МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД).
В соответствии с требованиями ФГОС в дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
УУД формируются в различных видах образовательной деятельности. Особое внимание уделяется игре в шахматы. В дошкольном отделении обучение детей элементам игры в шахматы начинается с 5-6 лет. Игра в шахматы способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста, так как она направлена на развитие личности ребёнка, формирование и развитие ключевых компетенций у воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных), на развитие навыков групповой работы дошкольников, на обучение воспитанников способности самостоятельно мыслить, на формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, системности, умения производить логические операции, дисциплины, и других элементов культуры), на формирование и развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления, самостоятельной исследовательской деятельности, на воспитание усидчивости, культуры общения, управления своими эмоциями и действиями, тем самым позволяя ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_seminaru_dlya_vospitateley_i.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И
УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Шахматы – одно из средств формирования
предпосылок универсальных учебных действий у детей
старшего дошкольного возраста
Подготовили:
Хасанова Г.С.,РодюковаН.А.,
воспитатели дошкольного отделения МБОУ «СШ №40»
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД).
В соответствии с требованиями ФГОС в дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
УУД формируются в различных видах образовательной деятельности. Особое внимание уделяется игре в шахматы. В дошкольном отделении обучение детей элементам игры в шахматы начинается с 5-6 лет. Игра в шахматы способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста, так как она направлена на развитие личности ребёнка, формирование и развитие ключевых компетенций у воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных), на развитие навыков групповой работы дошкольников, на обучение воспитанников способности самостоятельно мыслить, на формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, системности, умения производить логические операции, дисциплины, и других элементов культуры), на формирование и развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления, самостоятельной исследовательской деятельности, на воспитание усидчивости, культуры общения, управления своими эмоциями и действиями, тем самым позволяя ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школе.
Цель работы по обучению детей игре в шахматы: формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Будущий первоклассник должен уметь принимать инструкцию из 3-4 предложений, сохранять инструкцию до конца задания, в конце работы просматривать выполненное задание, находить и исправлять ошибки. На занятии работать согласно правилу, управлять своим поведением. В ходе проигрывания проблемных шахматных ситуаций дошкольники учатся ставить цель, выстраивать свою деятельность и прогнозировать результат.
Лучше всего предпосылки регулятивных УУД у детей формируются через такие шахматные игры, как: «Захват контрольного поля», «Лабиринт», «Ограничение подвижности», «Перехитри часовых», «Самая короткая дорожка», «Цепочка» и др. С целью поддержки мотивации шахматные игры и задания используются на напольном полотне, в дидактическом оформлении, а также с использованием интерактивного оборудования.
Разбирая шахматные логические задачи, осуществляя процесс поиска правильных решений, доказывая свой выбор действий, обсуждая предполагаемый результат у ребёнка, как будущего первоклассника, активизируется речевая деятельность, развиваются коммуникативные навыки: ребёнок учится формулировать и задавать вопросы; учится отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать других детей и взрослого, высказывать своё мнение.
Знакомство с правилами поведения в игре в шахматы незаменимо при формировании личностных УУД. Через изучение истории древней игры, поддерживая инициативу поиска информации о знаменитых шахматистах, знакомясь с шахматными фигурами и терминами мы способствуем формированию предпосылок познавательныхУУД. Например, обсуждая варианты поиска ответов на интересующие вопросы, дети предлагают обратиться за помощью к взрослым, найти информацию в книгах, энциклопедиях, посетить библиотеку, воспользоваться Интернетом. С этой целью в группах созданы уголки шахматной литературы - «Хочу все знать о шахматах». Это очень важно для поддержки и развития детской любознательности как основы познавательной активности будущего ученика.
Игра в шахматы нашла свое применение в образовательной деятельности: в развитии элементарных математических представлений, в изодеятельности и конструировании. Таким образом, в ходе обучения детей игре в шахматы формируются все виды УУД дошкольников. Воспитанники дошкольного отделения – неоднократные участники городских и региональных конкурсов. Есть ребята, которые продолжают свое шахматное образование в школьных кружках и городских клубах. Конечно, решить самостоятельно все поставленные задачи дошкольники ещё не могут, поэтому педагоги и родители являются полноправными участниками образовательного процесса по обучению игре в шахматы. Интресной формой работы с родителями стали творческие «Встречи шахматного клуба». В клубе педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники, как субъекты совместной деятельности.
Совместно со специалистами дошкольного отделения и учителями начального звена средней школы для родителей даем практические консультации, размещаем памятки о влиянии шахматного образования на развитие мышления ребенка, которые в родительских уголках. Древняя и мудрая игра способствует сплочению коллектива детей, родителей и педагогов, а также помогает формировать высоконравственную, гармонично развитую и творчески активную личность.
Таким образом, обучение детей игре в шахматы, являясь средством формирования УУД, которые обеспечивают активность детей в образовательном процессе, способствует развитию самостоятельности ребёнка в решении творческих, умственных, художественных и других задач, помогают быть успешным в разных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста"
Выступление на методическом объединении...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как основа их дальнейшего успешного обучения
Содержание психолого - педагогичекой роботы со старшими дошкольниками по формированию УУД...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Раскрыть возможности формирования предпосылок универсальных учебных действий....
МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Шахматы – одно из средств формирования предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения решают сложные задачи федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Успехи современного школьного обучения в немалой степени ...
Статья на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе математической подготовки"
Научные статьи опубликованные в журнале "Вопросы педагогики"...
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Что такое УУД, и каково их значение в образовании и воспитании? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию...
Презентация. Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Современный мир диктует свой взгляд на то, какой должна быть успешная личность ХХI века: открытой к внешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также поло...