Работа с детьми с кохлеарной имплантации
методическая разработка по развитию речи на тему
Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.
Сенсоневральная тугоухость вызвана повреждениями во внутреннем ухе. В этом случае повреждаются волосковые клетки. При этом повреждённые волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.
Долингвальная глухота – глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни до овладения родным языком – речью.
Дети с кохлеарным имплантом учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными для развития понимания речи и устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kohlearnaya_implantatsiya_programma.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение г.Владимира «Детский сад №4 компенсирующего вида»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ .
Раздел Инклюзивное образование
Подготовили :
воспитатель 1 категории Ложкина Н.А.
Владимир 2017г.
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.
Сенсоневральная тугоухость вызвана повреждениями во внутреннем ухе. В этом случае повреждаются волосковые клетки. При этом повреждённые волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.
Долингвальная глухота – глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни до овладения родным языком – речью.
Дети с кохлеарным имплантом учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными для развития понимания речи и устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений.
Цели:
Понимание речи
- Понимание речи затруднено, вербальные задания выполняет избирательно, с неточностями.
Слуховое восприятие
- Выработана условно рефлекторная реакция на звук, различает звуки окружающего мира, опознаёт большое количество слов и фраз, звукоподражания; усвоены характеристики звуков (громко – тихо, один – много, высокий – низкий, ритм).
Фонематическое восприятие
- Различает изолированные звуки (гласные А, О, У, И ,Ы; согласные П ,М, Н, Б).
Активная речь
- Не соответствует возрасту. Активный лепет. Исчезают эхолалии. Знает своё имя, называет имена близких людей, основные цвета (некоторые оттенки), размер (большой - маленький), количество (один - много). Самостоятельно использует отдельные слова по темам «Еда», «Животные», «Посуда», «Игрушки», «Мебель». Активно использует глаголы – «смотри», «дай», «иди», «не надо», «не хочу»; местоимения «мой», «ты».
Характеристика голоса и дыхания
- Голос звонкий, дыхание свободное. Яркая эмоциональная окраска высказываний.
Результаты речевого развития:
- стойкая положительная динамика речевого развития.
Цель – развитие фонематического слуха.
Принципы работы с ребёнком после КИ.
1. Принцип коммуникативной направленности доказывают, что без специального обучения даже при высоком развивающем потенциале речевой среды, в которой находятся дети после КИ, успешное овладение устной речью, родным языком для них невозможно. В связи с этим данный принцип ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и выступает как способ овладения языком. Кроме того, он предполагает максимальное приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при организации свободной деятельности малышей к условиям естественного общения.
2. Принцип действия, в рамках которого речь рассматривается как деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.
3. Генетический принцип предусматривает необходимость учета общих закономерностей развития речи на этапах онтогенеза. В связи с этим особенности коррекционно-педагогической помощи определяются нами исходя из значимости сензитивного периода речевого развития. На этой же основе осуществляется выбор применяемых методов воздействия, совпадающих с естественными способами стимуляции речевого развития ребенка.
4. Процесс обучения слушанию и говорению является активным – это не столько обучение, сколько научение.
5. Овладение речью происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым.
Предполагаемый результат.
- различает изолированные звуки;
- пишет под диктовку знакомые буквы;
- различает и опознаёт слоги;
- определяет наличие/отсутствие звука в слове;
- распознает правильное и дефектное произношение звуков;
- выбирает слова, начинающиеся на определённый звук/букву;
- выбирает слова, заканчивающиеся на определённый звук/букву;
- обнаруживает ошибку в словах;
- определяет место звука в слове;
- подбирает слово на заданный звук;
- различает на слух похожие по звучанию слова;
- использует в речи существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель);
- называет природные явления, части предметов ближайшего окружения;
- различает и правильно употребляет сущ. м., ж., и ср. рода в ед. и мн. числе в Им. П.
- говорит спокойно, использует различные интонации, говорит на выдохе.
- различает длинные и короткие слова на слух, может передать ритмический рисунок (хлопки, стук на барабане, металлофоне и др.) со зрительной опорой и без неё.
- проявляет речевую активность.
Направления работы:
- развитие фонематического слуха;
- развитие речи.
№ | Направления работы | Содержание |
1 | Развитие фонематического слуха | Различение изолированных звуков. Звуки С, Ш, Ч. Звуки О.У. Звуки А, М, Р. Различение слогов. Слоги АУ, УА. Слоги УМ, МУ. Слоги ЛЯ, Я. Слоги ДА, ГА. Определение наличия звука в слове. Наличие или отсутствие звука Ш в слове. Обнаружение отсутствия или наличия звуков П, С, А в слове. Выбор слов, начинающихся на определённый звук. Выбор слов , заканчивающихся на определённый звук. Формирование слухового самоконтроля – «Правильное слово». Определение места звука в слове - «Гусеница», «Поезд». Подбор слова на заданный звук. – «Азбука». Различение слов, похожих по звучанию. – «Два похожих слова», «Три похожих слова», «Похожи или нет?». |
2 | Развитие речи. | Сентябрь. Темы «Осень. Признаки осени. Деревья»
Октябрь. Темы «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», «Игрушки».
Ноябрь. Темы: «Одежда», « Обувь», « Мебель», «Посуда».
Декабрь.Темы: «Зима», «Зимующие птицы», «Комнатные растения», «Новогодний праздник».
Январь. Темы «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».
Февраль. Темы: «Профессии. Продавец», «Профессии. Воспитатель».
Март. Темы: «Весна», «Мамин праздник».
Апрель. Темы: «Дикие животные весной», «Домашние животные весной».
|
Взаимодействие с родителями.
- консультирование;
- посещение занятий родителями;
- тетрадь взаимодействия логопеда с родителями.
3. Организационный раздел.
Учебный план.
Кол – во занятий в неделю | Кол – во занятий в месяц |
3 | 12 (сентябрь 6, май 6) |
96 занятий |
Используемая литература.
- Зонтова О.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
- Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб. 2010.
- Королёва И.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
- Кохлеарная имплантация и дети. СПб. 2010.
- Королёва И. Янн П. Дети с нарушениями слуха. СПб.: КАРО, 2013.
- Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду. Москва 1988.
- Комплект тетрадей «Занимаемся с Ушариком».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада
В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...
Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»
В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.
Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....
Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.
Статья о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Переход ребенка с кохлеарным имплантом от воспитания и обучения в группе коррекционной направленности в общеразвивающую группу....
Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.
Инклюзивное образование в дошкольной организации направлено на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной ...
РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.
Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...
Коррекционная работа с детьми после кохлеарной имплантации.
В материале описываются пути коррекционной работы с детьтми после кохлеарной имплантации....