Картотека дидактических игр и упражнений
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Макашева Светлана Анатольевна

Картотека дидактических игр и упражнений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx89.19 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 99 о.в.» г.Магнитогорска

         

Картотека дидактических игр

и упражнений

Вторая младшая группа

http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/2014/02/rol-igri-v-razvitii-rechi.png

Составила: воспитатель Макашева С.А

Речевое внимание детей

«Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»! .

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

«Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Артикуляционный аппарат детей

«Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«На приеме у врача»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

Речевой аппарат детей

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

 

Интонационную выразительность

«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков.

Развивать интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

«Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Правильное произношение звуков.

Дид. Игра «Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

«Кто в домике живет? »

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дид. игра «Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

Дид. игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Образование глаголов от звукоподражательных слов

«ЧЕЙ ГОЛОС?»

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

—   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?

—   Гав,  гав,  гав!   Кто  это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

—   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

—   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

—  Мяу,  мяу! Чей  это голос?   (Кошки.)   Что  кошка  делает? (Мяукает.)

—   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)

«МАША ОБЕДАЕТ»

Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы:  Кукольная комната со столом, накрытым скатертью, стульями; игрушки: собачка, кошка, курочка, кукла; кукольная посуда:   чашка,   миска,   блюдце,   черепушка   (баночка   или   др.).

Обратимся к детям с такими словами: «Машенька пришла с прогулки (показываем куклу) и очень хочет есть, ей пора обедать». Разденем куклу и усадим за стол.

Будем читать стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» и, используя игрушки, разыгрывать представление.

Час обеда подошел. Села Машенька за стол. (Появляется собачка.)

—   Гав, гав, гав!

—   Кто это к нам?

—   Гав, гав, гав!

—   Кто это там?

—  Это я.

Ваш верный пес.

Ваш Арапка, черный нос.

День и ночь

Я дом стерег.

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

—   Иди, Арапка, Мой свои лапки.

(Собачка моет лапки и подходит к дому.)

—   Мяу. мяу!

—   Кто ж    теперь

К нам царапается в дверь? (Появляется кошка.) Это наша кошка Мурка. Мурка — Серенькая шкурка.

—   Я вам погреб стерегла. Всех мышей перевела. Крыс прогнала из подвала. Наработалась, устала. Не пора ли обедать? (Кошка садится у входа.)

—   Куд-куда, куд-куда!

—   Кто еще спешит сюда? Вошла курочка рябая. (Приходит курочка.)

—   Як вам прямо из сарая Я не ела, не пила, Я яичко вам снесла. Не пора ли обедать?

Двери отперли,

(Кукла подходит к дверям и открывает их.)

И вот

Маша всех к столу зовет:

Пса Арапку, Кошку царапку. Курочку рябку.

(Игрушки проходят в комнату и садятся за стол.)

Никому отказа нет.

Подан каждому обед.

(Взрослый расставляет посуду.)

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке

Пшено в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

Развитие зрительной памяти

«Чего не стало»?

Цель: Развитие зрительной памяти.

На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка - вспомнить, какого предмета не хватает (для детей старшего дошкольного возраста предлагается более сложный вариант – с исчезновением двух и более игрушек).

Развитие зрительной памяти

 «Найди пропавшую игрушку»

Цель: развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.

Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана - пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т.д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ему предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.

В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, то можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число. Если ребенок легко справляется с заданием из 10-12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов.

Еще один из вариантов усложнения задания: предложить ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно для ребенка две игрушки меняют местами и предлагают ему угадать, какая игрушка стоит не на своём месте.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Что за предмет?


Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Назови как можно больше предметов


Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Разноцветный сундучок

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила.

 В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Скажи, какой?


Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Связная речь

«Накроем стол к чаю»

 Программное содержание.

 1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

 2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.

 3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».

 Оборудование. Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.

 Методические указания.

 1 уровень. Воспитатель объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Дети выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

 2 уровень Игра «Чего не стало? ».

 Цель: Активизация словаря: учить узнавать и называть посуду на картинках,

 2. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце. 3. Развивать зрительное внимание, память.

«Чудесная коробка»

 Программное содержание.

 1 активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт) .

 2. учить составлять целое из частей.

 3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.

 Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.

 Методические указания.

 1. Уровень. Воспитатель по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

 2. Уровень. Дети складывают изображения транспорта из двух частей. 3. Уровень. Дети отгадывают загадки о транспорте.

«Покажи правильно»

 1. Активизация словаря. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей, глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).

 2. Грамматика. Учить образовывать родительный падеж единственного числа существительных.

 3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы двусловным предложением.

 4. Развивать внимание, память.

 Оборудование. Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

 Методические рекомендации.

 1 уровень. Взрослый показывает детям изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнали дети. просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют. 

 2 уровень. Воспитатель убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел? ». Дети отвечают: «Нет воробья» и т. д.

«Кто живёт во дворе? »

 Программное содержание.

 1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

 2. Грамматика. Учить образовывать ед. и мн. число сущ. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

 3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос двусловным предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.

 Оборудование. Предметные картинки.

 1 уровень. Дети рассматривают картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирают каждой птице птенцов. 2. уровень. от утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Дети находят картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

 3 уровень. Дети рассматривают картинку с изображением курицы и цыплёнка, воспитатель задаёт вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок? Догадайся, что сказала курица цыплёнку, чтобы он заснул? (спи, что ответил цыплёнок? (я сплю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития восприятия

«Найти предмет указанной формы»Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоуголь...

Картотека Дидактических игр и упражнений на развитие воображения (художественное творчество)

Картотека  дидактических игр и упражнений (развитие воображения)...

Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с городом Братском

Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с родным городом...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...