Конспект НОД. Речевое развитие. Тема: «Семья – это верные друзья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Волобуева Елена Александровна

Коспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Семья". Развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД.

Речевое развитие.

Тема: «Семья – это  верные  друзья».

Подготовила воспитатель

Волобуева. Е.А.

Д/с «У Лукоморья»

 г. Саяногорск

Цель: Совершенствовать знания и представления детей о семье у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Формировать умение детей связно и последовательно излагать свои мысли. Активизировать словарный запас по теме. Способствовать развитию грамматического строя речи (уменьшительно – ласкательные слова, притяжательные прилагательные). Развивать память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитывать заботливое, доброжелательное отношение к членам своей семьи.

Здоровье сбережение: Пальчиковая гимнастика, самомассаж ушных раковин, динамическая пауза, зрительная гимнастика.

Методы и приемы: Наглядные (рассматривание фотографий, картинок, показ способа действия,); Словесные (рассказ воспитателя, вопросы, объяснение, пословицы и поговорки, беседа, совет, анализ работ) Игровые (проблемная ситуация, сюрпризный момент, дидактическая игра«отгадай загадку», «круг приветствия») практические (проблемно творческое задание, упражнение, оформление выставки). Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Катаева «Цветик  - Семицветик». Беседа по русским народным пословицам и поговоркам о семье. Рассматривание семейных фотографий и беседы о семье. Рисование на тему «Моя семья».

Материал: Рисунки семей детей группы. Мяч. Цветок из цветной бумаги. Предметные картинки: галстук, мяч, рубашка, шляпа, платье, халат, ботинки, сапоги. Картинки семья. Сердечки. Фонарик. Газета. Указка.

Содержание организованной деятельности детей:

Воспитатель: – Ребята, сегодня у нас необычный день. Посмотрите, сколько гостей к нам пожаловало. Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями.

Организационный момент:

Здравствуйте, ручки!               (3 раза хлопают)

Здравствуйте, ножки!              (3 раза топают)

Здравствуйте, теплые наши ладошки!

Здравствуй, дружочек!

Здравствуй, дружок!

Здравствуй, зимний морозный денек.

Мы улыбнемся друг другу с тобой.

Дарит улыбка хороший настрой.

Мы от всей души улыбнулись друг, другу, настроение у вас отличное?

А давайте еще больше улучшим наше настроение, для этого нам нужны наши ушки.

Раз, два, три четыре, пять –

Будем с ушками играть,

Есть у ушка бугорок,

Под названьем «козелок».

Будем ушки разминать,

Настроенье улучшать.

Сверху  в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть,

Из ушка к верхушке,

Дорожка идет,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

И мочки погладим,

И ушки потрем,

Другую игру поскорее начнем.

Ребята посмотрите, какой необычный конверт появился в нашей группе. Что же там?

Внутри, кружочек. Ребята это письмо.

Я цветочек не обычный,

С виду очень симпатичный,

Лепесток мой оторвешь,

Бросишь и произнесешь:

«Ты лети мой лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему вели!»

И заветное желанье,

Мой дружочек загадай!

Лепесток мой ведь волшебный,

Все исполнится, ты знай.

- Ребята, похоже, это не простой кружочек, а серединка, вы догадались чего?

(Цветика – Семицветика). А где же волшебные лепестки, в конверте ни чего нет.

Вы хотите найти лепестки волшебного цветка и загадать желание? (Да). Тогда в путь!

     -  Дети, сегодня мы поговорим с вами о самом главном в жизни каждого человека. А вот о чём, вы узнаете, отгадав загадку:

«Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится?» (Семья)

- Семья это самое дорогое, что есть у каждого человека, это наши самые близкие люди, которые заботятся о нас,  о которых заботимся мы  и любим от всего сердца!  «Вся семья вместе, так и душа на месте» так говорится в русской поговорке.

- Кого мы называем членами своей семьи?

Ответы детей.

 Пальчиковая гимнастика: «Дома дружная семья!»

 Это – мама,

 Это – я,

 Это – бабушка моя.

 Это – папа,

 Это – дед.

 И у нас разлада нет.

Посмотрите ребята, какой сундучок я храню у себя дома. В сундучок я складываю самые дорогие для меня вещи: детские подарки и рисунки моих дочерей фотографии моих родных. А сегодня я принесла его сюда чтобы положить самые дорогие для вас вещи: ваши рисунки о семье.

Рассматриваем рисунки. Слушаем рассказы детей о том, кто и что изображено на их рисунках.

Помещаем рисунки на стенд «Моя семья».

- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

 «Не нужен клад, коли в семье лад».

Как нужно относиться к членам своей семьи? С любовью. Как, по-вашему, если называть своих, близких ласковыми словами, они будут рады? Давайте попробуем это сделать.

- Возьмите сердечки прижмите их груди и от всего сердца скажите, как вы называете ласково маму, папу, дедушку, бабушку.

Игра «Назови ласково»

Мама-мамочка, мамуля, мамулечка.

Папа – папочка, папулечка, папуленька.

Дед – дедушка, дедуля, дедулечка.

Бабушка – бабулечка, бабуля, бабуленька.

Прикрепите сердечки к рисункам своих родных. Посмотрите, какая красивая выставка у нас с вами получилась.

А  ещё  есть  такая  пословица: «Семья – это  верные  друзья».

- Ребята посмотрите на этих картинках тоже, дружная семья.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

 «Игра с мячом»: (на ковре)

Мальчик для папы и мамы кто? (сын)

Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

Девочка для папы и мамы? (дочь)

Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

Папа для дедушки и бабушки? (сын)

Мама для дедушки и бабушки? (дочь)

Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)

 

 

-Мы очень любим свою семью.  А какие они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)

Дидактическая игра «Подбери признаки»:

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа (какой?) - строгий, умный, сильный:

Бабушка (какая?) - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка (какой?) - старый, мудрый, седой:

Сестра (какая?) - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат (какой?) - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший.

Физминутка: «Семейная зарядка».

Осенью, весною

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево

Делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой

И качаю головой.

(возвращаемся на стульчики)

- А  ещё ребята  есть  такая  пословица: «В хорошей семье хорошие дети растут» .

- Вы всегда слушаетесь своих родителей? Ответы на этот вопрос мы узнаем, сыграв в игру «Закончи предложение»:

Папа сердится, если я….

Мама радуется, если я……

- Я знаю, что вы очень хорошие ребята, и каждый из вас помогает родителям по хозяйству. Помогите, пожалуйста этой семье разобрать вещи.

Игра «Чей, чья, чьё, чьи».

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

 Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

 У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

 У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

 Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

 Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

 Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

 У папы красивое пальто. Пальто чьё? (папино)

 Дедушка ищет ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

 Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

- Спасибо большое вам ребята за помощь. Мы помогли этой дружной семье навести порядок, но мы забыли о том, что мы обещали найти лепестки для  волшебного цветка.

- Посмотрите, а у меня есть волшебный лучик, следите за лучиком и он поможет нам найти пропажу. Где он остановится там, мы и посмотрим.

Дети выкладывают цветок.

- Я цветочек не обычный,

С виду очень симпатичный,

Лепесток мой оторвешь,

Бросишь и произнесешь:

«Ты лети мой лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть, по-моему вели!»

И заветное желанье,

Мой дружочек загадай!

Лепесток мой ведь волшебный,

Все исполнится, ты знай.

Анализ образовательной деятельности.

- Ребята, а вы бы хотели загадать свое заветное желание, я думаю, цветочек его обязательно исполнит. Дети загадывают желание. Лепесточек один и желание одно. Загадайте такое желание, чтобы оно было для всех кого вы любите.

Ребята, а что бы вы пожелали своей семье? Что вам понравилось сегодня в нашем путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ С КАПЕЛЬКОЙ».

Занятие направлено на закрепление знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах); развитие навыка последовательно изложение своих мыслей;а также на воспитание  бережного отношения к воде....

Конспект по речевому развитию Тема: Дидактическая игра "Лето - осень"

Формировать у детей навыки связной речи с опорой на наглядный материал....

Конспект ООД Речевое развитие Тема «Осенние дары»

Интеграция занятия: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, позновательное развитие.Программное содержание:  развивать (слуховое, зрительное) восприятие, ре...

Конспект по речевому развитию. Тема: "В гостях у курочки Рябы"

С использованием образовательной технологии "Пальчиковые игры"....

Конспект по речевому развитию тема «Зоопарк»

Конспект по речевому развитию средняя группа...

Конспект по речевому развитию "Моя семья".

Цель: учить детей, отвечать на вопросы, составлять с помощью педагога рассказ, используя фотографии; формировать навыки общения и уважения в семье.Программные задачи:Дать представление детям  о с...