Работа над дикцией
методическая разработка по развитию речи на тему
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_diktsiey.doc | 30.5 КБ |
rabota_nad_diktsiey.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
3. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
7. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...
А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки снаачала произносите немного подчеркнуто.
Упражнения для развития подвижности губ.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.
1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).
8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
ааааииииууууыыыы и т.д.
ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
Предварительный просмотр:
Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.
2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).
3. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
7. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...
А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки снаачала произносите немного подчеркнуто.
Упражнения для развития подвижности губ.
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.
1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.
2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.
3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).
4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.
5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.
6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.
7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).
ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).
8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):
сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:
ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
ааааииииууууыыыы и т.д.
ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над дикцией.
Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении с...
Речевой материал для работы над дикцией
Представленный речевой материал будет полезен для работы над слоговой структурой сложных слов, поможет в развитии фонематического слуха, дикции....
"Работа над дикцией в процессе развития певческих навыков"
Пение – один из самых любимых детьми видов деятельности, который может дать им очень многое. В нем заключен большой потенциал музыкального и эмоционального развития. Систематическое и планомерное...
Формирование звукопроизношения и работа над дикцией у дошкольников
В воспитании звуковой культуры речи существуют множество направлений, таких как:Развитие речевого слуха и его компонентов;Развитие дыхания;Совершенствование артикуляции;Четкость дикции;Высота и сила г...
Работа над дикцией учащихся
Методическое пособие для педагогов, позволяющее выбрать для себя более подходящий вариант работы над дикцией ребенка....
Советы по работе над дикцией с ребенком старшего дошкольного возраста.
Говорить "чисто" - это значит соблюдать нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника. И здесь огромную роль играет такая "...
Методические рекомендации "Работа над дикцией и артикуляцией с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях"
Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:- умение открывать рот при пении;- правильное положение губ;- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюс...