"Профессии людей, работающих на транспорте"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Выборнова Елена Николаевна

Расширить и закрепить занания детей о профессиях людей, работающих на транспорте через сюжетно-ролевую игру "Выбираем транспорт  для путешкствия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад

комбинированного вида № 223 «Лебёдушка»

«ВИДЫ ТРАНСПОРТА.

ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ, РАБОТАЮЩИХ НА ТРАНСПОРТЕ»

конспект образовательной деятельности для детей с ОНР старшей группы

 C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\проводница.jpgC:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\стюардесса.jpg

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\капитан.jpg

воспитатель гр. №9 Выборнова Е. Н.  

Программные задачи: обобщить и систематизировать знания детей  о  классификации  видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения; закрепить понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский.

Расширить и закрепить представления  детей  о   профессиях  людей, работающих на транспорте через сюжетно – ролевую игру «Выбираем транспорт для путешествия».

Уточнение, расширение и активизация   словаря  по теме «Профессии людей, работающих на транспорте» (штурман, стюардесса, пилот, командир корабля, капитан, матросы, машинист, проводник, водитель автобуса, кондуктор, диспетчер, боцман, механик).

Развивать чувство патриотизма к родному краю.

Оборудование: иллюстрации с изображением различных видов транспорта, карта Краснодарского края, раскраски с разными видами транспорта, атрибуты для игр

Предварительная работа: рассматривание глобуса, карты Краснодарского края, рассказ воспитателя о труде водителя, штурмана, капитана, машиниста, чтение художественной литературы.

Ход.

Есть и водный, и воздушный, 
Тот, что движется по суше, 
Грузы возит и людей. 
Что это? Скажи скорей!  Транспорт

Давайте вспомним, что же такое транспорт? (Это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы).

Воспитатель: Правильно. Вспомните, какие группы транспорта вы знаете?

Дети: Воздушный, водный, наземный.

Сейчас мы с вами поиграем в игру  «Летает, плавает, едет». (Игровая задача: закреплять в сознании детей представление о видах транспорта по среде передвижения.)

- Послушайте правила игры.  На столах лежат картинки с разными видами транспорта, их надо прикрепить на полотно «Небо, земля, вода».

Молодцы, вы справились с этим заданием.

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

Мы же с вами сегодня поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния.

Воспитатель: Внимание! Внимание! Объявляю сегодняшний день – Днем путешественников! А вы знаете, кто такие путешественники?

Дети: Люди, которые хотят узнать много нового и интересного.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами тоже станем путешественниками, а путешествовать мы будем по просторам нашего края.

-Скажите, пожалуйста, как называется наша Родина? Россия.

-А как называется наш край, в котором мы живём? (Краснодарский)

-А как по-другому можно назвать наш край? (Кубань)

-Молодцы! Вспомните, какие города Краснодарского края вы знаете?

-Краснодар, Сочи, Анапа, Тимашевск…

- Замечательно, ребята, я думаю, вы готовы  к путешествию. А на чем же мы с вами будем путешествовать, на каком виде транспорта?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой из изображенных видов транспорта движется быстрее всего, имеет большую скорость? (дети раскладывают иллюстрации с изображением транспорта по мере убывания скорости)

- Молодцы, ребята. Нам пора отправляться в путь! Только на каком виде транспорта мы будем путешествовать по просторам нашего края? Ой, посмотрите, что это? Откуда это здесь взялось? (на столе появляются камушки, ракушки).

Дети: Это камушки с моря.

Воспитатель: Ребята, попробуйте, какие они гладкие, приятные на ощупь (проводится релаксационное упражнение).

- Вы хотите побывать на море?

Дети: Хотим.

Воспитатель: А какие моря Краснодарского края вы знаете?

Дети: Чёрное, Азовское моря.

Воспитатель:  Правильно. Наш край омывают два моря – Азовское и Чёрное.

- Ребята, вы узнаете, на каком виде транспорта мы совершим путешествие, отгадав загадку.

Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? – … (Самолёт)

Физкультминутка.

Руки в стороны – в полёт отправляем самолёт

(бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Правое крыло вперед

(поворот через правое плечо)

Левое крыло вперед

(поворот через левое плечо)

Полетел наш самолет

(бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Воспитатель: Как вы думаете, кто ведёт самолёт?

Дети: Летчик, штурман

Воспитатель: Что они должны знать и уметь? Какими качествами они должны обладать? (смелые, мужественные, выдержанные, ответственными, уметь читать карты, в опасной ситуации принять правильное решение, не паниковать).

- А что делает штурман? (он помогает пилоту, держит связь с диспетчером, запрашивает разрешение на взлёт и посадку)  

Воспитатель: А кто является «хозяйкой» самолёта?

Дети: Стюардесса.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Стюардессы встречают пассажиров на борту, помогают им разместиться и провожают их, разносит еду и напитки, газеты и журналы,  оказывает первую медицинскую помощь.

Воспитатель: А какой он должна быть? (доброй, выдержанной, улыбчивой)

Воспитатель: Занимаем места в самолете, не забываем предоставить билет стюардессе

Стюардесса: Добрый день, уважаемые пассажиры! Командир корабля и экипаж рады  приветствовать вас на борту  самолета Ил-86, выполняющего рейс  по маршруту «Краснодар - Сочи». Будьте любезны, застегните ремни безопасности и подтяните их по размеру. В целях безопасности нашего полета, просим Вас не пользоваться компьютерами и радиотелефонами во время взлета и снижения самолета.  Мы желаем Вам приятного полета и хорошего самочувствия.

Стюардесса ходит и предлагает прохладительные напитки спрашивает: удобно ли пассажирам? Не нужен ли плед?

Воспитатель: Наш самолёт поднимается все выше и выше! Посмотрите вниз. Виден наш Краснодарский край. Какой он красивый. И чем выше мы поднимаемся, тем он становится все меньше и меньше. Почему так происходит, как вы думаете?

Дети: Потому что самолёт набирает высоту и все внизу становится маленьким.

Воспитатель: Правильно, ребята! Вот как на этой карте (изображение Краснодарского края с высоты полёта). Мы видим здесь тонкие ленты рек и дорог, домов совсем не видно.

- Ребята, пока мы летим, давайте поиграем в игры «Раздели слова на слоги». Давайте прохлопаем слова: летчик, стюардесса, штурман, диспетчер, механик, пилот.

- Молодцы, вы справились с этим заданием.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вниз, вот уже видно Черное море. Мы с вами приземляемся в город на берегу моря. А какие «морские» города вы знаете?

Дети: Анапа, Геленджик, Новороссийск, Сочи, Туапсе.

Воспитатель:  Будьте внимательны, мы идем на посадку.

Стюардесса: Уважаемые пассажиры, просьба пристегнуть ремни, наш самолет идет на посадку. Наш самолет совершил посадку в аэропорту города Сочи. Командир корабля и экипаж прощаются с вами. Благодарим вас за выбор нашей авиакомпании.

Стюардесса приготовила вам замечательные подарки – раскраски на память о нашем полёте.

Стюардесса раздает детям раскраски с изображением самолетов.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите совершить путешествие еще в один «морской город»? Мы с вами отправимся в город Геленджик?  Как нам туда попасть? А на чём мы продолжим наше путешествие,  мы с вами узнаем, если отгадаем правильно загадку.

По волнам плывет отважно, 
Не сбавляя быстрый ход, 
Лишь гудит машина важно. 
Что такое?  (пароход)

- Конечно, мы с вами продолжим путешествие на пароходе.

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

(шаг вперёд, руки опущены)

Раз, два –

Он назад шагнул сначала.

(2 шага назад)

А потом шагнул вперёд -

(2 шага вперёд)

Раз, два –

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

(руки вытянуты вперёд и сомкнуты – это нос теплохода;

дети двигаются по кругу)

Воспитатель: Кто управляет пароходом? (капитан). Помогает капитану кто? (боцман, матросы).

- А что они делают? (капитан управляет всей командой, смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит карту). А боцман и матросы, что делают?

Дети: Боцман  - это помощник капитана, он отвечает за порядок на корабле, а также за техническую исправность корабля. Матросы следят за чистотой  палубы и служебных помещений (рубок),  следят за состоянием палубных механизмов, смазывают их маслом, моют.

Давайте выберем капитана, остальные занимайте места на палубе, будьте аккуратнее. Мы продолжаем наше путешествие, и плывем в город Геленджик, который располагается на берегу моря. Это большой и красивый город. А пока мы плывем, давайте поиграем в игру «Назови части» Я буду называть транспорт, а вы будете называть его части.

Легковая машина - колеса, багажник, руль, фары, кабина

Корабль - палуба, якорь, корма, нос, каюта

Самолет - крылья, кабина, хвост, мотор, шасси

Велосипед - руль, сиденье, два колеса, педали, рама

Вертолет - кабина, хвост, лопасти, мотор

- Молодцы, вы успешно справились с заданием. На память об этом путешествии капитан вам подарит сувениры – раскраски.

Воспитатель:  Нам пора возвращаться домой. Но мы очень далеко от дома. Как нам добраться? Для этого надо отгадать загадку.

Братцы в гости снарядились, 
Друг за друга уцепились, 
И помчались, путь далек, 
Лишь оставили дымок. (поезд)

- Домой мы поедем на поезде.

- А кто ведет поезд? Машинист.  

-Что он делает? Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

-А еще кто работает? Проводник. Давайте выберем проводницу и машиниста.

-Занимайте свои места, не забудьте предъявить билеты проводнику. Наш поезд ведет опытный машинист. Посмотрите в окно, как красив наш край! Он богат полями, лесами, горами и реками. Поезд скоро нас домчит домой. А пока мы едем, давайте поиграем в игру «Чем отличается?» Я буду называть транспорт, а вы будете говорить, чем он отличается.

- Поезд и самолет (наземный и воздушный, два колеса и много колес, есть 2 крыла, хвост, есть много вагонов, а в самолете один салон, в поезде есть купе)

- Корабль и легковая машина (водный и наземный, у машины есть колеса, у корабля есть якорь, палуба, корма, у машины есть багажник, кораблем управляет целая команда, а машиной один человек, у машины – руль, а у корабля – штурвал)

- Молодцы, вы справились с заданием. Вот мы уже приближаемся к городу Краснодар.

- Ребята, а куда приедет поезд?  К железнодорожному вокзалу. Проводники поезда приготовили вам замечательные сюрпризы – раскраски на память о нашем путешествии.

Вот мы уже и дома. А на чем же мы доберемся до детского сада?
Что за чудо – длинный дом! 
Пассажиров много в нем. 
Носит обувь из резины, 
И питается бензином.

- До детского сада мы доедем на автобусе. Кто управляет автобусом? Водитель. Что он делает? Объявляет остановки, открывает двери, сигналит. Но, самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

 А кто еще работает в автобусе? Кондуктор. Он что делает? Он следит, чтобы у всех пассажиров были билеты.

Воспитатель: Уважаемый водитель, довезите нас, пожалуйста, до детского сада «Лебедушка». Пассажиры, не забудьте оплатить проезд.

- Вот и закончилось наше путешествие. Мы дома! На каких видах транспорта мы сегодня путешествовали? С людьми, каких профессий сегодня познакомились? В какие игры мы играли?

- Молодцы, вы замечательные путешественники, узнали много нового и интересного! Посмотрите, какие у вас хорошие подарки, они будут напоминать о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЙ САД. Продолжаем знакомить детей с профессиями людей, работающих в детском саду.

БЕСЕДА  ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями людей, работающих в детском саду.  Задачи: Пополнять и активизировать словарь на основе углубления зн...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему : "Профессии людей, работающих в детском саду"

Цель занятия: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду....

Конспект Фронтального логопедического занятия по лексико-грамматическому развитию для детей старшего возраста «Профессия людей, работающих в детском саду»

Цель: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду.Коррекционно-образовательные:- расширять представления детей  и уточнение представлений о профессиях людей...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Профессии людей, работающих в детском саду»

Целью данного материала является расширение и углубление знаний и представлений воспитанников старшего возраста с ОНР о профессиях людей, работающих в ДОО;  активизация словаря существительных, о...

Методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного работника."

Предоставляется методическая разработка взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя подготовительной группы по теме: "Детский сад. Профессии людей, работающих в детском саду. День дошкольного...

Дата:17.04.-21.04.2023 г. Тема недели: «Транспорт (наземный, подземный). Виды транспорта. Профессии людей, связанные с транспортом. Правила дорожного движения». 22 апреля- Международный день Земли.

Цель недели:  закрепление представлений о транспорте, его видах, закреплять умение классифицировать транспорт. Обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом. З...