конспект на тему :" Образ защитников Отечества в русской культуре"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Цель:
Формирование у детей интереса к героическому прошлому своей страны.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с некоторыми событиями из истории нашей Родины. Познакомить с этимологией слова «защитник».
Развивающие: развивать речь, мышление, память. Формировать патриотические чувства. Продолжать развивать познавательно-исследовательскую деятельность через дидактические игры. Развивать способность к самоконтролю.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине. Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Используемые методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
рассматривание репродукций В. Васнецова «Богатыри», В. Моторина «Ледовое побоище», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на куликовском поле»;
Словарная работа:
народные былинные слова, невская битва, «ледовое побоище», рыцари, А. В. Суворов, М. И. Кутузов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: аудиозаписи музыкального сопровождения: «Богатырская симфония» С. Бородина, слайды с изображением снаряжений.
Ход НОД:
Ребята заходят в зал и приветствуют гостей.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
За руки мы все возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы не будем ссориться-
Будем мы дружить
Улыбками своими тепло души дарить.
Вос-ль: Ребята. В какой стране мы с вами живем?
Дети: Россия.
С. Васильев
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Слайд №1
Воспитатель: А как по-другому можно назвать Отечество?
Дети: Родина.
Вос-ль: Правильно. А что такое, ребята, Родина?
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Слайд 2
Дети: Это место, где родился человек. Родина – это дом, где мы живем. Это наш родной город Саранск. Родина – это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели.
Вос-ль: А как называется наша малая Родина?
Дети: Республика Мордовия.
Слайд 3
Вос-ль: Правильно. Обратите, ребята, внимание на звучание слов: родня, родственники, родители, род, родные места. Все они созвучны со словом Родина.
Родина – это земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами – матерью, отечеством. Родная земля тебя кормит и поит. А как вы думаете, кто такие «Защитники отечества»?
Дети: Это те, кто оберегает, охраняет, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, танкисты, десантники.
Вос-ль: А вы знаете как произошло слово «защитник»?
Послушайте, как оно звучит: ЗА-ЩИТ-НИК.
Слайд 4
«Слово ЗА-ЩИТ-НИК»
В старину не было такого оружия как в современном мире. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, мечей, и копий. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов – Защитниками.
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Вос-ль: Молодцы! А вот в древние времена большую опасность для русской земли представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей Родины вставали русские богатыри.
Вос-ль: Каких русских богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга, Святогор.
Слайд1 «Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович».
Рассматривание картины «Три богатыря».
Вос-ль: Ребята, кто изображен на картине?
Кто самый могучий?
Кто из богатырей держит меч?
Куда смотрят каждый из богатырей?
Чем вооружены богатыри?
Слайд Оружия: щит, меч, булава, палица.
Что надето на богатырях?
Для чего нужна кольчуга?
Для чего шлем?
Для его нужен верный конь?
Вос-ль: Ребята, хотите быть такими же сильными, как богатыри?
Физ. минутка
Раз, два, три, посмотри, (руки на поясе шагают)
Мы с тобой богатыри.
Чтобы силушку набрать,
Будим гири поднимать.
(поднимают руки, сжатые в кулак вверх, опускают вниз)
Снизу - вверх, снизу - вверх,
Мы теперь сильнее всех.
(сначала правую руку, потом левую, другая рука на поясе)
Подражаем мы не зря,
Этим трём богатырям.
Дружно сядем, дружно встанем,
И еще сильнее станем.
(приседают - резко встают, руки вверх)
На носочки поднимись,
Зорко, Зорко оглядись,
Чтоб врагов не пропустить,
Русь родную защитить!
(одна рука на поясе, другую прикладывают к лбу, всматриваясь в даль, и одновременно поднимаются на носочки)
Вос-ль: Молодцы, ребята! Вы настоящие богатыри.
Загадки
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.( кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.( шлем)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же….( меч)
- Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка,
на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький….( щит).
Вос-ль: «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве: в литературе, в музыке, в живописи, в кино. Это от того, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями и богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника родины. Ребята, предлагаю послушать вам отрывок из «Богатырской симфонии» С. Бородина и попытаться представить образ древнего воина – защитника.
Звучит отрывок С. Бородина «Богатырская симфония».
Вос-ль: Скажите ребята, как звучала музыка?
Дети: Сурово, мощно, мужественно.
Вос-ль: Каких воинов вы представили?
Дети: Богатырей сильных, мужественных, крепких, выносливых.
Вос-ль: Молодцы!
НА экране появляется изображение дуба.
Вос-ль: Ребята, посмотрите на экран, какое дерево перед вами?
Дети: Дуб.
Вос-ль: Появилось оно здесь не случайно. В древние времена, дуб, считался родовым деревом. И когда воин собирался на битву, он приходил к дубу, срывал с него листок, брал горстку земли, для того, чтобы вернутся домой, в родные места, живым и невредимым. И мы сегодня с вами тоже как в древние времена, проведем обряд поклонения этому могучему дереву, как это делали древние воины.
Вос-ль: Ребята, с кем мы можем сравнить этот могучественный дуб?
Дети: С богатырями .
Вос-ль: А что растет на дубе?
Дети: Жёлуди.
Выкатывается жёлудь
Вос-ль: что это?
Дети :желудь.
Вос-ль: Это не простой желудь. Посмотрите, какой он большой. А что там внутри.(достает раскраски из желудя)
Прошу вас присесть за свои места, и раскрасить этих мужественных богатырей.
Прежде чем мы начнем сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу
«ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
Вос-ль: Молодцы, красивые богатыри у вас получились!
- О чем мы сегодня с вами говорили?
-О ком мы сегодня узнали?
- Что нового узнали?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Саранска «Детский сад №122 комбинированного вида »
Конспект занятия
«Образ защитников Отечества в русской культуре»
Подготовила и провела:
Воспитатель Бабанова А. В.
Саранск
2017
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Формирование у детей интереса к героическому прошлому своей страны.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с некоторыми событиями из истории нашей Родины. Познакомить с этимологией слова «защитник».
Развивающие: развивать речь, мышление, память. Формировать патриотические чувства. Продолжать развивать познавательно-исследовательскую деятельность через дидактические игры. Развивать способность к самоконтролю.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к Родине. Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
Используемые методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа:
рассматривание репродукций В. Васнецова «Богатыри», В. Моторина «Ледовое побоище», М. Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем на куликовском поле»;
Словарная работа:
народные былинные слова, невская битва, «ледовое побоище», рыцари, А. В. Суворов, М. И. Кутузов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование: аудиозаписи музыкального сопровождения: «Богатырская симфония» С. Бородина, слайды с изображением снаряжений.
Ход НОД:
Ребята заходят в зал и приветствуют гостей.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
За руки мы все возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы не будем ссориться-
Будем мы дружить
Улыбками своими тепло души дарить.
Вос-ль: Ребята. В какой стране мы с вами живем?
Дети: Россия.
С. Васильев
РОССИЯ
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
Слайд №1
Воспитатель: А как по-другому можно назвать Отечество?
Дети: Родина.
Вос-ль: Правильно. А что такое, ребята, Родина?
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
Слайд 2
Дети: Это место, где родился человек. Родина – это дом, где мы живем. Это наш родной город Саранск. Родина – это наши мамы, папы и друзья. Это наш детский сад и воспитатели.
Вос-ль: А как называется наша малая Родина?
Дети: Республика Мордовия.
Слайд 3
Вос-ль: Правильно. Обратите, ребята, внимание на звучание слов: родня, родственники, родители, род, родные места. Все они созвучны со словом Родина.
Родина – это земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами – матерью, отечеством. Родная земля тебя кормит и поит. А как вы думаете, кто такие «Защитники отечества»?
Дети: Это те, кто оберегает, охраняет, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, танкисты, десантники.
Вос-ль: А вы знаете как произошло слово «защитник»?
Послушайте, как оно звучит: ЗА-ЩИТ-НИК.
Слайд 4
«Слово ЗА-ЩИТ-НИК»
В старину не было такого оружия как в современном мире. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, мечей, и копий. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов – Защитниками.
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Вос-ль: Молодцы! А вот в древние времена большую опасность для русской земли представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей Родины вставали русские богатыри.
Вос-ль: Каких русских богатырей вы знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга, Святогор.
Слайд1 «Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович».
Рассматривание картины «Три богатыря».
Вос-ль: Ребята, кто изображен на картине?
Кто самый могучий?
Кто из богатырей держит меч?
Куда смотрят каждый из богатырей?
Чем вооружены богатыри?
Слайд Оружия: щит, меч, булава, палица.
Что надето на богатырях?
Для чего нужна кольчуга?
Для чего шлем?
Для его нужен верный конь?
Вос-ль: Ребята, хотите быть такими же сильными, как богатыри?
Физ. минутка
Раз, два, три, посмотри, (руки на поясе шагают)
Мы с тобой богатыри.
Чтобы силушку набрать,
Будим гири поднимать.
(поднимают руки, сжатые в кулак вверх, опускают вниз)
Снизу - вверх, снизу - вверх,
Мы теперь сильнее всех.
(сначала правую руку, потом левую, другая рука на поясе)
Подражаем мы не зря,
Этим трём богатырям.
Дружно сядем, дружно встанем,
И еще сильнее станем.
(приседают - резко встают, руки вверх)
На носочки поднимись,
Зорко, Зорко оглядись,
Чтоб врагов не пропустить,
Русь родную защитить!
(одна рука на поясе, другую прикладывают к лбу, всматриваясь в даль, и одновременно поднимаются на носочки)
Вос-ль: Молодцы, ребята! Вы настоящие богатыри.
Загадки
- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.( кольчуга)
- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.( шлем)
- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…Ну что, догадались? конечно же….( меч)
- Чтоб грудь защитить от удара врага, уж это вы знаете наверняка,
на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький….( щит).
Вос-ль: «Богатырская тема» с давних пор звучала в русском искусстве: в литературе, в музыке, в живописи, в кино. Это от того, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями и богатствами. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника родины. Ребята, предлагаю послушать вам отрывок из «Богатырской симфонии» С. Бородина и попытаться представить образ древнего воина – защитника.
Звучит отрывок С. Бородина «Богатырская симфония».
Вос-ль: Скажите ребята, как звучала музыка?
Дети: Сурово, мощно, мужественно.
Вос-ль: Каких воинов вы представили?
Дети: Богатырей сильных, мужественных, крепких, выносливых.
Вос-ль: Молодцы!
НА экране появляется изображение дуба.
Вос-ль: Ребята, посмотрите на экран, какое дерево перед вами?
Дети: Дуб.
Вос-ль: Появилось оно здесь не случайно. В древние времена, дуб, считался родовым деревом. И когда воин собирался на битву, он приходил к дубу, срывал с него листок, брал горстку земли, для того, чтобы вернутся домой, в родные места, живым и невредимым. И мы сегодня с вами тоже как в древние времена, проведем обряд поклонения этому могучему дереву, как это делали древние воины.
Вос-ль: Ребята, с кем мы можем сравнить этот могучественный дуб?
Дети: С богатырями .
Вос-ль: А что растет на дубе?
Дети: Жёлуди.
Выкатывается жёлудь
Вос-ль: что это?
Дети :желудь.
Вос-ль: Это не простой желудь. Посмотрите, какой он большой. А что там внутри.(достает раскраски из желудя)
Прошу вас присесть за свои места, и раскрасить этих мужественных богатырей.
Прежде чем мы начнем сделаем пальчиковую гимнастику:
Пальчиковая гимнастика.
1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».
Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу
«ножки»).
Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).
Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).
Вос-ль: Молодцы, красивые богатыри у вас получились!
- О чем мы сегодня с вами говорили?
-О ком мы сегодня узнали?
- Что нового узнали?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Саранска «Детский сад №122 комбинированного вида »
Конспект занятия
«Образ защитников Отечества в русской культуре»
Подготовила и провела:
Воспитатель Бабанова А. В.
Саранск
2017
Давайте внимательно рассмотрим картину.
В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.
Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения.
Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.
А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.
– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)
Игра «Да- нет»
Наша Родина сильна ……………………………..да.
И у нас она одна…………………………………..да.
На Руси богатыри есть……………………………да.
Им всегда хвала и честь…………………………..да.
Илья Муромец герой ……………………………..да.
Он был самый молодой………………………….нет.
Соловья он победил………………………………да.
Из автомата подстрелил…………………………нет.
Алёша Попович тоже герой……………………..да.
Он сильный, смелый, молодой………………….да.
Он в Киеве граде дружинником был……………да
Карабаса в бою победил………………………..нет.
На танках боролись богатыри с врагом………..нет.
Они воевали с мечом и копьём…………………да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.
Он змея сумел победить своей силой…………..да.
Гордимся мы нашими богатырями……………..да.
Хотим ли быть такими же сами…………………да.
картина В. М. Васнецова «Три богатыря».
Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:
– Кто изображен на картине?
– Какой богатырь самый могучий?
– Какой самый мечтательный?
– Кто держит меч?
– Куда смотрит каждый из богатырей?
– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)
На экране появляется 3 слайд – изображение оружия богатырей. А затем появляется снова 2 слайд.
– Что надето на богатырях?
– Для чего нужна кольчуга?
– Для чего нужен шлем на голове?
– Что охраняют богатыри?
– Для чего нужен был верный конь?
– Как можно назвать эту картину?
Задачи:
- воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину
- формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, сапоги, бармица), названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава);
- воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
-учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;
-приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- продолжать формировать начальные представления у детей о здоровом образе жизни;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект на тему "День защитника отечества"
Закрепить знания детей о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение, чувство любви и гордости за родную страну на основе изучения военной истории Отечества; развивать и активи...
Развернутый конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по физической культуре во второй младшей группе по теме: "День Защитника Отечества"..
Развернутый конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по физической культуре во второй младшей группе по теме: "День Защитника Отечества"...
Конспект спортивного праздника: "День защитника отечества". Инструктор по физической культуре Жаворонкова Н. В.
Спортивный праздник в старшей группе, посвященный Дню защитника Отечества Программное содержание:«Физическое развитие» - формировать потребность в физическом совершенствовании, р...
Конспект НОД. Тема: «День Защитника Отечества»
Конспект НОД в старшей группе ко Дню Защитника ОтечестваЦели:Образовательные: Продолжать формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тр...
Конспект по теме "День Защитника Отечества"
Расширение представлений детей о Дне Защитника Отечества, обогащение и активизация словарного запаса по теме....
Конспект на тему: "День защитника отечества"
Расширение знания детей о Российской армии...
Конспект беседы с детьми средней группы на тему «День Защитника Отечества». Цель: формировать представление детей о российской армии. о празднике «Дне защитника Отечества»; воспитывать патриотические чувства.
Конспект беседы с детьми средней группына тему «День Защитника Отечества».Цель: формировать представление детей о российской армии. о празднике «Дне защитника Отече...