Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
картотека по логопедии по теме

Пономаренко Инна Анатольевна

 Для воспитателей и логопедов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_dlya_mladshego_vozrasta.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

ОСЕНЬ

Игра с мячом «ЛЕТО ИЛИ ОСЕНЬ?»

Цель: Закрепление знания детьми признаков осени, дифференциация их от признаков лета. Воспитание ловкости. Работа над произношением двухсложных слов.

Ход:

Воспитатель и дети стоят кружком.

Воспитатель говорит:

—        Если листики желтеют — это...

И бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю:

—        Осень.

Воспитатель продолжает:

—        Если птицы улетают — это... И т. п.

Овощи. Фрукты.

Игра «В ОГОРОДЕ У КОЗЫ ЛИЗЫ».  

Цель: Расширение словарного запаса. Дифференциация овощей и фруктов.

Ход:

На наборном полотне — картинка с изображением козы. Коза держит большую корзину, в которой наклеены квадратики-липучки. Рядом на наборном полотне — вырезанные по контуру изображения помидора, огурца, лука, моркови, капусты, яблока, груши с подклеенными с обратной стороны липучками. Воспитатель объясняет детям, что коза пришла в огород за овощами, и просит детей помочь козе собрать в корзину только овощи. Дети по очереди подходят к наборному полотну, закрепляют в корзине одно из изображений овощей, комментируют свои действия:

  •  Это помидор.
  • Это огурец. И т. п.

В заключение воспитатель выясняет, почему дети не взяли в корзину яблоко и грушу.

ЦВЕТЫ. НАСЕКОМЫЕ.

Упражнение «БАБОЧКА И ГРИБОК».  Цель:Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.

Ход:

На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:

  • Где сидит бабочка? Дети отвечают:
  • На грибке.

Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:

  • Откуда слетела бабочка?
  • С грибка.

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву:

  • Где сидит бабочка?
  • В траве. И т. п.

В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.

    ИГРУШКИ

   Упражнение «ОДИН И ДВА».

Цель:совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных один и два с существительными — названиями игрушек.

Ход:

Воспитатель помещает на наборное полотно парные картинки: один кубик и два кубика, один мячик и два мячика, одна кукла и две куклы, одно ведерко и два ведерка и т. п. Дети рассматривают картинки и по очереди называют их. Воспитатель отдает картинки тем детям, которые ответили правильно

ОДЕЖДА

Упражнение «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ».  Цель:Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению имен существительных по теме «Одежда» в форме единственного и множественного числа.

Ход:

Воспитатель выставляет на наборное полотно парные картинки: рубашка — рубашки, кофта — кофты, платье — платья, шарф — шарфы и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки. Воспитатель обращает внимание детей на разницу в окончаниях слов.

ПОСУДА

Упражнение «БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ».  Цель:Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход:

Воспитатель раздает детям парные картинки: чайник — чайничек, чашка — чашечка, тарелка — тарелочка и т. п.

Дети рассматривают и называют картинки.

ПТИЦЫ

Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

Ход:

На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:

  • Кого не стало? Дети отвечают:
  • Не стало синицы. И т. п.

 

   ЦВЕТЫ

     Упражнение «ПЕРЕСТАВЬ ЦВЕТОК».

Цель: Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, С, СО, В, ИЗ.

Ход:

На магнитной доске закреплены изображения окна с подоконником, стола, книжного шкафа. Воспитатель показывает детям картинку с изображением кактуса в горшочке, с обратной стороны которой подклеен магнит. Затем один из детей начинает прикреплять картинку НА стол, В книжный шкаф и т.п., а остальные комментируют его действия.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ

Упражнение «НАЙДИ МАМУ».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.

Ход:

Воспитатель помещает на магнитную доску вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и их птенцов по одному и группами и предлагает детям помочь птенцам найти их мам. Дети собирают вместе изображения курицы, цыпленка и цыплят и комментируют:

— Это курица. У нее цыпленок и цыплята. И т. п.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Упражнение «У КОГО КТО?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок-, -енок-, -am-, -ят-.

Ход:

Воспитатель и дети стоят кружком на ковре. Воспитатель, бросая мяч, спрашивает:

—        У лисы кто?

Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно воспитателю, отвечает:

—        Лисенок, лисята. И т. п.

ПРОФЕССИИ

Игра «ЧТО КОМУ НУЖНО?»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных — названий профессий в дательном падеже.

Ход:

Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображениями сумки почтальона, почтового ящика, весов, набора гирь и просит детей назвать картинки. После этого воспитатель задает вопрос:

  • Кому для работы нужна сумка? Дети отвечают:
  • Сумка нужна почтальону. Воспитатель спрашивает:

—- Кому для работы нужны весы? Дети отвечают:

—        Весы нужны продавцу. И т. п.

ТРАНСПОРТ

Игра «НАЙДИ МЕСТО».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В.

Ход:

На доске висит таблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогами. В разных частях картины приклеены липучки, на которых дети будут крепить картинки. На наборном полотне стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение. Первый ребенок берет картинку с изображением самолета, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

—        Самолет летит В небе.

Следующий ребенок выбирает картинку с изображением поезда, закрепляет ее на большой картине и составляет предложение:

—        Поезд мчится ПО рельсам. И т. п.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?»

Цель: Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. (Тема: «Дикие животные.» «Домашние животные.»)

Ход:

На наборном полотне картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:

  • Кого не стало? Дети отвечают:
  • Не стало зайца. И т. п.

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Игра «НАКОРМИМ ЖИВОТНЫХ».

Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже.

Ход:

На наборном полотне стоят картинки с изображениями коровы с теленком, лошади с жеребенком, кошки с котенком и собаки со щенком. Отдельно стоят картинки с изображениями яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком, косточки с кусочком мяса. Сначала воспитатель просит детей назвать картинки с изображениями животных и их детенышей, потом сам называет картинки с угощением для животных и предлагает детям подумать, кому что они дадут. Дети ставят картинки с угощением под картинки с изображениями животных и составляют предложения:

  • Я дам сено корове с теленком.
  • Я дам овес лошади с жеребенком. И т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр и упражнений на формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе (3-4 года) по теме: "ФРУКТЫ"

Картотека составлена по основным направлениям логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи с учётом возрастных особенностей детей....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Картотека речевых игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию лексико- грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

«Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры и упражнения на формирование фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста»...