Программа развития речи детей пятого года жизни
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
В программе развития речи дана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_rechi_4-5_let.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития речи детей пятого года жизни
Характеристика речевого развития
Главное направление развития речи на пятом году жизни — это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение находить слова, близкие по звучанию.
Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины слово, звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова, разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом — его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки. (Мяч — это игрушка: в него играют.) Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением).
Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами («детскими» словами типа машинский, от- кнопил, ползук). Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование согласных в основах глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы образования существительных с суффиксами эмоционально-экспрессивной оценки, с суффиксами, обозначающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных.
Дети осваивают умение строить разные типы высказывания — описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа).
Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не научились связывать между собой предложения и части высказывания.
Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово- и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.
Воспитание звуковой культуры речи
Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь).
Дети средней группы знакомятся с терминами: уточняется термин «звук», с которым они познакомились в младшей группе, появляется термин «слово». С помощью игр и упражнений «Как слово звучит», «Найди первый звук» дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию, могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные. Дети подбирают игрушки или предметы, в названиях которых есть определенный звук.
Детей пятого года жизни нужно научить понимать, что слова и звуки произносятся в определенной последовательности, т. е. показывать им «звуковую линейку» (разработка Г.А. Тумаковой), которая демонстрирует последовательность произнесения звуков (а... у... = ау).
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых и сверстников.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и предложений широко используется специальный материал — чистого- ворки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, которые дети произносят с разной силой голоса и в разном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
Дети среднего дошкольного возраста могут уже осознавать особенности своего произношения, поэтому уместны вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок. Отвечая на вопросы, дети задумываются над оформлением своих высказываний.
Содержание работы по воспитанию разных аспектов звуковой культуры речи, ознакомление с особенностями звучащего слова подробно освещены в работах А.И. Максакова и Г.А. Тумаковой.
Словарная работа
Особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы), уточняются обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда ). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима). Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, подбирают не только действия к предмету (лейка... утюг... молоток... нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки в огороде; гладить можно... платье, брюки, одежду). Одновременно проводится работа по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения.
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать ветер (вьюга, солнце)?»). Одновременно можно учить детей понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов (например, идет можно сказать о человеке, автобусе, поезде, часах, мультфильме).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий — горький, старый — новый. При знакомстве с многозначными словами (лапка,ручка) необходимо использовать наглядный материал (рисунки, иллюстрации), например, находить на рисунке предметы, которые называются одним словом игла (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов. (Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? Почему шапку называют ушанкой, цветок — подснежником?) Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать слова и словосочетания в играх: «Кто (что) может быть легким (тяжелым, добрым, веселым...)?», «Как сказать по-другому?», «Почему так называют?», «Продолжи цепочку слов». От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и наконец, они могут составить рассказ с многозначными словами, т. е. перенести усвоенные лексические навыки в связное высказывание.
Формирование грамматического строя речи
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро). Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой, спляши, попрыгай) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Дети также упражняются в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).
В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок — утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар — сахарница, салфетка — салфетница, но масло — масленка и соль — солонка).
Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла). Дети также учатся образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, петух кукареку — кукарекает, поросенок хрю-хрю — хрюкает). Широко используется обучение умению соотносить однокоренные существительные и глаголы (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, учитель — учит, строитель — строит, но врач лечит, портной шьет).
Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны ... ?» ).
В средней группе можно вводить «ситуацию письменной речи», когда взрослый записывает то, что диктует ребенок. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, что способствует развитию связной речи.
Развитие связной речи
В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных.
В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем вместе со взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявлению причинной связи: «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения.
В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету). Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего имеются схемы составления совместного рассказа. В результате дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды...», «Как-то раз...», «Дело было летом...» и т. п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. При этом необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Одновременно развивается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Широко используется коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.
Такое составление высказываний подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало по первой картинке, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает рассказ. Взрослый помогает детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками: и вот тогда, вдруг, в это время. Индивидуальная работа в обучении рассказыванию (при описании игрушки, предмета, картинки) способствует подведению ребенка к самостоятельному рассказыванию.
Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.
Обучение связной речи помогает совершенствовать составление описательных и повествовательных рассказов, использование элементов рассуждения, развивает умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц.
Литература:
Развитие речи детей 4-5 лет; программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения/ авт.-сост. О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.- 2-е изд., дораб.- М.:Вентана-Граф, 2015.-192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"
Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....
Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"
Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Игры по развитию речи в средней группе...
Дидактические игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни
Игры по развитию речи в средней группе...
Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИРабота по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, ...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...
"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...