Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Ильясова Айжан Куанышевна

Не все дети одинаково успешно овладевают речью.  В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. На развитие речи влияют следующие факторы: этнокультура (в городе живут люди разных национальностей), семьи социально запущенные, в таких семьях у родителей нет времени на ребенка, влияние телевизора (дети зачастую из мультфильмов перенимают способы общения друг с другом), загруженность детей (современные родители часто по максимуму нагружают ребенка кружками, занятиями, в результате обычного общения ребенку не хватает).  К этим проблемам необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на развитие ребенка, его психику.

Развитие речи посредством художественной литературы. Цель: Развитие речи с помощью художественной литературы и формирование представлений об окружающем мире на основе литературных произведений.

·        оформление «Книжных уголков». В «Книжных уголках» должна быть представлена литература,   соответствующая возрасту детей,

·        оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей

·        выставки детских рисунков по мотивам   прочитанных произведений.

Более подробно остановлюсь на  работе с сюжетными картинками.

          

·        В задании «Продолжи сказку» -  первая картинка открыта. Дети должны рассказать сказку.   

 

·        В задании «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Детям дается задание узнать, что пропустили, и рассказать сказку.

 

·        Задание «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее,

 

Развитие речи средствами дидактических игр. Перечислю некоторые виды игр:

 

·        «Кто что делает» ,

·        «Сравнение»,

·        “Исправь ошибку”,

·        «Опиши, одним словом»,

·        «Кому что нужно»,

·        «Четвертый лишний»,

·        «Уменьшаем и увеличиваем»

·        «Профессии»

·        Собери пословицу

·        Рассказы по рисункам

Предлагаю поиграть в одну игру «Карточки».  Цель: развивать внимание, воображение, память, обогащать словарный запас детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Я буду показывать карточки, и задавать вопросы,  Вы должны будете ответить на вопросы:

·       Что с этим можно делать?

·       Для чего это предназначено?

·       Как это используют?

·       Это овощ или фрукт?

·       Что изображено на картинке?

·       Как это используют?

·       Что можно налить в тарелку?

·       Для чего используют это?

·       От чего защищает кепка?

·       Что можно приготовить из капусты?

·       Что можно налить в бокал?

    

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас дошкольников, также они используются для закрепления словаря детей (глаголы, существительные, прилагательные…). У ребенка развивается речь, внимание, память, навыки общения со сверстниками

 Развитие речи посредством театрализации, которые развивают речь, развивает умение перевоплощаться в образы сказочных героев, обогащает словарный запас детей. Цель: учить строить диалог; повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;

  Развивать речевые контакты ребёнка с взрослыми и детьми.

 

Комментарий к фотографиям: обыгрывание сказки «Теремок»,

 

у нас в группе есть следующие виды театра: дисковый театр, кукольный театр, пальчиковый театр,

 

различные маски животных. «Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

        

Метод проекта. Проект  даёт возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

        

Мы с ребятами готовили проект на тему: « Ознакомление с творчеством А. Л. Барто.»

Цель проекта: знакомство с творчеством А. Л Барто, развивать коммуникативные и творческие способности, создание продукта деятельности.

Задачи проекта:

·       Работать над выразительной речью детей.

·       Учить стихотворения А.Барто

·       Активизировать деятельность родителей в процессе разучивания стихов с детьми и изготовлении рисунков и по

Формы работы:

·        Знакомство с биографией и творчеством Агнии Львовны Барто

 

·        .Чтение и заучивание стихотворений А.Барто из цикла « Игрушки», рассматривание иллюстраций.

      

 

·        .Игры драматизации: «Бычок», «Зайка», «Мяч»

·        изготовление работ совместно с родителями на  тему: «Нарисуй стихотворение», поделк

Комментарий к картинке: родители совместно с детьми рисовали и делали поделки по прочитанным стихотворения

Комментарий к диаграмме: Таким образом к концу учебного года,  мы получили следующие результаты : высокий уровень 40% средний уровень 30%, низкий уровень, 30 %.

       

Вывод

·        Во время использования различных форм речевой работы  дошкольники получают опыт общения со сверстниками и взрослыми. У детей развивается воображение, внимание, память, самостоятельность, дети учатся договариваться, дети делятся впечатлениями, выражают свои потребности, обогащается словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 «Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу»

                                                           

В ходе формирования опыта работы с детьми по теме «Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу» была изучена следующая литература:

1.Шорохова О.А. «Речевое развитие ребенка».

2Алябьева Е.А «От слова к диалогу».

3.Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников».

4.Рудик О.С. «Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности».

5.Ушакова О.С. «Развитие речи детей».

6.Рылеева Е.В. «Вместе веселее!».

7.Щадрина Л.Г., Фомина Е.П «Развиваем связную речь» 

8.Щипицина Л.М «Азбука общения».

     Слайд 1.Тема: Развитие коммуникативных умений дошкольников через художественную литературу

Слайд 2. Так в своей работе с дошкольниками по развитию коммуникативных умений я ориентируюсь на ФГОС ДО и ставлю следующие задачи:

  • Формировать у детей потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями, формировать умение выражать свои эмоции и распознавать эмоции других, выражать свои потребности с помощью вербальных средств;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря;
  • воспитание интереса к художественной литературе;

      Слайд 3. Актуальность

Не все дети одинаково успешно овладевают речью.  В процессе формирования устной и, как следствие, письменной речи часто возникают осложнения, которые нарушают ее развитие. На развитие речи влияют следующие факторы: этнокультура (в городе живут люди разных национальностей), семьи социально запущенные, в таких семьях у родителей нет времени на ребенка, влияние телевизора (дети зачастую из мультфильмов перенимают способы общения друг с другом), загруженность детей (современные родители часто по максимуму нагружают ребенка кружками, занятиями, в результате обычного общения ребенку не хватает).  К этим проблемам необходимо отнестись серьезно и устранить их до того, как они смогут повлиять на развитие ребенка, его психику.

        Слайд 4.

При мониторинге речевого развития детей возникла проблема: у 54 % дошкольников недостаточно развита речевая активность. Поэтому я поставила следующую цель:

         Слайд 5.

Цель: развитие коммуникативных способностей дошкольников через художественную литературу.

Слайд 6

Мне бы хотелось рассказать Вам о некоторых формах работы подробнее: Развитие речи посредством художественной литературы. Цель: Развитие речи с помощью художественной литературы и формирование представлений об окружающем мире на основе литературных произведений.

  • оформление «Книжных уголков». В «Книжных уголках» должна быть представлена литература,   соответствующая возрасту детей,
  • оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей
  • выставки детских рисунков по мотивам   прочитанных произведений.

Более подробно остановлюсь на  работе с сюжетными картинками.

          Слайд 7  

  • В задании «Продолжи сказку» -  первая картинка открыта. Дети должны рассказать сказку.   

Слайд 8

  • В задании «Что пропустили? » расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Детям дается задание узнать, что пропустили, и рассказать сказку.

Слайд 9

  • Задание «Найди ошибку» - на доске выставляется набор картинок заведомо нарушенной последовательностью. Участники должны найти ошибку, исправить ее,

Слайд 10

Развитие речи средствами дидактических игр. Перечислю некоторые виды игр:

  • «Кто что делает» ,
  • «Сравнение»,
  • “Исправь ошибку”,
  • «Опиши, одним словом»,
  • «Кому что нужно»,
  • «Четвертый лишний»,
  • «Уменьшаем и увеличиваем»
  • «Профессии»
  • Собери пословицу
  • Рассказы по рисункам

Предлагаю поиграть в одну игру «Карточки».  Цель: развивать внимание, воображение, память, обогащать словарный запас детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Я буду показывать карточки, и задавать вопросы,  Вы должны будете ответить на вопросы:

  • Что с этим можно делать?
  • Для чего это предназначено?
  • Как это используют?
  • Это овощ или фрукт?
  • Что изображено на картинке?
  • Как это используют?
  • Что можно налить в тарелку?
  • Для чего используют это?
  • От чего защищает кепка?
  • Что можно приготовить из капусты?
  • Что можно налить в бокал?

       Слайд 11

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас дошкольников, также они используются для закрепления словаря детей (глаголы, существительные, прилагательные…). У ребенка развивается речь, внимание, память, навыки общения со сверстниками

Слайд 12

 Развитие речи посредством театрализации, которые развивают речь, развивает умение перевоплощаться в образы сказочных героев, обогащает словарный запас детей. Цель: учить строить диалог; повысить речевую активность посредством элементов театрализованной деятельности;

  Развивать речевые контакты ребёнка с взрослыми и детьми.

Комментарий к фотографиям: обыгрывание сказки «Теремок»,

Слайд 13 

у нас в группе есть следующие виды театра: дисковый театр, кукольный театр, пальчиковый театр,

Слайд 14

различные маски животных. «Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

          Слайд 15

Метод проекта. Проект  даёт возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи.

           Слайд 16

Мы с ребятами готовили проект на тему: « Ознакомление с творчеством А. Л. Барто.» 

Цель проекта: знакомство с творчеством А. Л Барто, развивать коммуникативные и творческие способности, создание продукта деятельности.

Задачи проекта:

  • Работать над выразительной речью детей.
  • Учить стихотворения А.Барто
  • Активизировать деятельность родителей в процессе разучивания стихов с детьми и изготовлении рисунков и поделок

Слайд 17

Формы работы:

  • Знакомство с биографией и творчеством Агнии Львовны Барто

Слайд 18

  • .Чтение и заучивание стихотворений А.Барто из цикла « Игрушки», рассматривание иллюстраций.

         Слайд 19

  • .Игры драматизации: «Бычок», «Зайка», «Мяч»
  • изготовление работ совместно с родителями на  тему: «Нарисуй стихотворение», поделки.

Слайд 20

Комментарий к картинке: родители совместно с детьми рисовали и делали поделки по прочитанным стихотворениям

Слайд 21

Комментарий к диаграмме: Таким образом к концу учебного года,  мы получили следующие результаты : высокий уровень 40% средний уровень 30%, низкий уровень, 30 %.

          Слайд 22

Вывод

  • Во время использования различных форм речевой работы  дошкольники получают опыт общения со сверстниками и взрослыми. У детей развивается воображение, внимание, память, самостоятельность, дети учатся договариваться, дети делятся впечатлениями, выражают свои потребности, обогащается словарный запас детей.

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»

Проект по методической теме «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»Рассказывает о моих наработках....

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»

Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и коммуникативных способностей в процессе ознакомления с художественной литературой. Материал будет полезен воспитателям детского са...

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.

В статье рассматривается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у детей. Развитие у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять эмоциональной ...

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу

Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...

Статья "Развитие связной речи дошкольников через художественную литературу"

В данной статье представлена информация о развитии связной речи дошкольников посредством художественной литературы, роли педагога в ознакомлении детей с литературой, методах ознакомления....