Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первыеосмысленныесловапоявляютсяуребенкакконцупервогогодажизни. Послеполуторалетобогащениеактивногословаряпроисходитбыстрымитемпами, икконцувторогогодажизнионсоставляет 300 – 400 слов, ктремгодамможетдостигать 1500 слов. Третийгоджизни–периоднаибольшегоувеличенияактивногословарногозапаса. Кчетыремгодамколичествословдоходитдо 1900, впятьлет–до 2000 – 2500, ав 6 – 7 летдо 3500 – 4000 слов. Особеннобыстроувеличиваетсячислосуществительныхиглаголов, медленнорастетчислоиспользуемыхприлагательных. Составсловаряотражаеткругинтересовипотребностейребенка.
На 2-омгодужизнидетиосваиваютназваниятехпредметоводежды, мебели, посуды, игрушекидр., скоторымионидействуютвдетскомсадуидома. Кконцувторогогодажизниможноговоритьовозникновенииэлементарныхобобщений. Наэтойосновевозникаетвозможностьучитьдетейобозначатьоднимсловомсходныепредметыидифференцировать (различать) однигруппыпредметовотдругих.
На 3-емгодужизнисловарьдетейпополняетсявпроцессеосвоенияболееширокогокругапредметовдомашнегообихода, скоторымидействуют, ионисами, ивзрослые. Дошкольникиосваиваютназванияпредметовболеедалекогоокружения, которыевидятнаулицах, впаркахидругихместах.
На 4-омгодудетидолжныточноназыватьвсевещиобихода, предметыобстановки, разныетранспортныесредстваит.п., т.е. то, счемонисталкиваютсяповседневно. Вэтомвозрастевпрограммезначительноевниманиеуделяетсявведениювсловарьдетейслов, обозначающихкачестваисвойствапредметов: дифференцируютсячастиидеталипредметов, ихвеличина, атакжепространственныеивременныеотношения, чтонаходитотражениевсоответствующемсловаре, обозначающемчастисутокиихпризнаки, вводятсяслова, обозначающиепространственныеотношения. Расширяетсявсловаредетейикругслов, обозначающихназванияцветовиформокружающихпредметов, атакжевкусовыхощущений.
На 5-омгодужизнипредусматриваетсявведениевактивныйсловарьназванийвсехпредметов, скоторымиребеноксталкиваетсявжизни. Вводятсявактивныйсловарьслова, обозначающиечастиидеталипредметов, ихкачестваисвойства, пространственныеивременныеотношения. Вэтомжевозрастевсловарьвводятсяслова, обозначающиеэлементарныебытовыепонятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посудаидр.), наосновевыделениясущественныхпризнаковиобобщенияпоним.
На 6-омгодужизниглавнымсодержаниемсловарнойработывпроцессеознакомленияспредметамистановитсядальнейшеевведениевсловарьслов, обозначающихдифференцированныекачестваисвойствапостепенивыраженности, атакжевключаютвсловарьназванияматериаловиихпредметов.
На 7-омгодужизниособоевниманиеуделяетсяточностисловоупотребленияприобозначениикачеств, особенностейпредметовиматериалов. Продолжаетсяработапоформированиюновыхпонятийидифференцировкеизвестных, инаэтойосноверасширяетсясловарь.
Однаковажнонесамопосебеобогащениесловаря, аегокачественноеразвитие–развитиезначенияслов. Четкаяпредметнаясоотнесенностьвозникаетнессамыхраннихэтаповжизниребенка, аявляетсяпродуктомразвития. Сначаласловоассоциируетсядлямалышатолькосконкретным, «единичным»предметом, постепенносразвитиемспособностиобобщенияононачинаетобозначатьвсепредметыданнойкатегории. К 4 – 5 годамдетиосознаютмногозначностьслов, нонеулавливаютихпереносногозначения. Уточнениесмысловогосодержаниясловк 6-7 годамещетольконабираетсилу. Этосвязаносусвоениемновыхзнанийомиреисзарождениемэстетическогоотношенияксловуиречивцелом. Словарныйзапасактивнообогащаетсязасчетслов, придуманныхими («намакаронился», «грязиновыесапоги»). Словотворчествоявляетсяважнейшейособенностьюдетскойречи–показательосвоенияморфологическихэлементовязыка.
Важнаязадачавоспитанияиобучениясостоитвучетезакономерностейосвоениязначенийслов, впостепенномихуглублении, формированииуменийсемантическогоотборасловвсоответствиисконтекстомвысказывания.
Сегодняпринятовыделятьчетыреосновныезадачи:
• Обогащениесловаряновымисловами, усвоениедетьмиранеенеизвестныхслов, атакжеусвоениеновыхзначенийрядаслов, ужеимеющихсявлексиконе;
• Закреплениеиуточнениесловаря;
• Активизациясловаря–новоесловодолжновойтивсловарьвсочетаниисдругимисловами, чтобыдетипривыклиупотреблятьихвнужномслучае;
• Устранениеизречидетейнелитературныхслов.
Преждевсегодетиусваивают:
• Бытовойсловарь: названиечастейтела, лица; названиеигрушек, посуды, мебели, одежды, предметовтуалета, пищи, помещений;
• Природоведческийсловарь: явлениянеживойприроды, растений, животных;
• Обществоведческийсловарь: слова, обозначающиеявленияобщественнойжизни (трудлюдей, роднаястрана, национальныепраздники, армияидр.);
• Эмоционально-оценочнуюлексику: слова, обозначающиеэмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественнуюоценкупредметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональнаязначимостькоторыхсоздаетсяприпомощисловообразовательныхсредств (голубушка, голосок), образованиесинонимов (пришли–приплелись, засмеялись–захихикали), спомощьюфразеологическихсочетаний (нестисьсломяголову), слова, всобственнолексическомзначениикоторыхсодержитсяоценкаопределяемыхимиявлений (ветхий–оченьстарый);
• Лексику, обозначающуювремя, пространство, количество.
Вактивномсловаредетейдолжныбытьнетольконазванияпредметов, ноиназваниядействий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающиевидовыепонятия (названияотдельныхпредметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспортидр.) иотвлеченныеобобщенныепонятия (добро, зло, красотаидр.).
Словарнаяработавкаждойгруппепроводитсясучетомвозрастныхииндивидуальныхособенностейсловаря, психическогоразвитиявцелом, атакжетекущихвоспитательныхзадач.
Методыиприемысловарнойработы.
1. Методынакоплениясодержаниядетскойречи (методыознакомлениясокружающиммиром, обогащениясловаря): рассматриваниеиобследованиепредметов, наблюдение, осмотрыпомещенийдетскогосада, целевыепрогулкииэкскурсии; опосредованноеознакомление: рассматриваниекартинсмалознакомымсодержанием, чтениехудожественныхпроизведений, показкино-,диа-,видеофильмов, просмотркинопередач.
2. Методыдлязакрепленияиактивизациисловаря: рассматриваниеигрушек, рассматриваниекартинсхорошознакомымсодержанием, дидактическиеигры, чтениехудожественныхпроизведений, дидактические (словарные) упражнения.
Театрализованныеигры, праздникииразвлечения, участиевконцертах, утренникахспособствуютактивизацииобразногословаря.
СловарнаяработапроводитсявовремявсехвидовНОД, врежимныемоменты. Такимобразом, развитиесловаряосуществляетсявразныхвидахдеятельности. Важнопомнить, чтодляэтогонеобходимонаправлятьпроцессобогащенияиактивизациисловарядетей, используяразныеприемысловарнойработысучетомособенностейкаждоговидадеятельности.
Предлагаемыенижесловесныеигрыиупражненияспособствуютактивизацииречевогоразвитиядетей. Вэтиигрыможноигратьсдетьмикаквдетскомсаду, такипредложитьихродителям.
1. "Словоналадошке". Назватьслова, которыенаходятсяуВасвкармане, напотолке, налицеит.д.
2."Чтобывает?". Подобратькприлагательномусогласованноеснимвроде, числе, падежесуществительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомкинеобходимыдляразвитиячеткойартикуляцииидикции.
Проворонилаворонавороненка.
ТкетткачтканинаплатьеТане.
4."Общиеслова".
1)Ребенокдолженназватьфрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
2)Ребенкупредлагаетсяназватьоднимсловом: н-р, сосна, береза, клен - это...
5."Четвертыйлишний".
Ребенокдолженназвать, чтолишнее, иобъяснитьпочему.
Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай". Считаемвсе, чтоможнопосчитать. Н-р: однояблоко, дваяблока, трияблока, четыреяблока, пятьяблок.
Можнодобавитьприлагательное: однокрасноеяблоко, двакрасныхяблока... пятькрасныхяблокит.д.
7. "Скажинаоборот".
Взрослыйназываеткакое-либослово, аребенокподбирает "словонаоборот".
Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... ит.п.
Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...
Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... ит.п.
Наречия: далеко - ..., высоко - ...
8. "Подберислово".
Ребенкупредлагаетсяподобратьсловонакакой-либозвук, сначала - любыеслова, апотом - полексическойтеме, н-р: "назовифрукт, названиекоторогоначинаетсясозвукаА" (апельсин, абрикос, ананас...)
9."Большой - маленький".
Ребенкупредлагаетсяназватьласково, н-р, ложка - ложечка, стул - стульчикит.д.
10."Отгадайзагадку".
Загадкиучатдетейобразномыслить. Предлагайтедетямотгадыватьихкакможночаще.
Н-р: "Круглыйбок, желтыйбок, сидитнагрядкеколобок. Чтоэто?" (репка)
Загадывайтедетямописательныезагадки, н-р: Этоовощ, растетнагрядке, круглый, красногоцвета, сладкийнавкус, егокладутвсалат. (помидор)
11. "Назови, какой...".
Образованиеприлагательных. Н-р, соксделанизяблок, значитоняблочный, вареньеизяблок - яблочноеит.д.
12. "Подберислово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка - …
13. "Расскажистихотворение".
Заучивайтесдетьмистихотворения, ониразвиваютпамятьимышление.
14. "Расскажисказку". Читайтедетямсказки, беседуйтепосодержанию, разыгрывайтесказкипоролям, рисуйтекартинкипосказкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
ВЫступление на педагогическом совете...
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...
Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...
Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...
Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи) Чтобы правильно организовать познавательно – речев...
"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...