Работа с родителями по развитию речи детей
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Старостина Марина Алексеевна

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №74 г. Йошкар-Олы «Родничок»

Проект на тему:

«Работа с родителями по развитию речи детей»

Старшая группа «Улыбка»

 

 Разработала:  воспитатель

 Старостина Марина Алексеевна

                                                   

       

г. Йошкар-Ола

2016г.

Проект

на тему:

 «Работа с родителями по развитию речи детей».

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»
                             В.А. Сухомлинский
 

Аннотация.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче  и правильнее у ребенка речь:
тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Актуальность.

Заключается в ее соответствии требованиям социальных условий сегодняшнего дня. Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро.  В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

        

Важной отличительной особенностью работы по развитию речи является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников:

  • Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка;
  • Показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания;
  • Раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания;
  • Формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения детей (радоваться успехам).

Задачи  проекта. 

  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
  • Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников.
  • Познакомить родителей  с разнообразными  формами работы по активизации речевого развития детей.
  • Способствовать приобщению родителей  к воспитательно-образовательному процессу.

Проектная идея. Объединить родителей, воспитателей и детей в совместной деятельности: развитие речи детей.

Тип проекта.  Информационный, проблемно-поисковый, творческий, групповой.

Сроки реализации:  долгосрочный – учебный год.

Цель проекта.  Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Исследование эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок» старшая группа «Улыбка».

Объект исследования.  Процесс развития речи у детей  старшего  дошкольного возраста.

Предмет исследования. Развитие речи детей посредством взаимодействия родителей и воспитателей.

Целевая аудитория проекта. Дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

Теоретическая значимость. В проекте уточнены представления о применении работы с родителями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость. Получение новых знаний детьми. Разработанные конспекты ООД, методические рекомендации, картотеки речевых игр могут быть использованы педагогами дошкольного образования. Анкетирование, консультации могут быть использованы родителями для речевого развития детей.

Научная новизна  заключается в том, что в данном проекте была предпринята попытка исследования эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителям.

 

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты.

I  ЭТАП – подготовительный (информационно-аналитический)

Цель: Создание условий для проведения исследования.

Задачи работы.

  • Изучение методической  литературы, чтение художественной литературы по теме исследования.
  • Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ по проблеме исследования.
  • Диагностика и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Изучение мнения родителей по данной проблеме.

Прогнозируемый результат. Сообщение темы проекта. Создание и формирование проблемного вопроса, подбор теоретического  материала по развитию речи, получение данных констатирующей диагностики уровня развития речи. Составление плана основного этапа работы,  определение цели и задачи проектной деятельности. Анкетирование родителей.

II  ЭТАП – основной, исследовательский (практический).

Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией проекта.

Задачи работы.

  • Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий  (ООД) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
  • Активизация речевого развития детей в тесном сотрудничестве и партнерстве детского сада и семьи.
  • Разработать консультации для родителей по теме исследования.

Прогнозируемый результат. Материальное оснащение исследования и поиск дополнительных ресурсов. Координация работы участников проекта. Определение взаимоотношений в проекте. Разработка конспектов мероприятий для развития речи детей посредством взаимодействия с родителями. Положительная динамика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка и проведение консультаций для родителей,  составление картотеки дидактических игр по речевому развитию детей.

Проведение игр, занятий положительно влияющих на уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в практику работы взаимодействия с родителями. Проведение организованной образовательной деятельности по речевому развитию, чтение художественной литературы, совершенствование звуковой культуры речи…

III  ЭТАП – заключительный, контрольно-обобщающий

Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.

Задачи работы.

  • Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта, подвести итоги исследования и определить направления дальнейшей работы.
  • Провести контрольное исследование: диагностику и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
  • Подготовить презентацию и защитить проект на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями по развитию речи детей».

Прогнозируемый результат. Систематизация накопленного материала. Определение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Формы работы с родителями.

  • Родительские собрания;
  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
  • Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей;
  • Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии, дни рождения детей.

Анкетирование. Одна из активных форм получения и обмена информацией  по разным вопросам. Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении.

        

Консультации. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

С помощью их мы стремимся дать родителям квалифицированный совет.

Разработаны консультации для родителей:

  • «Познавательно-речевое развитие дошкольников»;
  • «Развитие речевой активности детей»;
  • «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»;
  • «Научите ребенка красиво говорить»;
  • «Развиваем речь через лепку»»
  • «Роль семьи в развитии речи детей»;
  • «Рекомендации по развитию устной речи ребенка»;
  • «Дидактические игры по развитию речи детей»

Родительские собрания. Цель: просвещение родителей по проблеме речевого развития детей и  привлечение их к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей.

Индивидуальные встречи. Выстраиваются в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течении всего года. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

Заключение. По результатам проделанной работы можно сделать вывод: целенаправленная работа по развитию речи детей путем приобщения родителей воспитанников дает положительные результаты. В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи – самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д. Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых – родителей и воспитателей – в глазах ребенка.

Взаимодействие воспитателей  с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Родители воспитанников из «зрителей» становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагогов. Поэтому переоценить важность семьи невозможно. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с родителями по развитию речи детей Автор презентации: Старостина Марина Алексеевна МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок» Старшая группа: «Улыбка»

Слайд 2

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Актуальность проблемы Заключается в ее соответствии требованиям социальных условий сегодняшнего дня. Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.

Слайд 4

Основные цели взаимодействия педагогов и родителей Объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка; Показ наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания; Раскрытие возможности переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания; Формирование у родителей желания и умения общаться с детьми, правильно реагировать на проблемы (помогать преодолевать их) и достижения детей (радоваться успехам).

Слайд 5

Задачи проекта Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников. Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей. Способствовать приобщению родителей к воспитательно-образовательному процессу. Проектная идея . Объединить родителей, воспитателей и детей в совместной деятельности: развитие речи детей. Тип проекта . Информационный, проблемно-поисковый, творческий, групповой. Сроки реализации . Долгосрочный – учебный год.

Слайд 6

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Исследование эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников. Экспериментальная база исследования. МБДОУ «Детский сад №74 «Родничок» старшая группа «Улыбка». Объект исследования . Процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования . Развитие речи детей посредством взаимодействия родителей и воспитателей . Целевая аудитория проекта . Дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители. Цель проекта

Слайд 7

Теоретическая значимость В проекте уточнены представления о применении работы с родителями в развитии речи детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость Получение новых знаний детьми. Разработанные конспекты ООД, методические рекомендации, картотеки речевых игр могут быть использованы педагогами дошкольного образования. Анкетирование, консультации могут быть использованы родителями для речевого развития детей. Научная новизна Заключается в том, что в данном проекте была предпринята попытка исследования эффективности развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителям.

Слайд 8

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты I этап – подготовительный (информационно-аналитический) Цель: Создание условий для проведения исследования. Задачи работы. Изучение методической литературы, чтение художественной литературы по теме исследования. Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ по проблеме исследования. Диагностика и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Изучение мнения родителей по данной проблеме. Прогнозируемый результат. Сообщение темы проекта. Создание и формирование проблемного вопроса, подбор теоретического материала по развитию речи, получение данных констатирующей диагностики уровня развития речи. Составление плана основного этапа работы, определение цели и задачи проектной деятельности. Анкетирование родителей.

Слайд 9

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты II этап – основной, исследовательский (практический) . Цель: Организация образовательного процесса в соответствии с реализацией проекта. Задачи работы. Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий (ООД) по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Активизация речевого развития детей в тесном сотрудничестве и партнерстве детского сада и семьи. Разработать консультации для родителей по теме исследования. Прогнозируемый результат. Материальное оснащение исследования и поиск дополнительных ресурсов. Координация работы участников проекта. Определение взаимоотношений в проекте. Разработка конспектов мероприятий для развития речи детей посредством взаимодействия с родителями. Положительная динамика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка и проведение консультаций для родителей, составление картотеки дидактических игр по речевому развитию детей.

Слайд 10

Основные этапы работы и прогнозируемые результаты III этап – заключительный (контрольно - диагностический) Цель: Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования. Задачи работы. Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта, подвести итоги исследования и определить направления дальнейшей работы. Провести контрольное исследование: диагностику и анализ уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Подготовить презентацию и защитить проект на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями по развитию речи детей». Прогнозируемый результат. Систематизация накопленного материала. Определение уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ.

Слайд 11

Формы работы с родителями по развитию речи детей Родительские собрания; Индивидуальные и групповые консультации; Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития; Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы); Анкетирование и тестирование родителей с целью коррекции речевого развития детей; Совместные с родителями праздники, развлечения, экскурсии, дни рождения детей.

Слайд 12

Анкетирование Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам. Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении.

Слайд 13

Консультации Консультации могут быть индивидуальные и групповые. С помощью их мы стремимся дать родителям квалифицированный совет. Разработаны консультации для родителей: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»; Рекомендации по развитию устной речи ребенка; «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»; «Научите ребенка красиво говорить»; «Развиваем речь через лепку»» «Роль семьи в развитии речи детей»; «Развитие речевой активности детей»; «Дидактические игры по развитию речи детей»

Слайд 14

Индивидуальные встречи Выстраиваются в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течении всего года. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей. Родительские собрания Цель: просвещение родителей по проблеме речевого развития детей и привлечение их к сотрудничеству и взаимодействию в работе по развитию речи детей.

Слайд 15

Заключение Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности, проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка группы. Опыт взаимодействия с родителями показал, что в результате применения современных форм работы позиция родителей стала более гибкой. Родители воспитанников из «зрителей» становятся активными участниками воспитательного процесса и помощниками педагогов. Поэтому переоценить важность семьи невозможно. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями по развитию речи детей в логопедической подготовительной к школе группе.

Программа рассчитана  на детей 5-6лет, воспитанников логопедических групп детского сада и их родителей.Цель: развитие речи детей и сплочение семьи в совместной деятельности.Задачи:a)...

Работа с родителями по развитию речи детей раннего возраста

Информационные материалы для родителей по развитию речи детей раннего возраста с использованием малых средств фольклора...

Работа с родителями по развитию речи детей

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внима...

Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей

В метерриале даны разнообразные методы работы с ролителями...

Организация работы с родителями по развитию речи детей

quot;Развитие общего механизма речи опирается не столько на усвоение воспринятых слов, сколько на продуктивный принцип формирования языка. При этом происходит саморазвитие языковой системы в де...

Консультация для родителей "Совместная работа с родителями по развитию речи детей"

Опыт работы с родителями по развитию речи дошкольников в совместной деятельности через проекты, консультации, мастер-классы...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...