Проект по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме
Введение
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность (игру) и специально организованная система, включающая организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная на развитие диалогической связной речи детей позволит повысить уровень её развития.
Цель проекта: развитие диалогической формы связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
1. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию диалогической формы связной речи дошкольников.
2. Разработать перспективный план мероприятий.
3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
4. Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
5. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
6. Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Продукт проекта:
Ø Разработка перспективного плана мероприятий.
Ø Обновление эстетического пространства группы.
Ø Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.
Ø Оформление стенгазеты «Мы – артисты».
Ожидаемые результаты:
1. Совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
3. Обогащение театрального уголка.
4. Повышение культурного уровня дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_samoobrazovaniyu_teatralizovannaya_deyatelnost.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 48 «Росток»
Проект:
«Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»
Разработчик проекта:
Кастравец Татьяна Леонидовна,
воспитатель группы «Незабудка»
г. Сургут
Введение
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально-игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Гипотеза проекта – предполагается, что целенаправленное развитие речи детей старшего дошкольного возраста эффективно идет через адекватную возрасту совместную деятельность (игру) и специально организованная система, включающая организацию театрализованных игр, взаимодействие участников образовательного процесса, направленная на развитие диалогической связной речи детей позволит повысить уровень её развития.
Цель проекта: развитие диалогической формы связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Для себя я выделила основные актуальные задачи:
- Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию диалогической формы связной речи дошкольников.
- Разработать перспективный план мероприятий.
- Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
- Развивать речь детей как средство общения. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Формировать положительное отношение детей к театрализованным играм.
Продукт проекта:
- Разработка перспективного плана мероприятий.
- Обновление эстетического пространства группы.
- Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.
- Оформление стенгазеты «Мы – артисты».
Ожидаемые результаты:
- Совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
- Обогащение театрального уголка.
- Повышение культурного уровня дошкольников.
Срок реализации проекта:
Долгосрочный, на учебный год. Начало с 1 сентября 2017 по май 2018 гг.
Проект реализуется во время занятий, а также в течение всего дня воспитанниками старших групп, их родителями, воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель ОО.
Форма работы с детьми:
- беседа
- диагностика
- игра "Как вести себя в театре"
- совместная деятельность с детьми в режимных моментах
- непосредственная образовательная деятельность
- самостоятельная деятельность детей
- разыгрывание сказок
- художественное чтение.
Форма работы с родителями:
- индивидуальные беседы на тему: "Играете ли вы с ребенком в театр"
- консультирование
- стенгазета для родителей
- вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое, песенное, танцевальное творчество)
- игры-драматизации, игры-превращения
- упражнения по дикции
- упражнения на развитие мимики
- репетиции и обыгрывание сказок.
Используемые средства:
- костюмы, декорации;
- детские музыкальные инструменты;
- наглядные иллюстрации сказок,
- театральные уголки.
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | 1. Выбор участников проекта. | 1.Подбор материала для осуществления проектной деятельности. | 1.Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | 1.Анализ проблемы. 2.Определение источников информации. 3.Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. 4.Распределение ролей в команде. | 1.Формирование задач, накопление информации. 2.Выбор и обоснование критерия успеха. | 1.Наблюдение. |
Принятие решения | 1.Сбор и уточнение информации. 2.Обсуждение альтернатив. 3.Выбор оптимального варианта. 4.Уточнение планов деятельности. | 1.Работа с информацией. 2.Синтез и анализ идей. | 1.Наблюдение. 2.Консультации. |
Выполнение | 1.Выполнение проекта | 1.Работа над оформлением проекта. 2. Создание предметно-развивающей среды. 3.Оформление уголков для родителей. | 1.Наблюдние, советы. |
Оценка результатов | 1.Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | 1.Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | 1.Наблюдение. 2.Направление процесса анализа. |
Защита проекта | 1.Подготовка к защите. 2.Обоснование процесса проектирования. 3.Обработка полученных результатов, их оценка. | 1.Защита проекта. 2.Участие в коллективной оценке результатов проекта. | 1.Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
- Определение целей.
- Постановка задач проекта.
- Изучение методической литературы по проблеме.
- Диагностическое исследование проблемы.
- Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков.
- Обобщение и анализ полученных данных (приложение 1).
2. Основной этап.
- Разработка сценариев мероприятий.
- Составление перспективного плана.
- Выполнение перспективного плана с детьми.
- Организация работы по театрализованной деятельности в режимных моментах дня.
- Беседы, рассказы, игры-драматизации, упражнения по формированию выразительности, мимики, артикуляционного аппарата.
- Выразительное чтение литературных произведений, знакомство с инсценировкой, работа над ролью.
- Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
- Изготовление атрибутов, костюмов, оформление зала.
- Чтение сценария сказки, слушание музыки, рисование сюжетов сказки.
3. Заключительный этап.
- Итоговая беседа с детьми о впечатлениях праздника.
- Организация открытого просмотра драматизации с участием детей, для родителей и воспитанников младшего возраста.
- Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.
- Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы.
- Разработка методических рекомендаций для воспитателей во теме проекта.
- Отзывы родителей.
Ожидаемые результаты:
- Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической формы связной речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.
- 2. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
- 3. Обогащение театрального уголка
- Повышение культурного уровня дошкольников.
Дальнейшее развитие проекта.
- Продолжать работу по данной теме.
- Обогащать театрализованный опыт дошкольников, воспитывать выразительность речи: создавать условия для развития позитивных качеств личности каждого ребенка.
Критерии оценки:
Оптимальный уровень - творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
Достаточный уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Список литературы:
- Антипина, Е. А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е. А. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010
- Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 1991.
- Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
- Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т. И. Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994.
- Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Гурьева Н.А. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. С-Пб., «Паритет», 2006 г.
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001.
- Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е. В. Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
- Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста...
Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
ВЫступление на педагогическом совете...
Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания....
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Каждое видов искусства играет важную роль в становлении личности ребенка. Н...
"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"
План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"Цель: развитие твор...
Театрализованная деятельность как средство развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка дошкольного возраста
В статье говорится о том, что театрализованная деятельность являетс источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий, развивает эмоциональную сферу ре...
"Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста"
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многоообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы ...