежала на столе. И т.д
5. «Назови слова, в которых, второй звук согласный»
Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, учить различать гласные и согласные звуки, обогащать словарный запас.
Ход: Педагог предлагает детям называть такие слова. Чей ряд больше назовет таких слов, тот и победил.
6. «Волшебные кубики».
Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, проводить фонематический анализ слова, развивать слуховую и зрительную память. Материал: кубики с изображением на гранях знакомых детям предметов.
Ход: Ребенку предлагают собрать слово по первой букве слова на картинке, например слон. Ребенок находит предмет на -с-, дальше на -л- и т.д.
7. «Веселый поезд».
Цель: Развивать навыки определения количества звуков в слове.
Ход: В руках у каждого ребенка картинка, дети должны определить сколько звуков в этом слове и поставить на нужное место (где сколько окошечек).
8. «Найди брата»
Цель: Уметь определять первый звук в слове.
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в ряд, ребенок берет любую карточку и должен подобрать картинку, на которой изображен предмет на этот же звук. Например: белка – бабочка.
9. «Красный – белый»
Цель: Продолжать учить детей находить нужный звук в слове.
Ход: У детей карточки красного и белого цвета. Педагог произносит слово, дети должны поднять карточку красного цвета если там есть заданный звук, если нет этого звука, то белую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...