Конспект занятия "День космонавтики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: День космонавтики.
Цель: расширить представления детей о космических полетах: познакомить их с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики, - К. Э. Циолковским, С.П. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин.
Ход занятия: - Сегодня, ребята, наша страна отмечает День космонавтики. Этот праздник, прежде всего космонавтов и тех, кто участвует в разработке и создании космических ракет. - А кто такие космонавты? - Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
- Человек смотрел в звездное небо, и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы и , наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты – одни меньше, другие больше.
- Какие планеты вы знаете? Людям хотелось узнать есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годились, потому – что до планет было очень далеко. И придумали ученые ракеты.
- Кто же в России придумал первую ракету?
- жил в городе Калуга простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их, и очень ему хотелось до этих звезд долететь. И задумал он такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать.
И только через много- много лет другой ученый - конструктор Сергей Павлович Королев смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летала собачка, а потом в 1961 впервые полетел человек.
-Кто знает фамилию этого человека? Кто же был первым космонавтом на Земле?
- Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
-прежде всего у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому что во время космического полета человек испытывает огромные перегрузки. Вот послушайте, что испытывал Юрий Гагарин во время первого в мире космического полета. Об этом написал писатель В. Бороздин.
Рассказ называется «Первый в космосе».
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета , тем быстрее прижимало к креслу.
Тело вдруг стало невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего лишь минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать стало трудно.
А с Земли по радио уже спрашивали: «Как себя чувствуешь?» надо ответить но сказать хоть одно слово тоже не просто. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он столько тренировался.
- У меня все в порядке, чувствую себя хорошо.
Ракета дрожала. Она словно изо всех сил старалась взлететь на ту высоту, которую ей указали ученые.
И вдруг стало тихо – это перестал работать двигатель. Но корабль мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше. Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. Он поднял руку – она так и осталась приподнятой, поднял ногу – она не опустилась.
Захотел Гагарин записать в журнал свои наблюдения, посмотрел, а карандаша на месте нет: он плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину не хотелось, но надо было попробовать. Ведь еда в космосе тоже ничего не весит, и, как, знать, сможет ли он ее проглотить? А что, если в горле застрянет? На Земле пробовал есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну, а тут?
Пища у Гагарина была специальная, «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил. Вот только тогда, когда он пил сок нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками проплыли по воздуху.
- Вот видите, как трудно быть первому космонавту. А почему мы говорим, что космонавт должен быть бесстрашным?
- Раньше люди никогда не летали в космос и не знали, с чем они могут там столкнуться. Ведь и в ракете могли быть какие – то неисправности. Поэтому, когда Юрий Гагарин полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди вышли на улицы городов. В Москве люди собрались в центре, на красной площади, и до позднего вечера продолжался этот праздник. Мы все гордились, что именно российский гражданин первым полетел в космос.
После полета Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины – это первая в мире женщина космонавт Валентина Терешкова и Светлана Савицкая.
- Имена, каких космонавтов вы знаете? Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел в открытый космос. Многие космонавты летали в космос не один раз и работали там несколько месяцев. Сейчас совершаются совместные полеты с космонавтами разных стран. Труд космонавтов по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград, может быть и кто–то из вас тоже станет космонавтом или конструктором ракет, изобретет такую ракету, в которой люди не будут испытывать таких перегрузок, которые испытывают сейчас космонавты, и прославит нашу Родину.
Пальчиковая гимнастика :
Вокруг Земли Луна летает,
А вот зачем сама не знает.
Д / и «Считай до пяти»: один искусственный спутник, одна большая звезда,
одно яркое созвездие, одна космическая станция.
Где какой? На Земле – земной;
на Луне – лунный;
на Солнце – солнечный.
Д \и : «Добавь нужное слово»
В космос летает – (космонавт);
Звезды наблюдает – (астроном);
Предсказывает судьбу по звездам – (астролог).
Объясни словечко:
Приземлиться, прилуниться, приводниться.
Созвездие, луноход, спутник, невесомость, космонавт.
Что общего и чем отличаются?
Солнце и лампа.
Отгадай загадки:
Светит, сверкает, всех согревает. (солнце)
Рассыпался горох, на тысячи дорог. ( звезды)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка. (месяц)
Ночью светит нам она белолицая (луна).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект-День космонавтики
Конспект занятия в старшей группе на 12 апреля-Необъятный космос....
Конспект -День космонавтики
Цели:Познакомить детей с праздником "День космонавтики",с первым космонавтом ,с космосом....
Презентация к конспекту "День космонавтики"
Презентация поможет закрепить представления о героях космоса; расширить знания детей о небесных телах, развить у детей эстетические чувства красоты Космоса....
Конспект "День космонавтики"
Конспект "День космонавтики"...
Конспект: День космонавтики в старшей группе
Цель: Расширить знание детей о космосе и о космических полётах. Задачи : расширение и закрепление знаний детей о Космосе; закрепление двигательных умений в эстафетах с р...
Занятие по ознакомлению с социальной действительностью. Тема конспекта: «День Космонавтики»
Цель:-познакомить детей с историей возникновения праздника «День космонавтики».-дать основные понятия о космосе, о планетах, Солнце, Луне....
Презентация и конспект.День космонавтики.
Тема: Детям о космосе!Цели:формировать представление детей о космосе, профессии «космонавт», и о первом космонавте Ю. А. Гагарине; о собаках Белка и Стрелка;пополнять словарный запас...