Работа над дикцией.
материал по логопедии по теме

Ляхова Надежда Николаевна

 

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_nad_dikciey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над дикцией.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и прежде всего умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот. При плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы. Для развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения. 

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти. 

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо

ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии
 (рот слегка открыт).

3. Произнесите гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээааааа
аааааиииииэээээоооооо
 и т.д.
Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.

Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.
 

7. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...
 

А. Пушкин 

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки снаачала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звука у(ю) требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для о(ё) - округлить губы, для с(з) - растянуть губы в улыбке и т.д. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения.

1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом).

ииииии (губы растянуты в улыбке);
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой).

8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);
ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);
оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);
ааааииииууууыыыы и т.д.
ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);
ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах:

ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.

12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.

Друг за друга стой и выиграешь бой.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Капуста любит воду и хорошую погоду.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Волки выщут, пищу ищут.
У ёлки иголки колки.
 

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Колокольчики. 

Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов. 

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах. 

Прочтите слоги.
1. па, по, пу, пы, пэ
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те
са, со, су, сы, сэ
ся, сё, сю, си, се
жа, жо, жу, жи, же

2. ап, оп, уп, ып, эп
ат, от, ут, ыт, эт
ас, ос, ус, ыс, эс
аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков. 

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция. 

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи. 

Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется причтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнеснием согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой материал для работы над дикцией

Представленный речевой материал будет полезен для работы над слоговой структурой сложных слов, поможет в развитии фонематического слуха, дикции....

"Работа над дикцией в процессе развития певческих навыков"

Пение – один из самых любимых детьми видов деятельности, который может дать им очень многое. В нем заключен большой потенциал музыкального и эмоционального развития. Систематическое и планомерное...

Формирование звукопроизношения и работа над дикцией у дошкольников

В воспитании звуковой культуры речи существуют множество направлений, таких как:Развитие речевого слуха и его компонентов;Развитие дыхания;Совершенствование артикуляции;Четкость дикции;Высота и сила г...

Работа над дикцией учащихся

Методическое пособие для педагогов, позволяющее выбрать для себя более подходящий вариант работы над дикцией ребенка....

Работа над дикцией

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов об...

Советы по работе над дикцией с ребенком старшего дошкольного возраста.

Говорить "чисто" - это значит соблюдать нормы употребления слов и говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника. И здесь огромную роль играет такая "...

Методические рекомендации "Работа над дикцией и артикуляцией с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях"

Артикуляционный аппарат ребенка несовершенен и нуждается в развитии. Здесь важно все:- умение открывать рот при пении;- правильное положение губ;- освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюс...