Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Содержание раздела «Речевое развитие»
№ | Раздел | стр |
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Тематический план
| 2 |
3 | Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
| 3 |
4 | Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» | 3 |
5 | Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
| 5 |
6 | Средства обучения
| 5 |
6.1 | Оборудование
| 5 |
6.2 | Учебно-наглядные пособия
| 5 |
6.3 | УМК | 6 |
7 | Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
| 7 |
7.1 | Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие»
| 7 |
7.2 | Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» («Обучение грамоте»)
| 17 |
8 | Приложение
| 18 |
Содержание раздела «Речевое развитие»
№ | Раздел | стр |
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Тематический план
| 2 |
3 | Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
| 3 |
4 | Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» | 3 |
5 | Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
| 5 |
6 | Средства обучения
| 5 |
6.1 | Оборудование
| 5 |
6.2 | Учебно-наглядные пособия
| 5 |
6.3 | УМК | 6 |
7 | Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
| 7 |
7.1 | Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие»
| 7 |
7.2 | Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» («Обучение грамоте»)
| 17 |
8 | Приложение
| 18 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_podgotovitelnaya.docx | 110.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание раздела «Речевое развитие»
№ | Раздел | стр |
1 | Пояснительная записка | 2 |
2 | Тематический план | 2 |
3 | Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» | 3 |
4 | Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие» | 3 |
5 | Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие» | 5 |
6 | Средства обучения | 5 |
6.1 | Оборудование | 5 |
6.2 | Учебно-наглядные пособия | 5 |
6.3 | УМК | 6 |
7 | Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» | 7 |
7.1 | Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» | 7 |
7.2 | Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» («Обучение грамоте») | 17 |
8 | Приложение | 18 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский. Рабочая программа составлена с учетом содержания образовательной области «Речевое развитие» Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др.
Данная программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Основной общеобразовательной программы МДОУ "Детский сад "Сказка" п. Правохеттинский.
Реализация данного раздела направлена на развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи- диалогической и монологический форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Обучение осуществляется в форме организованной непрерывной образовательной деятельности; игровых образовательных ситуаций; проектной деятельности; в повседневном общении педагога с детьми, в совместной деятельности педагога и детей.
Цель программы
- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающим на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи образовательной деятельности
- поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
- развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
- поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
- развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
- воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
- развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
- развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
- обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
Краткая характеристика программы: программа предусматривает обучение детей от 6 до 8 лет по следующим разделам:
Речевое развитие
Обучение грамоте
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы), а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.
2.Тематический план
№ Тема (раздел) | |||
1 | «Речевое развитие " | 36 часов | |
2 | «Подготовка к обучению грамоте» | 36 часов | |
итого | 72 часа |
3.Требования к результатам освоения рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
Подготовительная группа
Достижения ребенка («Что нас радует»)
| ||
| Ведет деловой диалог со взрослыми и сверстниками, легко знакомится, имеет друзей, может организовать детей на совместную деятельность. | |
задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях жизни; участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает слова, может написать свое имя печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. в коллективных обсуждениях выдвигает гипотезы, использует речевые формы убеждения, владеет культурными формами выражения несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника. успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы, планирует сюжеты творческих игр речь чистая, грамматически правильная, выразительная. владеет звуковым анализом слов, проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям. |
4.Содержание рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»
Владение речью как средством общения и культуры.
Освоение умений:
- коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий (организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении);
- использовать вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми: в ситуациях приветствия («Как я рад тебя видеть». «Как я по вам соскучился», «Как хорошо, что мы встретились»), в ситуациях прощания (С нетерпением жду нашей следующей встречи», «Как жаль расставаться с тобой», «До новых и радостных встреч», «Надеюсь на новую встречу», «Всего хорошего, удачи тебе!»;
- использовать правила этикета в новых ситуациях: кто здоровается первым при встрече со взрослыми, когда следует подавать руку, что означает рукопожатие, кто первым подает руку; почему следует вставать при приветствии; почему нельзя держать руки в карманах и здороваться и прощаться через порог или другое препятствие;
- представить своего друга родителям, товарищам по игре: кого представляют первым: девочку или мальчика, мужчину или женщину;
- познакомиться и предложить вместе поиграть, предложить свою дружбу; умение делать комплименты другим и принимать их;
- следовать правилам этикета в тяжелых жизненных обстоятельствах (болезнь, неприятности в семье);
- использовать формулы речевого этикета в процессе спора.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Освоение умений:
- пересказа литературных произведений по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
- понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их при пересказе, в собственной речи, замечать в рассказах сверстников;
- в описательных рассказах передавать эмоциональное отношение к образам используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;
- составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек; строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования; составлять рассказы контаминации, сочетая описание и повествование, описание и рассуждение;
- различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
- соблюдать в повествовании основные характерные особенности жанра сказки, рассказа, загадки, стихотворения;
- самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь-доказательство, речевое планирование.
- образовывать сложные слова посредством слияния основ (кофемолка, кофеварка, посудомоечная машина);
- самостоятельно использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием высказывания.
Развитие речевого творчества. Освоение умений: самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов: на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, сказки, загадки; придумывание диафильмов, рассказы по «кляксографии», по пословицам, с использованием приемов ТРИЗа;
- в творческих рассказах использовать личный и литературный опыт, индивидуальные интересы и способности;
- внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно и конструктивно исправлять их; Обогащение активного словаря:
Освоение умений: подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда — кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь — зимняя, летняя, демисезонная; транспорт — пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д.; находить в художественных текстах и понимать средства языковой выразительности: полисемию, олицетворения, метафоры; использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха: Автоматизация сложных для произношения звуков в речи; коррекция имеющихся нарушений в звукопроизношении.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа): интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий), составление схемы звукового состава слова, выделение ударного гласного звука в слове;
Освоение умений: определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентации на листе, выполнения графических диктантов; выполнения штриховки в разных направлениях, обводки; чтения простых слов и фраз; разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания.
5.Способы проверки усвоения содержания по образовательной области «Речевое развитие»
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы), а также в форме мониторинга усвоения основной образовательной программы дошкольного образования. (Приложения 1, 2).
6.Средства обучения
6.1Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, принтер
6.2 Перечень оборудования
6.3 Учебно-наглядные пособия
Перечень наглядно-дидактических | Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1: альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2009. |
Нищева Н.В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2: альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2009 | |
Нищева Н.В.Наш детский сад 1.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
Нищева Н.В. Четыре времени года: наглядно- дидактическое пособие.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
Нищева Н.В. Все работы хороши. Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
Нищева Н.В.Кем быть?.Альбом.- СПб.: Детство – пресс, 2010. | |
О.С.Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Животные», ООО «ИД Сфера образования»,2014г | |
О.С.Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Живая природа» ООО «ИД Сфера образования»,2014г | |
О.С.Ушакова «Демонстрационный материал к «Программе развития речи дошкольников», «Развитие речи в картинках: Занятия детей», ООО «ИД Сфера образования»,2014г | |
6.4.Раздаточный материал, счетный материал, дидактические игры
6.5 УМК (проверить, выставить все новые года издания)
Перечень программ, методических пособий | Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. 2-е изд.. перераб. и дополн./ Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2017. |
Рабочая тетрадь по развитию речи для детей 6-7 лет. 2-е изд.. перераб. и дополн./ Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2017. | |
«Играем, Пишем, Читаем» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет /Авторы – составители Е.О.Астафьева. Издательство «Детство – Пресс», ,2016г. | |
Астафьева Е.О. Играем, читаем, пишем: методическое пособие – конспект/ Худ. О.Р. Гофман. СПб.: Детство – Пресс, 2015г | |
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М.: ТЦ Сфера, 2016 | |
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015 | |
Большая хрестоматия для детей подготовительной группы детского сада 6-7 лет,С.Маршак, В.Сутеев, К.Чуковский ид р. ООО «Из-во АСТ,2016г. | |
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016г. | |
Хрестоматия для детского сада, 6-7 лет.сост.А.Н.Печенская-М.:ООО «Русское слово-учебник»,2017г. | |
7.Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
7.1.Перспективное планирование «Развитие речи» подготовительная группа
№ | Тема занятия | Программные задачи | Материал | Используемая литература |
1. | Пересказ сказки «Лиса и козел» | Задачи: - связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить использовать при пересказе образные художественные средства, выразительно передавать диалоги персонажей; - словарь и грамматика: учить подбирать определения к существительным, обозначающим предметы и явления окружающего мира, находить предмет по названным признакам; при согласовании слов ориентироваться на их окончания; - звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить скороговорку с различной громкостью голоса (громко, умеренно, тихо, шепотом); подбирать слова, сходные по звучанию и ритму | Картинки с изображением лисы. | (О.С.Ушакова1, стр. 133) |
2. | Составление рассказа по картине «В школу»
| Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным; - словарь и грамматика: активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать слова для обозначения явления; учить подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков [с] и [ш]; развивать интонационную выразительность речи. | Картина «В школу» | (О.С.Ушакова 2, стр. 135) |
3. | Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» | Задачи: - связная речь: учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений; - словарь и грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; - звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса. | (О.С.Ушакова 3, стр. 137) | |
4. | Составление текста-рассуждения | Задачи: - связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений; - словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. | Картинка с зайцем (зайцами). | (О.С.Ушакова 4, стр. 139) |
5. | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Задачи: - связная речь: развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно, выразительно; - словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [з] и [ж], учить дифференцировать их в словах, произносить скороговорку с этими звуками в разном темпе: быстро, умеренно, медленно. | (О.С.Ушакова 5, стр. 141) | |
6. | Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные» | Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений; - словарь и грамматика: учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения; учить образовывать относительные прилагательные; формировать умение сравнивать; - звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию и ритму, произнесение их в разном темпе и с разной силой голоса. | Картины из серии «Домашние животные» («Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком», «Коза с козленком», «Свинья с поросенком»). | (О.С.Ушакова 6, стр. 143) |
7. | Составление рассказа по серии сюжетных картин | Задачи: - связная речь: учить составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; - словарь и грамматика: учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам; - звуковая культура речи: развивать чувства ритма и рифмы. | На первой картине – девочка с корзинкой, на второй – она встречает ежей, на третьей – ежи помогают девочке собирать грибы. | (О.С.Ушакова 7, стр. 145) |
8. | Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» | Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет; - словарь и грамматика: учить образованию формы родительного падежа множественного числа существительных, тренировать в словообразовании; - звуковая культура речи: учить дифференциации звуков [ц] и [ч'], отрабатывать четкую дикцию. | Картинки – заяц, волк, белка, кролик, галка. | (О.С.Ушакова 8, стр. 147) |
9. | Составление текста-поздравления | Задачи: - связная речь: учить составлять текст-поздравление; - звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [с] и [ш], научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками, правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации. | Игрушки – музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка, звоночки. | (О.С.Ушакова 9, стр. 150) |
10. | Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» | Задачи: - связная речь: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга; - словарь и грамматика: учить подбирать однокоренные слова; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; способствовать усвоению значений многозначных слов; - звуковая культура речи: учить регулировать силу голоса. | (О.С.Ушакова 10, стр. 153) | |
11. | Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» | Задачи: - связная речь: учить самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности; - словарь и грамматика: учить образованию формы винительного падежа множественного числа существительных; - звуковая культура речи: учить отчетливому произнесению потешек, различению ритма, темпа речи и силы голоса. | Фишки (или флажки, или колечки от пирамидки). | (О.С.Ушакова 11, стр. 155) |
12. | Составление рассказа с использованием антонимов . | Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ, использовать антонимы; - словарь и грамматика: учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления | Предметы, игрушки из дерева, стекла, пластмассы. | (О.С.Ушакова 12 , стр. 157 ) |
13. | Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» | Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине. Соблюдая последовательность, точность и выразительность; - словарь и грамматика: учить подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами; тренировать в словообразовании; - звуковая культура речи: развивать интонационную выразительность речи; тренировать в изменении силы голоса. | Картина «Лиса с лисятами» | (О.С.Ушакова 13, стр. 159) |
14 | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
| Задачи: - связная речь: учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства; - словарь и грамматика: обратить внимание на то, как меняется смысл слов то употребления разных суффиксов; тренировать в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу. | (О.С.Ушакова 14 , стр. 161) | |
15. | Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза»
| Задачи: - связная речь: учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения; - словарь и грамматика: учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок), синонимов; знакомить с многозначностью слова; - звуковая культура речи: учить правильному произношению звуков [с] - [с'], [з] - [з'], дифференцированию их на слух, подбирать слова с этими звуками, изменять силу голоса, темп речи. | Картины «Не боимся мы мороза» «Саша и снеговик»(14,рис.3,8) | (О.С.Ушакова 15 , стр. 163) |
16. | Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» | Задачи: - связная речь: учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композиция рассказа; - словарь и грамматика: учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания о способах словообразования; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками [в] и [ф]. | Игрушки – лисенок, щенок. | (О.С.Ушакова 16 , стр. 165) |
17. | Пересказ сказки «У страха глаза велики» | Задачи: - связная речь: учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; - словарь и грамматика: учить объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия. | (О.С.Ушакова 17 , стр. 168) | |
18. | Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» | Задачи: - связная речь: учить развивать предложенный сюжет; - словарь и грамматика: активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов), учить употреблять слово варежки в разных падежах; - звуковая культура речи: учить дифференцированию звуков [ш] и [ж]; использованию вопросительной и повествовательной интонаций. | (О.С.Ушакова ,18 стр. 171) | |
19. | Сочинение сказки на предложенный сюжет | Задачи: - связная речь: учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет; - словарь и грамматика: учить выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки»; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам. | Картинки с изображениями мячей, игрушек, мебели, котят. | (О.С.Ушакова 19, стр. 173) |
20. | Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» | Задачи: - связная речь: развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности; - словарь и грамматика: активизировать употребление однокоренных слов; учить составлять два-три предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу. | (О.С.Ушакова 20 , стр. 175) | |
21. | Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин | Задачи: - связная речь: учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; - словарь и грамматика: учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели; - звуковая культура речи: подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. | На первой картинке изображено: зайчонок прыгает с прыгалками, бельчонок ждет, волк выглядывает из-за кустов; на второй: волк выскакивает, зайчонок испуган, бельчонок карабкается на сосну; на третьей картинке: бельчонок кидает в волка шишками, зайчонок стоит испуганный, у волка на лбу вскакивает шишка; на четвертой: волк убегает, зверята радуются. | (О.С.Ушакова 21, стр. 178) |
22. | Составление рассказа «Как Ежонок попал в беду» по серии сюжетных картинок | Задачи: - связная речь: обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность, включать в повествование элементы описания и рассуждения; - словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам. | На первой картинке изображено: ежонок упал в яму, бельчонок, медвежонок и зайчонок стоят и смотрят в яму; на второй: бельчонок и медвежонок кидают в яму прутики и ветки, зайчонок стоит испуганный; на третьей картинке: ежонок выбрался, зайчонок угощает всех морковкой; на четвертой: зверята веселятся | (О.С.Ушакова 22, стр. 181) |
23 | Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картинок | Задачи: - связная речь: учить составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с предыдущими сериями; - словарь и грамматика: подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; - звуковая культура речи: выполнять фонетические упражнения на изменение интонации. | На первой картинке изображено, как медвежонок Миша, Пушок (зайчонок), Рыжик (бельчонок) и мышонок идут гулять. На второй картинке – медвежонок полез на дерево, из дупла вылетел рой пчел, они кружатся около медведя, зверята прыгают в воду. На третьей: бельчонок, зайчонок и медвежонок в воде, пчелы улетают. На четвертой: медвежонок высунулся из воды и смотрит, как улетают пчелы, а зверята ждут, когда он вылезет. Друзья веселятся: прогнали пчел. | (О.С.Ушакова 23, стр. 183 О.С.Ушакова) |
24 | Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин | Задачи: - связная речь: развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; формировать представление о композиции рассказа, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции и способы связи между частями; - словарь и грамматика: подбирать определения, сравнения, синонимы, антонимы к заданным словам. | На первой картинке изображено, как Мише на день рождения идут ежонок, бельчонок, зайчонок; на второй – мышонок видит, как кот ворует пирожные из коробки; на третьей – медвежонок расстроен, зверята утешают его и кладут в коробку свои подарки; на четвертой – кота прогоняют, зверята веселятся. | (О.С.Ушакова 24, стр. 186) |
25. | Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам | Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность; - словарь и грамматика: учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки н а слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи. | Картинки с разными животными (Тигр,жираф,слон, волк,лиса); 6 икартин с изображениями животных и их детенышей (13,рис 4,6,8; 15 ,рис.2,4) | (О.С.Ушакова, 25 , стр. 188) |
26. | Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта | Задачи: - связная речь: учить пересказывать текст точно, последовательно, выразительно; придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; пересказывать текст, написанный от первого лица, переводя прямую речь в косвенную; - словарь и грамматика: познакомить со значениями слова игла; - звуковая культура речи: учить самостоятельно подбирать короткие (односложные) и длинные (многосложные) слова. | Картины “Ежи», «Лиса с лисятами»(13,рис.4,8) | (О.С.Ушакова 26, стр. 192) |
27. | Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» | Задачи: - связная речь: учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает); - словарь и грамматика: активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. | (О.С.Ушакова 27, стр. 193) | |
28. | Сочинение сказки на заданную тему | Задачи: - связная речь: формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; - словарь и грамматика: давать задания на подбор синонимов и антонимов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; давать задания на словообразование; - звуковая культура речи: учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение). | Репродукция картины В. Бакшеева «Голубая весна» | (О.С.Ушакова 28, стр. 196) |
29. | Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» | Задачи: - связная речь: учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста; - словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц; - звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р], изменять силу голоса и темп речи. | (см.приложение 1,с.226) | (О.С.Ушакова 29, стр. 199) |
30. | Описание пейзажной картины | Задачи: - связная речь: формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже, и передавать его словом; - словарь и грамматика: тренировать в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов; - звуковая культура речи: учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения. | Репродукция картины «Весна. Большая вода» И. Левитана. | (О.С.Ушакова 30, стр. 200) |
31. | Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» | Задачи: - связная речь: учить составлять коллективный рассказ-описание; - словарь и грамматика: учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении; - звуковая культура речи: учить дифференцировать на слух в произношении звуки [р] - [р'], четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделяя их голосом, подбирать слова с [р] - [р']; закреплять представления о «длинном» и «коротком» слове, деление слов на слоги, ударении. | Картина «Если бы мы были художниками» (24) | (О.С.Ушакова 31, стр. 203) |
32. | Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг»
| Задачи: - связная речь: донести содержание и художественную форму рассказа в единстве; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от первого лица; - словарь и грамматика: учить подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе; - звуковая культура речи: давать задания на регулирование темпа речи и силы голоса. | Рассказ «Золотой луг» (См. Приложение 1, с.227) | (О.С.Ушакова 32, стр. 206) |
33. | Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» | Задачи: - связная речи: учить составлять связный рассказ по картине; - словарь и грамматика: давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков; активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. | Картины «Лиса с лисятами» (13, рис.4,8), «Белка с бельчатами»(15,рис.3) | (О.С.Ушакова 33, стр. 208) |
34. | Составление рассказа на тему «Веселое настроение» | Задачи: - связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; - словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам. | (О.С.Ушакова 34, стр. 210) | |
35. | Составление рассказа на тему «Веселое настроение» | Задачи: - связная речь: закрепить умение составлять рассказ на заданную тему; - словарь и грамматика: активизировать употребление прилагательных (подбор определений); учить подбирать синонимы и антонимы к заданному слову; раскрывать перед детьми разные значения многозначных слов; учить определять предмет по его основным признакам. | (О.С.Ушакова 34, стр. 210) | |
36. | Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему | Задачи: - связная речь: учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); - словарь и грамматика: учить подбирать синонимы и антонимы, названия детенышей животных; - звуковая культура речи: воспитывать интонационную выразительность речи. | (О.С.Ушакова 35, стр. 214) | |
7.2.Перспективный план по подготовке к обучению грамоте
№ | Тема занятия | Программные задачи | Используемая литература |
Диагностика | «Радуга» «Разноцветные колпачки» | Уточнить и закрепить знания о цветах радуги, о цветах не входящих в радугу Развивать слуховое и зрительное внимание, координованность и точность мелкой моторики | (Астафьева Е.О. стр. 15-17) |
Диагностика | «Наша речь» Слово, предложение рассказ | Учить понимать, что такое устная и письменная речь; развивать зрительное восприятие. Учить составлять схему предложения | (Астафьева Е.О. стр. 18-19) |
1. | Звук и буква А, а | Закрепить знания об изученных звуке и букве. Тренируем ребенка в определения звука А и его места в слове (начало, середина, конец). Учим ребенка правильно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малина — малиновый, черника — черничный и т. и.), согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т.п.). Закрепляем знания о том, какие заготовки делают из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей. Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание | (Астафьева Е.О. стр. 20) |
2 | Звук и буква У,у | Закрепляем названия грибов: подосиновик (красный гриб), сыроежка, боровик (белый гриб), мухомор. Учим узнавать эти грибы в контурном изображении, закрепляем понятия: съедобные и несъедобные грибы. Тренируем ребенка в определении звука У и его места в слове. Учим ребенка звуковому анализу и синтезу слов Ау и Уа. Учим писать («печатать») эти слова и составлять их звуковую схему. Закрепляем образ буквы Уу. Учим ребенка узнавать знакомую букву, написанную точками. Учим комментировать процесс написания буквы. | (Астафьева Е.О. стр. 21) |
3 | Звук и буква О,о | Закрепляем знание признаков «золотой осени». Учим ребенка видеть их на черно-белой картинке. Учим выделять звук О и определять его место в слове. Учим подбирать слова к заданной звуковой схеме. Знакомим с правилом о написании заглавной буквы в начале имени. Тренируем в подборе имен с О в начале и середине слова. Закрепляем образ и написание заглавных букв А, О, У. Учим не путать верхние и нижние элементы букв. | (Астафьева Е.О. стр. 22) |
4 | Звук и буква И,и | Закрепляем обобщающие понятия овощи и фрукты. Учим узнавать знакомые предметы, изображенные контуром. Закрепляем знание названий и окраски овощей и фруктов. Учим выделять звук И и определять его место в слове. Учим угадывать задуманное слово по его первой и последней букве. На примере слова ОВОЩИ показываем, что некоторые слова звучат и пишутся по-разному (говорим [оващи], а пишем овощи)..Продолжаем учить ребенка звуко-буквенному анализу и синтезу слов на примере слова Иа. Учим писать слово и зарисовывать его звуковую схему. Закрепляем правильное написание букв И и, А а. Учим узнавать их среди других букв и знаков | (Астафьева Е.О. стр. 23) |
5 | Звук и буква М,м | Цели. Учим составлять и записывать слоги: АМ, УМ, ОМ, МА, МУ, МО, сравнивать слоги-слияния и неслияния, составленные из одних и тех же букв. Закрепляем умение зарисовывать схемы слогов. Учим подбирать слова, начинающиеся с заданного слога: МА — малина, МУ — муха, МО — море (предлагаются слоги-слияния). Продолжаем учить ребенка подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове, твердость и мягкость согласного. Закрепляем умение придумывать слова на заданный слог (МУ — мука, МА — машина). Закрепляем правильное написание буквы М. Учим анализировать изображение знакомого предмета, составленное из геометрических фигур и букв. | (Астафьева Е.О. стр. 24) |
6 | Звук и буква П,п | Знакомим ребенка с мягким слиянием на примере анализа и синтеза слога ПИ. Учим записывать схему этого слияния. Учим образовывать от междометия глагол (ПИ! — пищит). Закрепляем правильное написание букв П, И. Учим находить их среди других букв, выделять правильно и неправильно написанные буквы. Цели. Учим ребенка делить слова на слоги. Закрепляем умение выделять гласные в слове. Учим рисовать слоговую схему слова и записывать в ней гласные. Закрепляем умение узнавать и раскрашивать знакомые предметы, изображенные контуром. | (Астафьева Е.О. стр. 26) |
7 | Звук и буква Т,т | Закрепляем обобщающие понятия верхняя одежда, обувь, головные уборы. Учим находить на картинке предметы, в названиях которых есть звук Т, определять место этого звука в слове, его мягкость или твердость; закрепляем умение определять количество слогов в слове и подбирать к слову его слоговую схему Закрепляем умение обводить изображение предмета по точкам. Закрепляем образ буквы Т, учим выделять ее из ряда похожих фигур. Тренируем ребенка в самостоятельном написании этой буквы. ( | (Астафьева Е.О. стр. 27) |
8 | Звук и буква К.к | Закрепляем обобщающее понятие перелетные птицы. Учим находить основное отличие у объектов, входящих в близкие обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы зимующие. Закрепляем навыки звуко-буквенного и слогового анализа с выделением последнего слога в слове (утка, сорока, ласточка. Учим подбирать слова, заканчивающиеся на заданный слог ка. Продолжаем составлять слоговые схемы слов. Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторяем пройденные гласные и согласные буквы, дифференцируя их. Закрепляем написание буквы К. Объясняем значение ударения на примере того, как меняется значение слова при изменении в нем ударной гласной (ударного слога)..) | (Астафьева Е.О. стр. 29) |
9 | Звук и буква Х,х | Закрепляем знания о звуке и букве X. Учим находить эту букву среди других букв. Закрепляем знание о гласных и согласных, умение их различать Закрепляем обобщающее понятие дикие звери ваших лесов. Закрепляем знание о том, что есть хищные и травоядные звери. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать звуки и буквы X — Т, закрепляем правильное написание этих букв. Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове.На примере слов муха и мука закрепляем умение делать полный звуко-буквенный и слоговой анализ слова с выделением ударения. Учим различать (дифференцировать) звуки и буквы К — X. | (Астафьева Е.О. стр. 31) |
10 | Звук и буква С,с | Учим ребенка делить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове. Закрепляем обобщающие понятия дикие животные и домашние животные. Учим определять ударную гласную в слове. Учим ребенка читать слоги и слова протяжно, не прерываясь на букве и слоге. Тренируем в определении твердых и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему. Цели. Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Учим различать буквы с похожими элементами, составлять слова из предложенных букв, анализом и синтезом слова. | (Астафьева Е.О. стр. 32) |
11 | Звук и буква С,с(закрепление) | Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв. Учим анализировать правильное написание буквы. Закрепляем понятия согласные буквы и гласные буквы. Учим составлять и записывать слова из данных букв. Учим видеть изображение предмета, составленное из букв. Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами», читающимися как обычно и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-буквенным анализом слов. Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Учим различать буквы с похожими элементами, составлять слова из предложенных букв. анализом и синтезом слова | (Астафьева Е.О. стр. 32) |
12 | Звук и буква З,з | Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами», читающимися как обычно и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-буквенным анализом слов. | (Астафьева Е.О. стр. 34) |
13 | Звук и буква Н, н | Закрепляем обобщающее понятие зимующие птицы. Учим узнавать и правильно раскрашивать знакомых птиц (синица, голубь, сорока, воробей, ворона, ласточка, дятел). Учим понимать и правильно употреблять предлоги: над, под, в, на, за, перед, у (около). Продолжаем учить ребенка выделять среди данных предметов лишний и уметь объяснять свой выбор. | (Астафьева Е.О. стр. 35) |
14 | Звук и буква Ы | Учим ребенка узнавать в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам. Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами. | (Астафьева Е.О. стр. 37) |
15 | Звук и буква Ы(закрепление) | Учим ребенка узнавать в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Продолжаем тренировать в умении образовывать множественное число существительных. Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, продолжаем тренировать в выполнении рисунка по точкам. Закрепляем умение узнавать очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами. | (Астафьева Е.О. стр. 37) |
16 | Звук и буква Б,б | Тренируем ребенка в различении звуков Б — П написании букв б, п, а. Учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов Учим ребенка подбирать слова-родственники (однокоренные слова). Расширяем словарный запас по теме «Зимние забавы». Учим ребенка правильно согласовывать существительные с числительными до 5. Учим дифференцировать парные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву следует писать на конце слова: дуб, гриб, сноп. | (Астафьева Е.О. стр. 38) |
17 | Звук и буква Б,б | Тренируем ребенка в различении звуков Б — П написании букв б, п, а. Учим звуко-буквенному анализу и синтезу слов Учим ребенка подбирать слова-родственники (однокоренные слова). Расширяем словарный запас по теме «Зимние забавы». Учим ребенка правильно согласовывать существительные с числительными до 5. Учим дифференцировать парные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву следует писать на конце слова: дуб, гриб, сноп. | (Астафьева Е.О. стр. 38) |
18 | Звук и буква Л.л | Учим узнавать буквы по их частичному изображению. Закрепляем знания о звуке и букве Л. Тренируем в составлении и записи слов из предложенных букв Учим ребенка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки, пять шариков и т.д.).Закрепляем правильное употребление предлогов НА, ЗА, ПОД. Учим ребенка дифференцировать звуки: глухие и звонкие согласные, гласные. | (Астафьева Е.О. стр. 39) |
19 | Звук и буква Ш.ш | Развиваем зрительное внимание, умение определять в изображении недостающие детали. Учим ребенка правильно образовывать и употреблять прилагательные. Закрепляем тему «Животные Севера». «Допиши слог» Цели. Познакомим ребенка с правильным написанием слияния ШИ. Закрепляем умение писать ШИ в словах. Закрепляем знание о том, что звук Ш всегда только твердый, поэтому слияние ШИ — твердое. «Угадай, напиши, назови» Цели. Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях ряд, столбик и различать их. Учим правильно определять порядковый номер ряда (сверху вниз) и столбика (слева направо). Учим находить нужную букву по данному номеру ряда и столбика | Астафьева Е.О. стр. 40) |
20 | Звук и буква Ж.ж | Учим ребенка образовывать прилагательные от числительного и существительного (В доме один этаж — дом одноэтажный и т.д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание. Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Ж и 3 | (Астафьева Е.О. стр. 41 |
21 | Звук и буква В,в | Тренируем ребенка в умении находить слова с заданным звуком В и определять его место в слове. Закрепляем умение определять количество слогов в слове по количеству гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам и выделять ударную гласную в слове.
Учим ребенка разгадывать ребусы с цифрами. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез на примере слов стол, стул. Закрепляем узнавание и правильное написание буквы В, умение определять место заданной буквы в слове. Тренируем зрительное внимание — умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать точечный рисунок) | Астафьева Е.О. стр. 42) |
22 | Звук и буква Ф,ф | Тренируем умение обобщать предметы, выделяя их основные свойства (темы: «Мебель» и «Электроприборы»). Учим определять нужную парную согласную в конце слова с помощью подбора слов-родственников, изменения слова. Закрепляем умение согласовывать существительное с числительным (один шкаф, два шкафа, пять шкафов). Совершенствуем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Учим ребенка узнавать знакомые буквы, написанные новым (незнакомым) шрифтом. Учим анализировать и читать изографы. | (Астафьева Е.О. стр. 43) |
23 | Звук и буква Д,д | Закрепляем умение правильно писать изученные буквы. На примере чтения и написания слова посуда закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Учим ребенка различать парные согласные Д и Т. Тренируем умение правильно соотносить числительные один, одна, одно с существительными. Закрепляем знания по теме «Посуда». Закрепляем умение согласовывать числительные один, одно, два с существительными. Учим писать слова один, одно, два, опираясь на их звуко-буквенный анализ.
| Астафьева Е.О. стр. 44) |
24 | Звук и буква Г,г | Закрепляем умение узнавать и правильно писать изученные буквы. Тренируем в чтении слов, записанных в круге, по часовой стрелке. На примере чтения и записи слова магазин продолжаем развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтезаРазвиваем умение дифференцировать парные согласные К и Г, закрепляем умение подбирать слова с заданным звуком и заданной буквой. Закрепляем знания по теме «Магазин». Тренируем умение согласовывать существительные с числительными. Учим анализировать и записывать словосочетания: два сапога, один сапог, два галстука, один галстук. Тренируем в определении парной согласной на конце слова (К — Г). . | (Астафьева Е.О. стр. 45) |
25 | Звук и буква Р,р | Закрепляем умение находить в слове заданный звук (букву), определять его место, твердость или мягкость. Учим дифференцировать согласные Р и Л. Анализируя знакомое слово продукты, учим находить пропущенные в нем гласные буквы. Развиваем умение разгадывать ребусы. На примере слова пирог закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Продолжаем тренировать в определении парной согласной на конце слова, используя подбор слов-родственников (пирог — пироги). Закрепляем умение узнавать предметы, изображенные точками, и самостоятельно завершать рисунок. Закрепляем знания ребенка по теме Учим находить на рисунке очертания знакомых букв (конфеты — Т, бублик — О, сосиски — Р, батоны — Т). На примере слова торт тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез | (Астафьева Е.О. стр. 47) |
26 | Звук и буква Й,й | На примере слов: транспорт, воздушный, водный, городской — тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов. Развиваем навык деления слов на слоги. Закрепляем знания по теме «Транспорт», умение различать виды транспорта (водный, воздушный, городской, железнодорожный) . Тренируем умение писать (списывать) слова. Закрепляем знание о правильном написании слова транспорт. Развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Проверяем знания по теме «Транспорт». Учим делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове. На примере слов самосвал, грузовик, трамвай продолжаем развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение дифференцировать виды транспорта (грузовой и пассажирский транспорт). Развиваем зрительное внимание, умение узнавать предметы по точечному рисунку и самостоятельно завершать такой рисунок. | (Астафьева Е.О. стр. 48) |
27 | Звук и буква Э,э | Закрепляем умение составлять предложения по картинке и определять количество слов в предложении. Учим составлять предложения с заданными словами и определенным количеством слов. Учим ребенка согласовывать местоимения ЭТА, ЭТО, ЭТОТ, ЭТИ с существительными. Развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и вставлять пропущенные в слове буквы. Тренируем в составлении и записи предложения к заданной схеме. | (Астафьева Е.О. стр. 50) |
28 | Звук и буква Е,е | Тренируем умение разгадывать ребусы различных видов. Закрепляем знание ребенком правила о написании названий рек с заглавной буквы. Тренируем в составлении предложений к заданной схеме, выполнении звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания о родном городе и его реках. Учим правильно писать название родного города (Петербург). На примере этого слова развиваем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез, используя знания о функции буквы Е. Тренируем умение анализировать предложение по количеству слов. Закрепляем знания о написании первого слова в предложении и названий городов с заглавной буквы, о постановке знака препинания (точки) в конце предложения. Развиваем умение послогового чтения. Добиваемся при чтении плавного перехода от слога к слогу. Закрепляем знание о написании названий городов с заглавной буквы | (Астафьева Е.О. стр. 51) |
29 | Мягкий знак Ь | Закрепляем знания ребенка о приметах весны и весенних месяцах. Учим писать их названия. Развиваем умение угадывать знакомые буквы по их неполному написанию. На примере слова апрель закрепляем знания о букве Ь (смягчение предшествующего согласного). Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными. Закрепляем умение использовать предлоги и словосочетания за, перед, на, в, слева от, справа от. Закрепляем знание времен года и умение писать их названия. Закрепляем умение дифференцировать согласные и гласные | Астафьева Е.О. стр. 52) |
30 | Буква Я | Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ таких слов.Закрепляем умение определять первый звук и первую букву в слове. Учим читать и самостоятельно «зашифровывать» слова с помощью предметных картинок. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ слов с полным звучанием йотированных гласных (Яша) в начале слова. Закрепляем знание о смягчении буквой Я предшествующего согласного (Катя). | Астафьева Е.О. стр. 54) |
31 | Буква Ё | Закрепляем умение находить букву Ё в заданных словах, определять ее место в слове и звук, который она смягчает. Учим подбирать слова — названия профессий, заканчивающиеся на ёр (лифтёр, шахтёр, шофёр и т. д.). Расширяем знания о различных профессиях, учим ребенка рассказывать о том, чем занимаются люди этих профессий.Учим разгадывать изографы (слова, зашифрованные в картинке). Закрепляем умение узнавать изученные буквы, написанные различными шрифтами. На примере слов вертолёт, самолёт закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза | Астафьева Е.О. стр. 55) |
32 | Буква Ю | На примере звуко-буквенного анализа и синтеза имен Юра, Юля закрепляем знания о букве Ю. Тренируем умение дифференцировать Р и Л, А и Я. Закрепляем умение составлять схему предложения с выделением в ней предлогов как отдельных «маленьких слов». Развиваем умение составлять рассказ по сюжетной картинке Учим образовывать глаголы настоящего времени множественного числа, согласовывая их с существительными. Закрепляем навык прочтения трехсложных слов со стечением согласных (ползают, плавают, прыгают). Закрепляем знания ребенка о животных жарких стран, умение узнавать их на картинках и называть. Закрепляем узнавание и правильное написание изученных букв. Тренируем умение составлять из предложенных букв имена, закрепляем знание правила о написании имен с большой буквы.. | (Астафьева Е.О. стр. 57) |
33 | Звук и буква Ц,ц | Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарцисс закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза Тренируя умение дописывать пропущенные в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы», тренируем умение дифференцировать виды цветов (садовые и полевые). Закрепляем умение анализировать предложение по количеству слов и дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение. Закрепляем умение определять в предложении предлог В и выделять его на схеме предложения как отдельное «маленькое слово». Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке. | (Астафьева Е.О. стр. 58) |
34 | Звук и буква Щ,щ | Закрепляем узнавание и правильное написание ребенком буквы Щ. Тренируем в выделении и определении места Щ в слове, закрепляем знания об этом звуке. Закрепляем знания о рыбах, умение узнавать и называть их по картинкам, дифференцируя речных и морских рыб. Закрепляем знания ребенка о звуке и букве Щ, правила написания слогов ЩА, ЩУ. Тренируем в умении читать небольшие стихотворные тексты. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем умение узнавать и заканчивать по точкам знакомый рисунок. . Закрепляем умение писать знакомые буквы, различать Ш и Щ, Е и Ё. Тренируем навык составления слов из предложенных букв — ерш, лещ. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза | (Астафьева Е.О. стр. 60) |
35 | Звук и буква Ч,ч | Закрепляем умение дописывать слова, вставляя в них пропущенные буквы. Тренируем умение различать Ч и Т. Закрепляем знания по теме «Школа и школьные принадлежности».Развиваем умение узнавать знакомые буквы, написанные различными шрифтами. На примере слова пенал закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.. | (Астафьева Е.О. стр. 61) |
36 | Твердый знак Ъ,Ъ | Закрепляем умение узнавать очертания изученных букв и различать буквы, схожие по написанию (Ь, Ы, Р, Ъ). Закрепляем знания о свойствах твердого и мягкого знаков Закрепляем знания ребенка о разделительном свойстве твердого знака.. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа. На примере слов села и съела закрепляем знания о функции твердого знака. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов с Ъ. Учим ребенка самостоятельно дописывать пропущенное в предложении слово, понятное по смыслу. Закрепляем навык составления небольшого рассказа по сюжетной картинке и умение заканчивать рисунок по точкам. | (Астафьева Е.О. стр. 62) |
7.3.Чтение художественной литературы
Перспективный план по ознакомлению с литературой. Подготовительная группа
№ | Тема | задачи | оборудование | литература |
1. | Русская народная сказка в обработке А. Толстого «царевна лягушка» | - учить воспринимать образное содержание произведения; - закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки; - развивать поэтический слух (умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. | Книга со сказкой «царевна-лягушка» с красочными иллюстрациями. | О.С.Ушакова стр. 136 |
2 | Русская народная сказка в обработке М. Булатова «Сивка-Бурка» | - учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; - закреплять знания о жанровых особенностях сказки; - формировать образность речи (чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения) | Книги со сказками: «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина; «Иван-царевич и серый волк»; «Сивка-Бурка»; «Конек-Горбунок» П. Ершова; иллюстрации к сказке «Сивка-Бурка» | О.С.Ушакова стр. 138 |
3 | Стихотворение Е. Трутневой «Осень» | -учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы; -формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; -подбирать эпитеты, сравнения, метафоры для описания осенних пейзажей; -активизировать употребление в речи глаголов | Детские рисунки на тему «Золотая осень», выполненные ранее; иллюстрации на тему «Береза в золотом осеннем убранстве» | О.С.Ушакова стр. 140 |
4 | Туркменская народная сказка «Падчерица». Сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка» | -учить замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев двух сказок; -формировать умение выделять в тексте выразительные средства, осознавать целесообразность их использования | Карандаши, листы бумаги; книга со сказкой «Хаврошечка» с красочными иллюстрациями | О.С.Ушакова стр. 142 |
5 | «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, коротких хвост» Д. Мамина-Сибиряка | -формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы -закреплять знания об особенностях разных литературных жанров; -формировать умение подбирать сравнения, синонимы, антонимы; -воспитывать стремление к точному словоупотреблению | Книга «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, коротких хвост» | О.С.Ушакова стр. 144 |
6 | Стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
| -учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать, понимать и воспроизводить образность поэтического языка; -расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина | Портрет А. Пушкина, иллюстрации глубокой осени | О.С.Ушакова стр. 145 |
7 | Украинская народная сказка в обработке А. Нечаева «Хроменькая уточка» | -познакомить с украинской народной сказкой; -подвести детей к осознанию художественных образов сказки | Книги со сказками: «Колосок», «Рукавичка», «Пых», и др. | О.С.Ушакова стр. 147 |
8 | Ознакомление с жанром басни. Басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей» | -закреплять представления о басне, ее жанровых особенностях; -подводить детей к пониманию аллегории басни, ее идеи; -раскрывать значение пословиц о труде, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией | Портрет И. Крылова | О.С.Ушакова стр. 148 |
9 | Беседа о творчестве А. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» | -углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина -формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение | Портрет А. Пушкина; книги сказок поэта; фонограмма сказки | О.С.Ушакова стр. 150 |
10 | А.С.Пушкин «За весной, красой природы» | -углублять и расширять знания о творчестве А. Пушкина -развивать выразительность речи | Портрет А. Пушкина | Большая хрестоматия стр.69 |
11 | Малые фольклорные формы. Придумывание потешек | -уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; -формировать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний | Книги потешек и песенок; детские игрушки, кукла | О.С.Ушакова стр. 151 |
12 | С.Т.Аксаков «Осень» | -формировать умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык произведения -учить определять произведение по содержанию(рассказ, сказка, стихотворение) | Портрет С.Т.Аксакова | Большая хрестоматия стр.73 |
13 | В.Сутеев «Яблоко» | -углублять и расширять знания о творчестве В.Сутеева - учить пересказывать сказку | Портрет В.Сутеева Иллюстрации к сказке «Яблоко» | Большая хрестоматия стр.75 |
14 | Я.Аким «Первый снег» | -учить выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства | Портрет Я.Акима | Большая хрестоматия стр.82 |
15 | Русская народная сказка «Снегурочка» | -формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; -закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки | Книга со сказкой «Снегурочка» с красочными иллюстрациями | О.С.Ушакова стр.153 |
16 | Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег» | -учить выразительно читать наизусть стихотворения, замечать изобразительно-выразительные средства -составлять лирические сказки на определенную тему | Иллюстрации с изображением заснеженного леса, поля | О.С.Ушакова стр. 155 |
17. | М.Пришвин «Птицы под снегом» | -интонационно передавать нежность, любование зимней природы | Портрет М.Пришвина | Большая хрестоматия стр.86 |
18 | Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович» | -учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать ее идею; -показывать связь идеи сказки со значением пословиц | Книга со сказкой «Мороз Иванович»; краски, бумага | О.С.Ушакова стр. 156 |
19 | Басня И. Крылова «Ворона и лисица» | -закреплять знания о жанровых особенностях басни; -учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль, обращать внимание на языковые образные средства художественного текста басни; - развивать чуткость к восприятию образного строя художественного языка | Портрет И. Крылова | О.С.Ушакова стр. 158 |
20 | Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословице
| -учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия теста с его содержанием; -помогать составлять по пословице короткие рассказы или сказки, осмысливать образное содержания и обобщенное значение пословиц и поговорок | Мешочек; шило или большая игла | Ушакова стр. 159 |
21 | Стихотворение С. Есенина «Береза». Творческое рассказывание | -учить выразительно читать наизусть стихотворение; -интонационно передавать нежность, любование зимней природы | Иллюстрации с изображением березы, зимних пейзажей | О.С.Ушакова стр. 161 |
22 | Малые фольклорные формы. Составление рассказов, сказок по пословицам | -учить воспринимать образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний; -формировать умение составлять рассказы, сказки по пословицам, придумывать загадки | Иллюстрации к фразеологизмам; картинки для загадок по выбору воспитателя | О.С.Ушакова стр. 163 |
23 | Н.Сладков «Медведь и солнце» | -формировать умение точно и выразительно излагать мысли | Портрет Н.Сладкова | Большая хрестоматия стр.99 |
24 | Басня С. Михалкова «Ошибка» | -учить эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл; -подводить детей к осознанию аллегории, содержащейся в басне; -помогать осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок | Книга «Басни И. Крылова»; портрет С. Михалкова | О.С.Ушакова стр. 164 |
25 | Г.Андерсен «Дюймовочка» | -вызвать интерес к произведениям зарубежных писателей -учить пересказывать произведение | Портрет Г.Андерсена | Хрестоматия для чтения детям в саду и дома,стр.267 |
26 | Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик» | -подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини; - закрепить знания о жанровых особенностях сказки | Книга со сказкой «Цветик-семицветик» | О.С.Ушакова стр. 165 |
27 | Басня Л. Толстого «Собака и ее тень». Анализ пословиц | -учить осмысливать аллегорию басни, ее суть; -соотносить идею басни со значением пословицы | Иллюстрации к басням И. Крылова и С. Михалкова | О.С.Ушакова стр. 166 |
28 | Ш.Перро «Кто в сапогах» | -вызвать интерес к произведениям зарубежных писателей -обсуждение по содержанию | Портрет Ш.Перро | Хрестоматия для чтения детям в саду и дома,стр.287 |
29 | Малые фольклорные формы. Инсценировка песенок | -поддерживать интерес к образным выражениям; -углублять знания о пословицах и поговорках; -формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; - воспитывать любовь к устному народному творчеству | Атрибуты к инсценировке песен | О.С.Ушакова стр. 168 |
30 | В.Орлов «Кому что сниться» | -учить понимать смысл произведения | Иллюстрации к произведению | Большая хрестоматия стр. 175 |
31 | Стихотворение Г. Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен» | -учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать радость, пробуждение природы; -развивать поэтический слух, способность воспринимать музыкальность поэтической речи | Иллюстрации с изображением весенней пробуждающейся природы; несколько веток с почками в вазе | О.С.Ушакова стр. 171 |
32 | Беседа о русском устном народном творчестве. Сказка С. Аксакова «Аленький цветочек» | -систематизировать и углубить знания о русском устном народном творчестве: сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки | Книги для тематической выставки «русского народное творчество»; фонограмма сказки | О.С.Ушакова стр. 173 |
33 | С.Михалков «День победы» | -закрепить выразительность речи | Портрет С.Михалкова | Большая хрестоматия стр. 180 |
34 | К.Д.Ушинский «Слепая лошадь» | -учить эмоционально воспринимать содержание произведения, понимать ее нравственный смысл; | Портрет К.Ушинского | Хрестоматия для чтения детям в саду и дома,стр.256 |
34 | Басня И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» | -учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; -уточнить представление о жанровых особенностях басни; -формировать умение точно и выразительно излагать мысли | Книга с басней «Лебедь, Щука и Рак» | О.С.Ушакова стр. 174 |
35 | М.Пляцковский | -закрепить выразительность речи | Портрет М.Пляцковского Картину «Скоро в школу» | Большая хрестоматия стр. 185 |
36 | Ю.Коваль «Нюрка» | -учить эмоционально воспринимать содержание произведения, понимать ее нравственный смысл; | Большая хрестоматия стр. 194 |
Приложение 1.
Мониторинг.
«Лист педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей подготовительной группы (6-7 лет)
Ф.И.ребенка | Речевое развитие | ||||
1.Формирование словаря | 2.Звуковая культура речи | 3.Грамматический строй речи | 4. Связная речь | 5. Приобщение к художественной литературе | |
Основные аспекты образовательной области | |||||
1 | |||||
2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.
Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (разделы: развитие речи, подготовка к обучению грамоте, художественная литература и фольклор) для детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи и восприятие художественной литературы и фолькло-ра) для старшей группы «В» 2020-2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи и восприятие художественной литературы и фольклора)для старшей группы «В»на основе Примерной общеоб...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие
Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...