Речевое развитие детей согласно ФГОС ДО
консультация по развитию речи на тему
Распределение задач речевого развития по возрастам в рамках образовательной деятельности и режимных моментах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_po_fgos.docx | 65.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие.
- Владение речью как средством общения
- Обогащение активного словаря
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
- Развитие речевого творчества
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Разделы (задачи, блоки) | Осуществляемая образовательная деятельность | |||
В ходе режимных моментов | В организованной детской деятельности | В самостоятельной детской деятельности | При взаимодействии с семьями | |
Первая младшая группа | ||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | ||||
-развитие речи как средства общения | -эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками) | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | - игры-забавы | - консультации |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) | ||||
-развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении | -дидактические игры | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | -совместная продуктивная и игровая деятельность детей | - консультации |
Звуковая культура речи | ||||
-упражнение детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, нескольких фраз | -обучение, | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | -совместная продуктивная и игровая деятельность детей | - консультации |
Грамматический строй речи | ||||
-совершенствование грамматической структуры речи | -дидактические игры | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | -совместная продуктивная и игровая деятельность детей | - консультации |
Связная речь | ||||
-формирование умения отвечать на простейшие и более сложные вопросы | -показ настольного театра или работа с фланелеграфом | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | -совместная продуктивная и игровая деятельность детей | - консультации |
Художественная литература | ||||
Неоднократно читать и рассказывать художественное произведения, предусмотренные программой. | Занятия с использованием наглядности: Театрализованные игры. | Чтение художественной литературы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. | Рассматривание иллюстраций. Выставка рассматривание книг художников – иллюстраторов (Ю.Васнецов) | Консультации, |
Вторая младшая группа | ||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | ||||
-поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными средствами; | -Речевое стимулирование | -Игры-занятия | -Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) | -Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) | ||||
Формирование лексической стороны речи | -Речевые дидактические игры.
| -игры-занятия | -Совместная | -Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. |
Формирование грамматической стороны речи | -Дидактические игры | - Сценарии активизирующего общения. | -Игра-драматизация | -Дидактические игры |
Формирование произносительной стороны речи | - Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) | -Речевые упражнения, задания. | -Игра-драматизация.
| -Имитационные упражнения
|
Практическое овладение нормами речи | ||||
-Помогать отвечать на простейшие и более сложные вопросы | -Образцы коммуникативных | -Сюжетно-ролевые игры | -Совместная | -Информационная поддержка родителей |
Художественная литература | ||||
Читать знакомые, любимые детьми произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. | Занятия: | Чтение художественной литературы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. | Работа в книжном уголке Выставка | Консультации, Участие: |
Средняя группа | ||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | ||||
-помогать налаживать общение со взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации. | - Речевое стимулирование
| -Эмоционально-практическое взаимодействие | -Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) | -Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) | ||||
Формирование лексической стороны речи | -Речевые дидактические игры.
| -Сценарии активизирующего общения. | -Совместная | -Дидактические игры |
Звуковая культура речи | ||||
Формирование произносительной стороны речи | - Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) | -Игры-занятия | -Игра-драматизация.
| -Имитационные упражнения
|
Грамматический строй речи | ||||
Формирование грамматической стороны речи | -Дидактические игры | -Игры-занятия | -Игра-драматизация
| -Дидактические игры |
Связная речь | ||||
Формирование связной речи (монологические формы) | - Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром | -Занятия по | -Игры парами | -Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. |
Художественная литература | ||||
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. | Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть). | Чтение художественной литературы. | Работа в книжном уголке | Консультации, Участие: |
Старшая группа | ||||
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | ||||
-дальнейшее развитие речи как средства общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира | -Поддержание социального контакта | -Имитативные упражнения, пластические этюды. | -Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей | -Игры парами. |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) | ||||
Формирование лексической стороны речи | -Речевые дидактические игры.
| -Сценарии активизирующего общения. | -Игра-драматизация | - Объяснение, повторение, исправление |
Звуковая культура речи | ||||
Формирование произносительной стороны речи | -Артикуляционная гимнастика | -Речевые упражнения, задания. | -Игра- импровизация по мотивам сказок. | -Дидактические игры |
Грамматический строй речи | ||||
Формирование грамматической стороны речи | -Дидактические игры | -Сценарии активизирующего общения. | -Игра- импровизация по мотивам сказок. | -Дидактические игры |
Связная речь | ||||
Формирование связной речи (монологические формы) | - Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром | -Творческие задания | -Игры-импровизации по мотивам сказок | -Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. |
Подготовка к обучению грамоте | ||||
Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности. | Занятие | Индивидуальная работа | Дидактическая игра
| Беседа |
Художественная литература | ||||
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. | Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть). Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. | Чтение художественной литературы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. | Работа в книжном уголке Выставка рассматривание книг художников – иллюстраторов. | Консультации, Участие: Участие в подборе литературы о мальчиках и о девочках. |
Подготовительная группа | ||||
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми | ||||
поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях. | -Поддержание социального контакта | -Имитативные упражнения, пластические этюды. | -Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей | -Игры парами. |
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи | ||||
-продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря | -Речевые дидактические игры.
| -Сценарии активизирующего общения. | -Игра-драматизация | - Объяснение, повторение, исправление |
Звуковая культура речи | ||||
-совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями | -Артикуляционная гимнастика | -Речевые упражнения, задания. | -Игра- импровизация по мотивам сказок. | -Дидактические игры |
Грамматический строй речи | ||||
-упражнение детей в согласовании слов в предложении | -Дидактические игры | -.Сценарии активизирующего общения. | -Игра- импровизация по мотивам сказок. | -Дидактические игры |
Связная речь | ||||
Совершенствование диалогической и монологической форм речи | - Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром | -Творческие задания | -Игры-импровизации по мотивам сказок | -Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. |
Подготовка к обучению грамоте | ||||
-формирование представлений о предложении | Занятие | Индивидуальная работа | Дидактические игры | Беседа |
Художественная литература | ||||
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. | Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть). | Чтение художественной литературы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. | Работа в книжном уголке Выставка и рассматривание книг художников – иллюстраторов Создание книг из рисунков детей | Консультации, Участие: |
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде по федеральным образовательным стандартам дошкольного образования
• Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Создание коррекционно – развивающей среды в кабинете учителя-логопеда
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Принципы создания коррекционно-развивающей среды
При разработке и планировании коррекционно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы, сформулированные на основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского:
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза») .
2. Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования .
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая организация среды.
6. Принцип свободы достижения ребенком своего права .
7. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Основные зоны кабинета учителя-логопеда
Многие коллеги согласятся, что большинство логопедических кабинетов в устаревших типовых зданиях детских садов располагаются в малогабаритных неприспособленных помещениях (бывших кладовых, коридорах и т. д.) . В нашем случае было то же самое, поэтому при планировании коррекционной среды приходилось учитывать комфортность и эстетичность, компактность размещения всех компонентов, максимально задействовать стены кабинета, создавая в основном настенные игровые панно и пособия. Всё было сделано своими руками, а идеи оформления брали из разных источников: интернета, журналов, книг.
Рассмотрим коррекционно-развивающую среду логопедических кабинетов (а их в нашем учреждении два, исходя из принципов зональности и целесообразности.
• Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.
Для учебной зоны по обучению грамоте в логопедическом кабинете был изготовлен настенный «город звуков и букв» - игровое панно со схемами артикуляции гласных звуков, условными обозначениями цветом согласных и окошками-карманчиками для «заселения» букв.
• Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т. д.
В этой зоне мы разместили настенное коррекционно-игровое панно «Волшебный куст». "Вырос" волшебный куст на стене, рядом с зеркалом. Сделан из плитки, обтянутой тканью. Для отделки использовались разные материалы: крупные бусины, крышки от упаковки для бахил, пуговицы, колючая часть ленты-"липучки", фетровая ткань, "вертушки" от детских пистолетов. Игровое панно многофункционально.
С его помощью учитель-логопед может:
1. Автоматизировать и закреплять правильное произношение поставленных звуков (Передвигаем бусинки и проговариваем звуки, слоги, слова. "Шагаем" пальцами по разным дорожкам и автоматизируем звук. Закрепляем или собираем "иголки"-прищепки у ёжика с правильным проговариванием речевого материала)
2. Формировать навыки правильного речевого дыхания с помощью волшебных цветов-вертушек.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, стимулировать речевое развитие с помощью массажа пальчиков (колючие дорожки из "липучки"-следы ёжика) .
4. Работать над просодической стороной речи. ("Шагаем" и проговариваем тихо-громко, грубо и ласково, медведь и мышка по крупным и мелким пуговичкам) .
По зеркалу "ползёт" весёлая гусеничка, которая в карманчиках приносит детям разные задания. Во втором кабинете логопеда дети отправляются в увлекательное путешествие со Смешариками. Оформление зеркала в виде домиков уже надоело, поэтому у нас по морям и волнам (из сетки-упаковки для цветов) поплыл корабль с капитаном Карычем на борту. На парусах в пластиковых кармашках – схемы согласных звуков и звуковые модели гласных. На флажках - артикуляционная гимнастика со Смешариками.
• Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, принтером, сканером, магнитофоном с аудиозаписями, сиди- дисками; обучающими программами, компьютером.
• Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей воспитанников.
Такие зоны также предусмотрены в обоих кабинетах: в кабинете «Смешарики» всезнающая Нюша даёт советы и рекомендации родителям, а в «Городе» в углу (где чаще всего ждут родители) растёт "Дуб мудрости" с полезными советами, буклетами и памятками, визитками специалистов и другой нужной информацией.
В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя – логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференциации дефектных звуков; карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры) ; наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т. д.
Заключение
За последние три года результативность нашей коррекционной работы выросла и составила более 80%. Благодаря чёткой, насыщенной игровыми компонентами, эстетично оформленной коррекционно - развивающей среде кабинета учителя-логопеда успешно решаются следующие задачи:
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Формирование слоговой структуры слов. Пополнение активного и пассивного словаря. Формирование навыков звукового анализа и синтез. Развитие общей и мелкой моторики. Работа над речевым дыханием. Развитие психологической базы речи. Активное сотрудничество с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов с семьей по укреплению здоровья детей согласно ФГОС ДО
консультация для воспитателей...
Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей согласно ФОП ДО
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Содержание образовательной деятельности в области речевого развития детей согласно ФОП ДО
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Семинар- практикум «Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП»
Семинар- практикум «Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП»...
Семинар-практикум на педагогическом совете "Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП"
Семинар-практикум на педагогическом совете от 12.10.2023г.Подготовила: Канакаева Марина Маевна –воспитатель .Тема: Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП....
Семинар-практикум "Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП ДО"
В связи с тем, что мы работаем по новой образовательной программе, (в соответствии с ФОП и ФГОС ДО) перед нами стоит архиважная задача: не только научить детей воспринимать программный материал ...
Консультация "Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП"
Консультация "Речевое развитие детей дошкольного возраста согласно ФОП"...