Логопедическая работа с детьми раннего возраста
консультация по развитию речи на тему
В процессе целенаправленной, систематической работы с детьми раннего возраста можно добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии воспитанников, предупредить возможные речевые нарушения в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Башкирцева Е.П.,
учитель-логопед МКДОУ детский сад 10
ГО Красноуфимск
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этом возрасте характерно развитие понимания речи, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, способности подражания, грамматического строя, умение пользоваться речью.
Основные направления логопедической работы c детьми раннего возраста: нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата, мимики, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка, стимуляция лепета, лепетных слов, активной речи, вызов положительного эмоционального отношения к занятиям, развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений, формирование понимания речи.
Работа с детьми раннего возраста позволяет: - максимально рано выявить детей с задержкой речевого развития; - сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия.
Логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения.
С помощью дыхательной гимнастики, развивается правильность дыхания, сила выдоха, устанавливается координация фонации, артикуляции. Примерные упражнения: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Султанчики», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри».
Стимуляция речевой активности: необходимо привлекать внимание ребенка к звучанию его голоса, поощрять его активность, стараться вызывать повторение звуков и лепетной активности. Игры: «В гости пришла кукла», «Кто позвал? », «Что пропало? », «У нас в гостях» и т. п.
Артикуляционная гимнастика. Ежедневное проведение с детьми артикуляционной гимнастики, как в пассивной, так и в активной форме позволяет максимально рано развивать подвижность органов артикуляционного аппарата. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка» и т.д.
«Мы рисуем». Перспективным приемом данного направления является рисование красками с помощью пальчиков. Рисование сопровождается комментированием действий, применяются эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов.
Общая моторика. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит». Понаблюдав за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.
Пальчиковая гимнастика. Массаж пальчиков и кистей рук, Су-Джок терапия. Выполнение движений может сопровождаться музыкальным звучанием, речью доступной ребенку (звукокомплексами, слогами, звукоподражаниями, словами, потешками).
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Необходимо использовать в работе музыкальные инструменты: бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан. Примерные игры: «Что звучит? », «Угадай, на чем играю? », «Звуковые коробочки» (с крупой, горохом, фасолью).
Компьютерная логопедическая игра «Игры для Тигры» позволит повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения.
В процессе целенаправленной, систематической работы с детьми раннего возраста можно добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии воспитанников, предупредить возможные речевые нарушения в дальнейшем.
«Список информационных источников»
1. Бойко С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей ( 2 –3 лет): В помощь учителям – логопедам, воспитателям речевых групп и родителям. – СПб.: КАРО, 2007. -176 с .: ил. – (Серия «Мастер – класс логопеда»).
2. Сизова О.Б. Шесть шагов к развитию речи: Система игровых занятий по развитию речи и психических функций детей дошкольного возраста на основе русских народных сказок. – СПб.: КАРО, 2003. – 48 с., цв. Вкл. – 40 с.
3.Бойко О.И. Логопедия. Младшая группа.- Волгоград: ИТД «Котофей».-112с.
4. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем / СПб.: Издательство «Лань», 1999.-64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей: накоплению словарного запаса, развитию связной речи, развитию причинно-...
Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Учебное пособие по логопедической работе с детьми первых трех лет жизни. В нем представлен отечественный и зарубежный опыт реализации программы «Абилитация младенцев»....
Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития
В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у детей раннего возраста...
Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития
Направления коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития...
статья "Коррекционно- логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"
статья "Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития"...
"Необходимость логопедической работы с детьми раннего возраста"
Общая характеристика необходимости логопедической работы с детьми раннего возраста....
Консультация (стендовый вариант) "Логопедическая работа с детьми раннего возраста"
Консультация в краткой форме акцентирует внимание педагогов на основных этапы формирования устной речи в раннем возрасте....