"Значение артикуляционных гимнастик для развития речи"
статья по развитию речи на тему

Скворцова София Михайловна

В статье раскрывается цель артикуляционных гимнастик и даются общие рекомендации по их выполнению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Лучше выполнять упражнения3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
  3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным упражнениям. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  6. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  7. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  8. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  9. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики.

  1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

  1. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.
  2. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. 
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Очень хорошо описаны комплексы артикуляционной гимнастики  у Коноваленко В.В., у  Ткаче нко Т.,у Новоторцевой  Н.В.  В этих же тетрадях много материала и по автоматизации поставленных звуков.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе детского сада "Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей"

Вооружить родителей знаниями о пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Заинтересовать проблемой и приобщить к игре в условиях семьи....

Значение пальчиковой и артикуляционной гимнастики в развитии речи ребёнка

Презентация для родителей значение пальчиковых игр и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....

Будем говорить правильно! О значении артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа арт...

Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей".

Уже с самого раннего возраста ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являю...

значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи детей....

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"

Консультация учителя-логопеда "Значение артикуляционной гимнастики в развитии речи"...

Значение артикуляционной гимнастики для развития речи

Приводятся рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики...