Работа с детьми с кохлеарной имплантации
методическая разработка по развитию речи на тему

Ложкина Наталья Анатольевна

Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная  речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.

Сенсоневральная тугоухость вызвана повреждениями во внутреннем ухе.  В этом случае повреждаются волосковые клетки. При этом повреждённые волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.

Долингвальная  глухота – глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни до овладения родным языком – речью.

Дети с кохлеарным имплантом  учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными для развития понимания речи и устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kohlearnaya_implantatsiya_programma.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение г.Владимира «Детский сад №4 компенсирующего вида»

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ .

                                           Раздел  Инклюзивное образование

                                                                                                 Подготовили :

                                                                        воспитатель 1  категории Ложкина Н.А.

Владимир 2017г.

1. Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Главная проблема детей с нарушенным слухом в том, что они не слышат или плохо слышат речь окружающих, а значит, у них не развивается или плохо развивается понимание речи или собственная  речь. Речь нужна человеку для того, чтобы общаться с окружающими людьми – с помощью речи у ребёнка развивается мышление, умение контролировать свои эмоции, память, внимание и другие качества. Таким образом, нарушение слуха является первичным нарушением, которое приводит к развитию у тугоухого ребёнка различных вторичных нарушений – мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевых качеств и др.

Сенсоневральная тугоухость вызвана повреждениями во внутреннем ухе.  В этом случае повреждаются волосковые клетки. При этом повреждённые волосковые клетки, как правило, не восстанавливаются. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени – от незначительного до глухоты.

Долингвальная  глухота – глубокая потеря слуха с самого рождения или в первый год жизни до овладения родным языком – речью.

Дети с кохлеарным имплантом  учатся слышать, понимать речь и говорить более 5 лет. Наиболее важными для развития понимания речи и устной речи являются возраст имплантации, уровень развития остаточного слуха со слуховым аппаратом и речи на момент имплантации, интенсивность занятий с педагогом и родителями после имплантации, наличие у ребёнка речевых нарушений.

Цели:

Понимание речи 

  • Понимание речи затруднено, вербальные задания выполняет избирательно, с неточностями.

Слуховое восприятие

  • Выработана  условно рефлекторная  реакция на звук, различает звуки окружающего мира, опознаёт  большое количество  слов и фраз, звукоподражания; усвоены характеристики звуков (громко – тихо, один – много, высокий – низкий,  ритм).

Фонематическое восприятие

  • Различает изолированные звуки (гласные А, О, У, И ,Ы; согласные П ,М, Н, Б).

Активная речь

  • Не соответствует возрасту. Активный лепет.  Исчезают эхолалии.  Знает своё имя, называет имена близких людей, основные цвета (некоторые оттенки), размер  (большой - маленький), количество (один - много).  Самостоятельно использует отдельные слова по темам «Еда», «Животные», «Посуда», «Игрушки», «Мебель». Активно использует глаголы – «смотри», «дай», «иди», «не надо», «не хочу»; местоимения «мой», «ты».

Характеристика голоса и дыхания

  • Голос звонкий, дыхание свободное. Яркая эмоциональная окраска высказываний. 

Результаты речевого развития:

  • стойкая  положительная динамика речевого развития.

Цель – развитие фонематического слуха.

Принципы работы с ребёнком после КИ.

1. Принцип коммуникативной направленности доказывают, что без специального обучения даже при высоком развивающем потенциале речевой среды, в которой находятся дети после КИ, успешное овладение устной речью, родным языком для них невозможно. В связи с этим данный принцип ориентирует на необходимость организации практики речевого общения и выступает как способ овладения языком. Кроме того, он предполагает максимальное приближение обучения устной речи на индивидуальных занятиях, при организации свободной деятельности малышей к условиям естественного общения.

2. Принцип действия, в рамках которого речь рассматривается как деятельность. Её компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям младшего дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в выполняемую им деятельность, например, в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у детей потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого овладение речью происходит в условиях постоянно расширяющейся речевой практики, стимулирующей накопление словарного запаса, усвоение фонетических и грамматических норм языка.

3. Генетический принцип предусматривает необходимость учета общих закономерностей развития речи на этапах онтогенеза. В связи с этим особенности коррекционно-педагогической помощи определяются нами исходя из значимости сензитивного периода речевого развития. На этой же основе осуществляется выбор применяемых методов воздействия, совпадающих с естественными способами стимуляции речевого развития ребенка.

4. Процесс обучения слушанию и говорению является активным – это не столько обучение, сколько научение.

5. Овладение речью происходит в течение всего дня во время обычных ежедневных дел со взрослым. 

Предполагаемый результат.

  • различает изолированные звуки;
  • пишет под диктовку знакомые буквы;
  • различает и опознаёт слоги;
  • определяет наличие/отсутствие звука в слове;
  • распознает правильное и дефектное произношение звуков;
  • выбирает слова, начинающиеся на определённый звук/букву;
  • выбирает слова, заканчивающиеся на определённый звук/букву;
  • обнаруживает ошибку в словах;
  • определяет место звука в слове;
  • подбирает слово на заданный звук;
  • различает на слух похожие по звучанию слова;
  • использует в речи  существительные, прилагательные, глаголы по лексическим темам осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель);
  • называет природные явления, части предметов ближайшего окружения;
  • различает и правильно употребляет сущ. м., ж., и ср. рода в ед. и мн. числе в Им. П.
  • говорит спокойно, использует различные интонации, говорит на выдохе.
  • различает длинные и короткие слова на слух, может передать ритмический рисунок (хлопки, стук на барабане, металлофоне и др.) со зрительной опорой и без неё.
  • проявляет речевую активность.

Направления работы:

  • развитие фонематического слуха;
  • развитие речи.

Направления работы

Содержание

1

Развитие фонематического слуха

Различение изолированных звуков.  Звуки С, Ш, Ч. Звуки О.У. Звуки А, М, Р.

Различение слогов. Слоги АУ, УА.  Слоги  УМ, МУ. Слоги ЛЯ, Я. Слоги ДА, ГА.

Определение наличия звука в слове.  Наличие или отсутствие звука Ш в слове. Обнаружение отсутствия или наличия звуков П, С, А в слове. Выбор слов, начинающихся на определённый звук. Выбор слов , заканчивающихся на определённый звук.

Формирование слухового самоконтроля – «Правильное слово».

Определение места звука в слове - «Гусеница», «Поезд».

Подбор слова на заданный звук. – «Азбука».

Различение слов, похожих по звучанию.  – «Два похожих слова», «Три похожих слова», «Похожи или нет?».

2

Развитие речи.

Сентябрь. Темы  «Осень. Признаки осени. Деревья»

  • Развитие речевого дыхания  - упр. «Осенние листочки», «Укачаем гномиков».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Когда это бывает?», «Один – много», «Подбери признаки».
  • Рассказ логопеда по картинам «Осень».
  • Пальчиковые гимнастики «Листочки», «Капли».

Октябрь. Темы «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», «Игрушки».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Узнай фрукт», «Пароходы», «Листья».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Один – много», «Что лишнее», «Чего не стало», «Назови ласково», «Поможем клоуну Роме». Рассказ логопеда об игрушке.
  • Пальчиковые гимнастики «Листья», «Ягоды», «Компот».

Ноябрь. Темы: «Одежда», « Обувь», « Мебель», «Посуда».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Приятный запах», «Птички», «Подуй на снежинку», «Волшебная дудочка».
    Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Что изменилось», «Что лишнее», «Четвёртый лишний», «Чего не стало», «Назови ласково».
  • Рассказ логопеда об одежде.
  • Пальчиковые гимнастики «Мебель», «Посуда».

Декабрь.Темы: «Зима», «Зимующие птицы», «Комнатные растения», «Новогодний праздник».

  • Развитие речевого дыхания – упр. «Снежинки», «Подуем на чай», «Снеговики», «Снежки».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Подскажи словечко», «Сосчитай – ка», «Кто в домике живёт».
    Пальчиковые гимнастики «Снежок», «Снеговик».
  • Рассказ логопеда о зиме.

Январь. Темы «Домашние птицы», «Домашние животные», «Дикие животные».

  • Развитие речевого дыхания «Пингвины на льдине», «Дельфины».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Игры на развитие лексико-грамматических категорий «Кого не стало», «Кто лишний», «Повтори за мной», «Мамы и детёныши».
  • Пересказ сказки «Курочка Ряба» с логопедом, рассказ – описание «Петушок» с логопедом.
  • Пальчиковые гимнастики «Во дворе», «Прогулка».

Февраль. Темы: «Профессии. Продавец», «Профессии. Воспитатель».

  • Развитие лексико-грамматических категорий «В универмаге», «Что перепутал художник?», «Подбери картинки», «Подскажи словечко»,
  • Развитие речевого дыхания «Снежинки», «Снеговики», «Вьюга».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые гимнастики с массажными мячиками.
  • Игры «Весёлый магазин», «Покупки».

Март. Темы: «Весна», «Мамин праздник».

  • Развитие лексико-грамматических категорий «Повтори за мной», «Что лишнее», «Подскажи словечко».
  • Развитие речевого дыхания «Вьюга», «Футбол», «Снеговики».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые игры «Заяц и ёжик». «Дорожки».
  • Беседа по картине «Мамин праздник».

Апрель. Темы: «Дикие животные весной», «Домашние животные весной».

  • Развитие лексико-грамматических категорий «Кто лишний», «Кого не стало?»
  • Развитие речевого дыхания «Кораблики», «Прожорливые фрукты», «Вертушки».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Пальчиковые игры «Медведь», «Бурундук».
  • Рассказ логопеда по картине «Собака со щенятами».
  • Темы: «Лето», «Цветы».
  • Развитие лексико-грамматических категорий «Кто как передвигается», «Повтори за мной».
  • Развитие артикуляционного праксиса.
  • Развитие речевого дыхания «Пчёлки», «Бабочки».
  • Пальчиковые игры «Весёлые гонзики», «Гуси».

Взаимодействие с родителями.

  • консультирование;
  • посещение занятий родителями;
  • тетрадь взаимодействия логопеда с родителями.

3. Организационный раздел.

Учебный план.

Кол – во занятий в неделю

Кол – во занятий в месяц

3

12 (сентябрь 6, май 6)

96 занятий

Используемая литература.

  1. Зонтова О.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  2. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб. 2010.
  3. Королёва И.В. Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  4. Кохлеарная имплантация и дети. СПб. 2010.
  5. Королёва И. Янн П. Дети с нарушениями слуха. СПб.: КАРО, 2013.
  6. Леонгард Э.И. Развитие речи детей с нарушенным слухом в детском саду. Москва 1988.
  7. Комплект тетрадей «Занимаемся с Ушариком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе коррекционного детского сада

В статье говориться об особенностях восприятия речи детьми после кохлеарной имплантации, проблемах их адаптации в логопедической группе детского сада.Представлена характеристика детей с кохлеарным имп...

Консультация для педагогов «Особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации»

В консультации для педагогов раскрыты особенности коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации. ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе детского сада.

Описание опыта работы с детьми с КИ в логопедической группе. Рекомендации по созданию условий для детей с КИ и разделению функций педагогов....

Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.

Статья о внедрении инклюзивного образования в дошкольные учреждения. Переход ребенка с кохлеарным имплантом от воспитания и обучения в группе коррекционной направленности в общеразвивающую группу....

Реализация инклюзивного образования в коррекционно-педагогической работе с детьми с кохлеарной имплантацией.

Инклюзивное образование в дошкольной организации направлено на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной ...

РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СЛОВ И ПРОСТЫХ ФРАЗ.

Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вме...

Коррекционная работа с детьми после кохлеарной имплантации.

В материале описываются  пути коррекционной работы с детьтми после кохлеарной имплантации....