Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению старших дошкольников с городом Братском
картотека по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka-igry-po-oznakomleni_.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
РАЗВИВАЮЩИХ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГОВОЗВАСТА,
НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ.
Составлена воспитателем
Бронивец Ю.П.
2013г.
« Где находится памятник?»
Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.
Материал: карта-схема города Братска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением памятников.
Ход игры:
Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
«Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления о достопримечательностях города Братска, развивать внимание, память, речь-доказательство.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
«Знатоки Братска»
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о памятниках города Братска, развивать зрительное внимание, память и воображение.
Материал: разрезные картинки с видами города Братска, фишки.
Ход игры:
Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводиться итог.
«Кто подберет больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города .
Ход игры:
Воспитатель называет существительное - дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Братск (красивый, большой, уютный, любимый), река Ангара, памятник И.И.Наймушину.
Игровое упражнение: «Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание;
закреплять знания о достопримечательностях Братска.
Примеры фраз для продолжения.
Наш город называется…
Жителей нашего города называют …
«Так бывает»
Цель: формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход игры:
Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный Братск(город зимой), сиреневый Братск(город весной, когда цветет сирень), веселый Братск(город в праздник), мокрый Братск( город во время дождя) и т.д
Игровое упражнение: «Все ли верно? Докажи»
Цель: закрепить знания о городе, развивать логическое мышление, формировать умение строить фразы-доказательства.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры утверждений:
Город Братск больше, чем город С-Петербург.
Река Ангара течет вдоль улицы Гидростроителей.
И.И. Наймушин - композитор.
Игровое упражнение:
«Братские загадки»
Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о
достопримечательностях города, развивать память, воображение, фантазию.
Ход игры:
Педагог загадывает загадку о каком-нибудь месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте-схеме города.
Дидактическая игра «Почини здание»
Цели:
1. формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии;
2. развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь- доказательство;
3. воспитывать любознательность у дошкольников.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.
Дидактическая игра « Что напутал художник»
Цели:
1. закрепить знания детей об архитектурных памятниках нашего города;
2. развивать у детей зрительное внимание, наблюдательность, память;
3. воспитывать у детей интерес к родному городу.
Ход игры:
На предложенных карточках имеется ошибка в изображении зданий, задача ребенка найти ее и аргументировать свой ответ.
Дидактическая игра « Разложи предметы по домам»
Цели:
1. формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.
2. развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;
3. развивать речь-доказательство;
4. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры :
Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
Дидактическая игра «Времена года в городе»
Цели:
1. закрепить и уточнить представления детей о разных временах года;
2. развивать связную речь при составлении описательных рассказов о временах года;
3. развивать наблюдательность, зрительное внимание, память;
4. воспитывать интерес к природе родного города.
Ход игры:
Игра по типу лото, ребенок должен подобрать карточки с каким-то временем года и аргументировать свой ответ. В дальнейшем при подборе картинок можно усложнить задание, предложив придумать рассказ о времени года.
Дидактическая игра «Дверная скважина».
Цели игры:
1. формировать представления об памятниках архитектуры в нашем городе;
2. развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста;
3. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры.
Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку листом с замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.
Дидактическая игра «Контуры и тени».
Цели игры:
1. формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе;
2. закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;
3. развивать зрительное внимание и усидчивость;
4. воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры ( с одной стороны тень сооружения, а с другой стороны - его контурное изображение).
Дидактическая игра «Рассели гостей в городе Братске»
Цели:
- формировать у детей знания об архитектурных зданиях нашего города;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- закрепить умение пользоваться таблицей, умение находить столбики и строчки;
- закрепить порядковый счет от 1 до 9;
- развивать умение соотносить часть изображения с целым;
- развивать связную речь и речь – доказательство ;
- развивать внимание, память;
- воспитывать интерес к родному краю.
Материалы: карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными словами
Игры направлены на формирование умения слышать в стихах, потешках, фразах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные) и объяснять их значение....
Учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с городом "Город каменных львов"
Комплексное занятие по теме "Мой город - Санкт-Петербург". Презентация....
Использование игр и упражнений для ознакомления старших дошкольников с предлогами.
Недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии. Для ознакомления детей с предложными конструкциями лучше всего использовать дидак...
Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.
Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников
Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников....
Тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с городом Дзержинск и родным краем.
Тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с городом Дзержинск и родным краем....
"Картотека дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей с миром профессий взрослых "
Одним из эффективных средств решения задач формирования представлений о профессиях, систематизации знаний о мире труда и профессий являются дидактические упражнения и игры, которые формируют у де...