Методичекое пособие "Развитие речи. Зима."
методическая разработка по развитию речи на тему

Лапина Наталья Владимировна

Педагогом представлен дидактический материал для обучения детей дошкольного возраста рассказыванию. Поэтические строки о русской природе призваны пробудить у ребят любовь к выразительному слову, чувству языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._zima.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Развитие речи. Зима.»

(дидактический материал по развитию речи для воспитателей и родителей)

Воспитатель:

Лапина Н.В.

2017 год

ЗИМА

(дидактический материал для воспитателей и родителей).

Цель. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.

Декабрь – первый месяц зимы, но последний месяц года. Дни зимой короче, чем осенью. Самые короткие дни в декабре. В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь – это время зимнего солнцестояния.

Январь – год начинает. В январе чаще бывают солнечные дни с искрящим снегом. Но трескучие морозы не дают стоять на месте.

Февраль – самый короткий месяц в году. Февральские дни – солнечные, светлые, но холодные, ветреные и морозные. В феврале, уже заметно прибавляется день.

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Зимой стоят морозные дни. Почти всегда зимой небо покрыто облаками, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов белым пушистым покрывалом. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. В морозный день снег становится рыхлым и скрипучим. Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек. После оттепели мороз «рисует» на оконных стеклах причудливые узоры.

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать.

За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Лиственные деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы. Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Зимующие птицы питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.

Поэтому очень важно подкармливать  птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах. Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей, на расположенных рядом с кормушкой, деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу. Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.

Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.

Белки дремлют в теплом дупле, прикрываясь распущенным хвостиком, вход плотно заткнула пучком мха, сухой травы, размолоченной корой. Корм еще осенью впрок припасла. Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны.

Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.

Но не все звери не делают запасы. Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.

Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников. Это не такая питательная пища, как трава, поэтому лесники подкармливают их сеном, ветками осины, ивы, солью.

Глубже прячутся на дно рыбы, лягушки, жабы, личинки стрекоз и комаров. Рыбы лениво хватают приманку рыбаков. Через толстый слой льда, воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать. Вот и делают рыбаки лунки. Пусть рыбку не поймают, так подышать многим рыбам дадут.

Медведю хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг. В феврале у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.

В конце зимы, в феврале, звери заводят знакомства друг с другом. Чаще выглядывают любопытные белки. Резвятся по снегу зайчихи и зайцы. Хрипло и отрывисто лают лисы. Волки охраняют волчиц. У зверей возникают семья.

Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.

Вопросы

Назовите месяцы зимы.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

Какой день в году самый короткий?

Расскажите о своих наблюдениях зимой. Как зимуют растения?

Что страшнее зимой для зверей и птиц,  холод или голод?

Как лесные обитатели спасаются от холода?

Как вы заботитесь о птицах?

Где зимуют обитатели водоемов?

Что особенного в жизни лесных обитателей в феврале?

Расскажите о зимних забавах.

Объясните пословицы:

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Новый год к весне поворот.

В феврале в зима с весной встречаются впервой.

В народе говорят:

Зима снежная – лето дождливое.

Холодная зима – жаркое лето.

Если зимой сухо и холодно – летом сухо и жарко.

Зимой вьюги – летом ненастье.

Стихи о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

        Ф. И. Тютчев

Какие слова в стихотворении помогают вам представить зимней ослепительной красоты?

Каким образом поэт заставляет нас перенестись в сказочный мир?

В каком темпе и с какими интонациями вы прочитаете стихотворение Ф. И. Тютчева?

Расскажите о зимней природе сказочно красиво и при этом правдиво.

Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

                                                                                 А.С. Пушкин

В каком темпе вы прочитаете стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»?

Какое настроение возникает при чтении этого стихотворения?

Какие слова в стихотворении помогают вам представить радостное зимнее утро?

Зимушка-зима

По дороге по прямой

Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой –

Снег стелила розовый.

За зимою две метели

Снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

                                                                                   А. Прокофьев

Какой снег вы наблюдали зимой?

От чего зависит цвет снега?

Почему снег бывает голубым, розовым, серым, белым, искристым, блестящим?

Каким еще бывает снег? (Мягким, пушистым, колючим…)

Загадки о зиме:

***

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.(Снежинка)

***

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

***

Белая скатерть все поле укрыла (Снег)

***

Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути.(Снег)

***

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. (Санки)

***

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица -

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы)

***

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Зима)

Подбери слово о зиме:

Снежный (что?) — ...

Снежная (что?) — ...

Белый (что?) — ...

Холодная (что?) — ...

Морозный (что?) — ...

Ледяная (что?) — ...

Трескучий (что?) — ...

Сильный (что?) — ...

Подбери признак о зиме:

Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.

Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

Литература и интернет - ресурсы.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

http://www.razvitierebenka.com/2011/06/blog-post_28.html#.V_pWvY9OLIU

http://doshkolenok.kiev.ua/otvpochem/285-doshkolnikam-o-zime.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи "Зима"

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (экология, музыка, развитие речи) «ЗИМА НЕ ЛЕТО - В ШУБУ ОДЕТА»

Данное занятие направлено на  закрепление знаний детей о времени года – зима, воспитывая любовь к природе, бережное отношение к ней, желание принимать участие в охране природы....

Комбинированное занятие по развитию речи"Зима".

Комбинированное занятие по развитию речи совмещенное с рисованием. Развивается связная речь, вводятся новые слова. уточняется понятие антиномии(день-ночь). Развиваются мыслительные операции:анализ и с...

НОД по развитию речи Зима старшая группа

НОД по развитию речи Зима  старшая группа...

Занятие по развитию речи "Зима"

Цель: закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных. Учить детей понимать скрытое либо метафорическое значение фразеологизмов. Развивать логичес...

Конспект занятия по развитию связной речи "Зима-зима"

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родс...

Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимующие птицы с использованием пересказа рассказа Н. Сазоновой "Теплая кормушка"

Данный материал могут использовать воспитатери речевых групп для детей подготовительного возраста....