Конспект комплексного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-Зима»
материал по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Цель. Формировать у детей восприятие художественных образов зимы.
Задачи. Учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности. Учить детей вслушиваться в выразительно звучащее поэтическое слово, интонационно передавать любование картиной зимней природы, выделять образные характеристики явлений природы, сравнения, образные выражения, запоминать их и употреблять в своей речи, описывая явления природы. Учить детей давать полные ответы, учить обосновывать свои ответы.
Развивать поэтический слух, понимание поэтической речи, образного содержания художественных текстов, чувствовать и понимать поэтические образы. Расширять представления о пейзажной лирике: В.В.Братов, К.Бальмонд, С.Черный, А.С.Пушкин, А.Рубцов, Н.И.Сладков, С.Есенин и другие. Обращать внимание детей на образные характеристики в произведениях фольклора на темы природы. Создать у детей эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в описательных рассказах. Развивать умения давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.
Обогащать словарь детей эмоционально-образной лексикой: Молчаливые Снега, дремучие сугробы, дымятся сугробы и крыши, белые водопады, чародейка-зима и т.д.
В активный словарь все образные эпитеты о зиме и снеге: хрустальная, волшебная, серебристая и т.д.
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы. Вызывать стремление любоваться красотой природы, радость от общения с прекрасным.
Коррекция зрения: сфокусировать взгляд на снежинке, дети следят взглядом за ее движением, не поворачивая при этом головы и туловища.
Развитие дыхания: укрепление мышц дыхательного аппарата, регулирование процесса выдоха, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.
Методы и приемы.
Гуманно-личностная педагогика
Интеграция – музыка, художественное слово, звуки природы, пластика движения.
Игровой – вход Зимы, точечный массаж, физкультминутка.
Арттерапия – эмоционально звучащее слово педагога, музыкатерапия, игротерапия.
Здоровье-сберегающие технологии – точечный массаж, физкультминутка, гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика.
Музейная технология – посещение музея зимних вещей.
Предварительная работа.
Чтение художественных произведений поэтов и прозаиков.
Наблюдения на прогулках с использованием художественного слова.
Экскурсии в парк и на соленое озеро.
Слушание Классической музыки.
Рассматривание репродукций картин, фотопейзажей.
Составление рассказов о зимней природе, забавах.
Ход занятия.
В сопровождении музыки и поэтических строк появляется Зима. Используя выразительные мимику, жесты, позы, пластику взрослый, исполнитель роли Зимы, раскрывает содержание стихотворения. (Стихотворение читает воспитатель.)
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, - и вот сама
Идет волшебница Зима
(Под звуки классической музыки появляется Зима.)
Пришла, рассыпалась, клоками (Образ волшебницы,
Повисла на суках дубов. Торжественный, суровый.)
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою (Задумчивая, печальная.)
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы (Озорная, веселая.)
Проказам Матушки – Зимы.
Дети приветствуют Зиму.
Здравствуй, гостья-Зима!
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и полям.
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Ты живительной улыбкой.
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица – душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-Зима!
Зима начинает эмоциональное чтение стихотворения К.Бальмонта «Снежинка».
Фокусируя взгляд на своей снежинке (снежинка на ниточке у каждого ребенка), дети делают упражнения для коррекции зрения, следя взглядом за ней, не поворачивая головы и туловища.
Светло-пушистая, Зима держит снежинку перед собой
Снежинка белая, Дети сфокусировали взгляд на своей
Какая чистая, снежинке,
Какая смелая! держа ее перед глазами
Дорогой бурною Зима с детьми медленно поднимают вверх,
Легко проносится, затем опускают вниз свои снежинки, следя
Не в высь лазурную, взглядом, за ее движением
На землю просится.
Лазурь чудесную Отвести снежинку влево, проследить
Она покинула, взглядом
Себя в безвестную Отвести снежинку влево, проследить
Страну низринула. взглядом
В лучах блистающих Вверх
Скользит, умелая.
Средь хлопьев тающих Вниз
Сохранно-белая.
Под ветром веющим Дети продолжительно, плавно дуют на снежинку
Дрожит, взметается. Делают вдох, не поднимая при этом плеч и не
На нем лелеющем надувая щеки
Светло качается.
Его качелями Сильный, направленный, длительный,
Она утешена непрерывный, ротовой выдох
С его метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается Плавно, длительно сдувают с ладошки
Дорога дальняя
Земли касается
Звезда хрустальная.
Лежит пушистая Любуются, сидя на корточках. Поднимают
Снежинка смелая снежинку с пола и кладут на веточки ели.
Какая чистая,
Какая белая.
Зима. Пойду расстилать белые, снежные ковры по просторам нашей Родины – Святой Руси.
Воспитатель. Какая красивая к нам приходила Зима!
(Дети садятся на стульчики.)
А какая она бывает разная на самом деле? Вспомните, как мы с вами ждали зиму. Уже было холодно, а снега все не было и не было. И все случилось как-то вдруг – ночью.
«Зашептались, зашептались деревья, что-то стало твориться вокруг». Утром мы встали и увидели – пришла настоящая зима!
Что же случилось ночью?
Ответы детей (Выпало много снега, везде лежали большие сугробы, замело все дороги и тропинки.)
У Николая Рубцова есть стихотворение
Опять пришла хорошая
Пушистая зима
Легко легла порошею
На землю и дома.
Деревья в белом инее
Застыли за окном
Они под вечер - синие,
И сахарные – днем.
Снег стал падать почти каждый день. И, как сказал Николай Иванович Сладков, «наступила пора больших молчаливых снегов. Лес утонул в дремучих сугробах».
Почему в лесу дремучие сугробы? И что значит молчаливые снега? Они молчаливые, а еще какие? (Ответы детей.)
Тишина! – шепнула белая поляна.
Тишина! – вздохнула, вея снегом ель.
За стволами зыбь молочного тумана
Окаймила пухлую постель.
Саша Черный.
Вся природа, как будто уснула, укрытая белым, снежным одеялом. И зима такая….
Ответы детей (Тихая, сонная, спокойная, неподвижная, спящая.)
Но вот под утро ударил мороз. И сверкающие льдинки инея бриллиантовым светом озарили весь мир. Мы вышли на улицу и ахнули! Что нас так удивило и восхитило?
Ответы детей (Все деревья, травинки в инее, все сверкает, переливается.)
Послушайте, как красиво про это сказал поэт Александр Яшин.
Во владениях инея и снега
Расцвели хрустальные сады.
И зима стала совсем другой. Какой? (Хрустальной, сказочной, волшебной, чародейкой.)
Наступил февраль. Замели метели, завыли вьюги. Послушайте… (Звучат звуки природы – метель, пороша.) Под звуки метели воспитатель читает отрывок из книги «Лесной календарь» Н.И.Сладкова.
«Свистит косая метель, как будто белая метла дорогу метет. Дымятся сугробы и крыши, рушатся с сосен белые водопады. Гонятся вихри за санями, машинами. Кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.
Завивает, кружит, заносит, свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает. Тучи – снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы – снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях и метелях. Круговерть от земли и до неба!»
Ребята, что вы сейчас почувствовали?
(Холод проникает внутрь, леденит, дрожь пробегает по телу. Хочется съежиться, как будто спрятаться внутри себя от этой метели. Становится неуютно, хочется скорей домой, к маме в тепло.)
Ребята, а за что вы любите зиму?
(Ответы детей.)
Мчусь, как ветер на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
Раз-два! Вот и поскользнулся!
Раз и два! Чуть не кувыркнулся!
Саша Черный.
Но зимой дети и взрослые иногда простужаются и болеют. Давайте вспомним точечный массаж лица, который помогает организму справиться с простудой.
Раз-два! Раз-два! Выставление рук перед собой, ладошками вверх
Лепим мы снеговика. Массажируем голову двумя руками.
3 – 4! 3 – 4! Проводим пальцами всей руки по шее, сверху вниз.
Нарисуем рот пошире Надавливаем точки в уголках, внизу носа.
5 - найдем морковь для носа. Массажируем кончик носа.
Угольки найдем для глаз. Надавливаем точки по бровям от переносицы
6 – наденем шляпу косо Ребром ладони попеременно проводим к центру лба
Пусть смеется он у нас.
7 и 8! 7 и 8! Массажируем мочки ушей
Мы плясать его попросим! Открытой ладонью массажируем все ушные раковины.
Физкультминутка под веселую музыку о зиме.
Садимся за столы.
Я раздам вам фотографии с изображением зимних пейзажей. Многие из этих фотографий сделаны в нашем поселке, нашим знаменитым фотохудожником Салато Олегом Алестратовичем. Вам нужно очень внимательно их рассмотреть и рассказать, что вы увидели красивого, удивительного на них.
Прослушать 4-5 рассказов. Рассказы детей сопровождать поэтическими строками.
Ребята, русский народ всегда очень любил зиму. Есть много пословиц и поговорок о зиме. Вспомните их.
Метель да вьюга – два друга.
В зимний холод – всякий молод.
Мороз невелик – да стоять не велит. (Разобрать понятие этой пословицы.)
Люди много наблюдали за явлениями природы, находили закономерности, совпадения. Так появились народные приметы. А вы знаете зимние приметы?
Зима морозная – лето жаркое.
По утрам звонко поют синицы – к морозу.
Снег пошел хлопьями – к теплу.
Много снега – много хлеба. (Разобрать.)
У каждого месяца есть народные названия.
Декабрь темный. Почему?
Январь – просинец. Почему?
Давайте поговорим про февраль.
Говорят, февраль бок греет. Как это понять?
Бок греет, как можно сказать одним словом? Февраль бокогрей.
А ласково – февралюшка бокогреюшка.
А какой еще февраль: вьюжный, метельный, холодный, лютый.
Из всех этих слов попробуйте составить загадку про февраль.
Он и воет и метет, он и бока греет.
У нас есть любимое стихотворение Сурикова
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на небо тихо
Падает, ложится.
Проиграть с детьми ситуации прочтения этого стиха с оттенками горечи, раздражения, восхищения.
В конце занятия похвалить детей и пригласить их посетить музей зимних вещей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Мною представлен конспект занятия по развитию речи "Зимушка-зиа"....
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка-Зима, вот ты какова"
* Закрепить знания о зиме, её признаках.*Согласование существительного с прилагательным, использование притяжательных прилагательных.*Учить детей правильно объяснять смысл пословиц (логическое мышлени...
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Зимушка - зима"
Конспект по развитию речи включает в себя разнообразные методы и приемы работы с детьми по теме "Зима": рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы воспитателя, отгадывание загадок, подвиж...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Зимушка-зима»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Зимушка - зима»
Задачи:Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.Обобщить и закрепить знания детей об одежде и обуви, которую люди носят зимой.Закреплять уме...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Зимушка - зима»
Задачи:Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.Обобщить и закрепить знания детей об одежде и обуви, которую люди носят зимой.Закреплять умения детей отвечать на вопрос...