Программа развития речи детей 3-4 лет
рабочая программа по развитию речи (младшая группа) на тему
Программа направлена на развитие активной речи у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.
Задачи:
1. Развитие активной речи, диалоговой речи
2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации
3.развитие слухового внимания и памяти
4. развитие мелкой моторики
5. укрепление мышц артикуляции
Планируемый результат.
Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами свои переживания, чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_rechi.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы речевого развития детей 3-4 лет
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Программа направлена на развитие активной речи у детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять (10) занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 3 занятия в неделю, продолжительность программы – 3 недели. Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе. Форма проведения – групповая.
Актуальность.
В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000), и в норме пользуется ими активно, стоит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.
Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развитие активной речи, диалоговой речи
2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации
3.развитие слухового внимания и памяти
4. развитие мелкой моторики
5. укрепление мышц артикуляции
Планируемый результат.
Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами свои переживания, чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.
Параметры результативности и диагностика:
В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.
Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).
Адресат – воспитанники ДОУ.
- Концептуальные компоненты программы.
Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.
Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.
Поурочно-тематический план
№ | Тема/упражнения | Цель |
1 | Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод | Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики |
2 | Волшебный мешочек, Кто как говорит? Стих-диалог | Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы Приветствие |
3 | Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра | развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики |
4 | Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка | развитие диалоговой речи, моторики |
5 | Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки» | развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи |
6 | Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много» | развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса |
7 | Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра | развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации |
8 | Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки» | развитие слухового внимания и памяти, моторики |
9 | Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера..» | развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции |
10 | Игра «олдин-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра | развитие активной речи, моторики |
Заключение.
В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский
Список литературы:
- Ирина Асеева «Стихи-болтушки»
- Кулагина М. «Возрастная психология»
- Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)
- Янушко Елена «Новый ребенок»
Занятие 1
Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.
Приветствие:
Вот звенит звоночек.
-Здравствуй, мой дружочек!
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.
- Психолог читает вслух стих, а дети рифмуют недостающие слова. Работа с книгой.
-Добрый день, лягушка!
- Ква!
-Комара поймала?
-Два?
- Как дела, подружка?
- Так…
- Что в корзиночке?
- Пятак!
-Денежка? Зачем?
- Коплю! Платье новое куплю! 2 раза
2. Пальчиковая игра
«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали! Повторить 2 раза.
3.Психолог читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, оком, очем рассказ, понравился ли, кто герои?
4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?
5. Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
Прощание.
Вот звенит звонок опять, убегаем мы играть.
Занятие 2
Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы
Приветствие
- Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
- Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.
3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму
-Как пойдем гулять?
- Топ-топ!
-Как мы дверь закроем?
-Хлоп!
-Кошка к нам с крылечка
-Прыг.
- Воробьишки:
-Чик-чирик!
-Кошка рада птичкам:
-Мурр.
-Воробьи взлетели
-Фурр.
-Дальше ножками:
-Топ-топ!
- И теперь калиткой:
-Хлоп!
-Как трава шумит?
-Шшш…
-Кто в траве шнряет?
-Мышь.
-На цветке пчела:
-Жу-жу.
-Ветер листьями:
-Шу-шу.
-Речка струйками:
-Трень-брень.
-Здравствуй, яркий светлый день!
4. Пальчиковая игра
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Ситротка!
И крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка!
Все проснулись, потянулись.
Прощание
Занятие 3
Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики
Приветствие
- Рассказ о зайце (с.38.)
- Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.
После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.
Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча дети приклеивают вату, и маркером рисуют ему глаза и нос.
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
Прощание
Занятие 4
Цель: развитие диалоговой речи, моторики
Приветствие
- Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение, чем рассказ, кто герои?
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Физминутка: Как под горкой снег,
И на горке снег,
А под горкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь (3 раза)
Прощание
Занятие 5
Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи
Приветствие
- Звуки леса, деревни, города
Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:
Один раз повернусь- и холодным становлюсь,
А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.
Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.
Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма « Звуки зимнего леса»
Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.
Далее снежинки летят на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.
Потом ведущий предлагает расколдоваться.
Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,
Второй раз повернусь – человеком становлюсь.
- Хоровод
Малыши по лесу ходят
И следы они находят.
Видят малыши - следы на снегу:
Черточка и еще две,
Это птичка снегирек- синяя шапочка,
Красная грудка
И веселый хвостик.
По снежочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык,
Мы дадим им хлебные крошечки.
Птичка поклевала,
Спасибо сказала
И дальше полетела.
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Хлопки.
На каждый слог-хлопок.
Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,
Занятие 6
Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса
Приветствие
- Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.
- Кто как говорит? Один ребенок из группы подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.
После того, как дети покажут 3-4 животных, психолог предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик
Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?
- Игра «Один-много»
Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»
«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.
Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.
- Разминка - Хоровод
Малыши по лесу ходят
И следы они находят.
Видят малыши - следы на снегу:
Черточка и еще две,
Это птичка снегирек- синяя шапочка,
Красная грудка
И веселый хвостик.
По снежочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык,
Мы дадим им хлебные крошечки.
Птичка поклевала,
Спасибо сказала
И дальше полетела.
Прощание
Занятие 7
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации
Приветствие
- Звуки детского сада, стройки, праздника
Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:
Один раз повернусь- и холодным становлюсь,
А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.
Далее дети представляя себя снежинками, сидя на стульях, закрывают глаза.
Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма « Детские голоса»
Далее снежинки открывают глаза и ведущий спрашивает, что дети услышали, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.
Далее снежинки летят на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И также обсуждают, что они слышали, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.
Потом ведущий предлагает расколдоваться.
Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,
Второй раз повернусь – человеком становлюсь.
- Пальчиковая игра
Сидели два медведя, толкались на суку,
Один читал газету, другой молол муку,
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке.
Ухо в кислом молоке. 3 раза
- -Как пойдем гулять?
- Топ-топ!
-Как мы дверь закроем?
-Хлоп!
-Кошка к нам с крылечка
-Прыг.
-Воробьишки:
-Чик-чирик!
-Кошка рада птичкам:
-Мурр.
-Воробьи взлетели
-Фурр.
-Дальше ножками:
-Топ-топ!
- И теперь калиткой:
-Хлоп!
-Как трава шумит?
-Шшш…
-Кто в траве шнряет?
-Мышь.
-На цветке пчела:
-Жу-жу.
-Ветер листьями:
-Шу-шу.
-Речка струйками:
-Трень-брень.
-Здравствуй, яркий светлый день!
Прощание
Занятие 8
Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики
Приветствие
- Рассказ «Рождественская сказка»
Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?
- Физминутка
Как под горкой снег,
И на горке снег,
А под горкой спит медведь
Тише, тише, не шуметь (3 раза)
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
- Хлопки.
На каждый слог-хлопок.
Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.
Прощание
Занятие 9
Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции
Приветствие
- Мимическая гимнастика
-улыбнулись широко
-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту
-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.
- кошка умывается, лапки вылизывает.
- губы в одну сторону, в другую, по кругу
-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.
- Пальчиковая игра. Дети говорят вместе с психологом и повторяют движения.
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Середка!
-Вставай, Ситротка!
И крошка-Митрошка.
Привет, Ладошка!
Все проснулись, потянулись.
- Игра « я вчера»
Психолог говорит: «Я вчера ездила на метро»
А что вы делали вчера? Дети по очереди говорят, чем они занимались, одно занятие.
Далее, «Я сегодня», Психолог говорит «Я сегодня пойду в театр», дети продолжают.
- Пальчиковая игра
Сидели два медведя, толкались на суку,
Один читал газету, другой молол муку,
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку.
Нос в муке, хвост в муке.
Ухо в кислом молоке. 3 раза
Прощание
Занятие 10
Цель: развитие активной речи, моторики
Приветствие
- Игра «Один-много»
Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»
«Одна собака-много …» , дети заканчивают фразу.
Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз
- -Добрый день, лягушка!
- Ква!
-Комара поймала?
-Два?
- Как дела, подружка?
- Так…
- Что в корзиночке?
- Пятак!
-Денежка? Зачем?
- Коплю! Платье новое куплю! 2 раза
- Психолог предлагает сочинить сказку.
«Ребята, а давайте придумает сказку, я начну, а вы по очереди продолжите?
Жила была лиса…
Дальше с помощью наводящих вопросов дети составляют по одному предложению. В конце пихолог повторяет все услышанное и составляет сказку.
«Вот какие мы с вами молодцы, какую интересную сказку сочинили»
- Пальчиковая игра
Запели пять ангелочков,
Запрыгали пять ангелочков,
Один раздул в печи огонек,
Второй поставил котелок,
А третий кашку наливает,
Четвертый сахар добавляет,
А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись
Прощание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий "Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». (Программа «Развитие речи детей 3-7 лет
Новизна: предложенные в ходе занятия формы работы уже использовались педагогами и раньше. Новизна заключается в сочетании данных форм и при...
Программа развития речи детей пятого года жизни
В программе развития речи дана-характеристика речевого развития - воспитание звуковой культуры речи-словарная работа-формирование грамматического строя речи-развитие связной речи детей 5-го года ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Развитие речи детей раннего возраста»
Программа предназначена для детей раннего возраста. Нормативный срок освоения данной программы - 42 дня в условиях реабилитационного центра....
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет
Рабочая программа "Развитие речи детей с помощью игровых методов и приемов Триз" возраст 5-6 лет...
Рабочая программа Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с русским фольклором в условиях детского сада «Берёзка»
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются...
Парциальная программа "Развитие речи детей с использованием пальчиковых и развивающих игр"
Парциальная программа "Развитие речи детей с использованием пальчиковых и развивающих игр" для детей второй младшей группы...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ. Ушакова О.С.
У детей дошкольного старшего возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют п...