Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Животные Севера» с использованием ТСО.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Берлизова Ольга Александровна

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе на тему: «Животные Севера» с использованием ТСО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе на тему: «Животные Севера».

Цель: Закрепить знания детей о животных Севера.

Задачи:

Совершенствовать диалогическую форму речи, развивать связную  речь, активизировать и расширять словарь по теме животные Севера.

Учить описывать животных по графическому плану.

Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к животным, любовь к родной природе; воспитывать любознательность.

Оборудование: презентация на тему «Животные Арктики».

Предварительная работа:

Беседы на тему «Животные Севера», рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов о животных, чтение книг: «Экология в картинках», энциклопедия «От полюса до экватора», «Мы познаем мир».

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: (Сейчас время года зима).

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: (на земле лежит снег; люди стали одеваться теплее; перелетные птицы улетели, у нас остались зимующие; деревья стоят голые; многие животные поменяли шубу на теплую и незаметную, другие животные и насекомые легли в спячку).

Воспитатель: А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно?

(Ответы детей).

Воспитатель: На Крайнем севере всегда холодно, много снега и очень морозно.  Ребята, что такое север?

Дети: (Север – это где всегда холодно).

Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу?

Дети: (на снегоходе, на машинах, на оленях).

Воспитатель:  Северный полюс находится очень далеко от нас, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. 

Воспитатель:  Вот мы сейчас и отправимся в путешествие и посмотрим, где и как живут животные севера. А для этого я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?

Дети: (Да, мы готовы).

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка

Где сугробы, стужа, лёд,

Где пурга снега метёт,

Там хозяин в шубе снежной.

Ходит по снегам безбрежным.

Весь он белый от зимы,

От метельной кутерьмы.

Так давно живёт он здесь,

Потому и белый весь.

Лишь черны глаза и нос:

Пощадил их злой мороз.

Дети: (Это белый медведь).

Воспитатель: Правильно. Среди хищных зверей  Севера самым крупным является он – белый медведь

( на слайде 2 появляется картинка с изображением  белого медведя).

 (описание по графическому плану)

- Кто это? (это белый медведь)

- Какого он цвета? (белого)

- Части тела? (голова, большие лапы и маленький хвостик).

- Чем покрыто тело белого медведя?( тело болого медведя покрыто густой шерстью).

- Чем питается белый медведь? (. Белый медведь питается тюленями, морскими водорослями, песцами, крупной рыбой.)

- Молодцы!

Следущая загадка:

Кто без компаса и карты.

Мчится в тундре, тянет нарты.

В ночь полярную и в день?

Это Северный..?

Дети: (Северный олень) (слайд 4)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Используя нашу схему давайте опишем северного оленя.

(описание по графическому плану).

- Кто это? (это северный олень).

- Какого он цвета?(серого, а хвостик белый).

- Части тела? (туловище, длинные ноги, вытянутая голова на голове есть рога).

- Чем покрыто тело северного оленя?( тело северного оленя покрыто шерстью).

- Чем питается северный олень?(мхом,ягелем).

 Давайте немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика: «У оленя дом большой».

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый.

Дети: (Морж).

Воспитатель: Это животное называется морж. Он большой и неуклюжий Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. (Слайд 5)

Кто попробует с помощью схемы описать моржа?

(описание по графическому плану).

- Кто это? (это морж).

- Какого он цвета?(коричневого или бурого).

- Части тела? (у моржа маленькая голова и крупное вытянутое тело у моржа есть клыки. Клыки помогают моржу забираться на льдины. А еще у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать.)

- Чем покрыто тело моржа?(тело покрыто толстой кожей).

- Чем питается морж?( ракушками,рыбой).

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Он живет где жуткий холод,

Средь снегов живет и льдин

В черно-белом фраке ходит

Птица гордая...

Дети: (пингвин).

Воспитатель: Пингвины хоть и являются птицами, но летать не умеют. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень ловкими и  быстрыми. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку, балансируя крыльями.

- Рита опиши пожалуйста при помощи схемы пингвина.

(описание по графическому плану).

- Кто это? (это пингвин).

- Какого он цвета?(черного а грудка белая).

- Части тела?( У пингвина обтекаемая форма тела .Тело пингвина чуть сжатое с боков и покрыто перьями. Не слишком крупная голова находится на подвижной, гибкой и довольно короткой шее. Клюв пингвина сильный и очень острый. Ноги короткие и толстые, имеют по 4 пальца, соединенных плавательными перепонками, есть крылья которые в воде служат ему как ласты).

- Чем покрыто тело пингвина?( тело пингвина покрыто густыми перьями)

- Чем питается пингвин?(рыбой).

Воспитатель: какие молодцы все загадки отгадали, теперь мы знаем кто живет на севере.  (слайд 6)      

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть, хотите? (Ответы детей).

Дидактическая игра « Найди и назови лишнюю картинку».

 Дети рассматривают картинки и называют лишнюю, показывают только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.

Рифлексия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомились с животными Севера и узнали много нового. Нам пора возвращаться обратно в группу. - Ну вот мы и справились с заданием. (слайд 15) Можно возвращаться домой.

- Где мы сегодня с вами побывали? (на севере)

- А каких животных мы с вами там повстречали (белого медведя, северного оленя, моржа и пингвина)

- Молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (да, очень)

- Тогда до новых встреч!



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе на тему: «Животные Севера» с использованием ТСО.

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

Цель: Закрепить знания детей о животных Севера.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление представлений о природе, погоде, животных Севера (их внешнем виде, детенышах).

- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, пингвин, северный олень, рога, копыта, шерсть).

Развивающие:

- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.

Словарь:

-существительные: белый медведь, морж, северный олень, пингвин, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть.

-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый.

Оборудование: презентация на тему «Животные Севера».

Предварительная работа:

Беседы на тему «Животные Севера», рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов о животных, чтение книг: «Экология в картинках», энциклопедия «От полюса до экватора», «Мы познаем мир».

Ход ОД:

1. Организационный момент. Звучит колокольчик.

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг, и я – твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Лицом к друг другу повернулись,

Руку правую пожали,

Крепко так себя обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Мы готовы заниматься, очень будем мы стараться!

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

 Дети: Россия.

Воспитатель: В каком городе мы живём?

Дети: В Новокузнецке.

Воспитатель: Наша страна Россия – самая большая в мире. На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан. Арктика. Сегодня мы отправимся в путешествие на Крайний север России. Океан покрылся льдом,

Волны не бушуют в нем

Он от края и до края.

Как пустыня ледяная

Царство холода и тьмы,

Царство матушки – зимы.

Здесь на белых скользких льдинках

Ходят парами пингвины .

В костюмах чёрно-белых

Скачут весело и живо!

Видеть это просто диво!

На чем мы сможем проплыть во льдинах

Дети: На ледоколе.

Мы плывем на ледоколе

Ледокол идет по льду

Ледяное поле колет

Слева льдина проплывет

Справа айсберги встают

А друзья не унывают

И по-прежнему плывут.

Воспитатель: А на Севере какая погода?

Дети: Холодно, морозно.

Звучит аудиозапись вьюги.

Речь с движением «Северная страна».

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем

открывают)

Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами,

руки разводят в стороны)

и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

Воспитатель: И вот мы с вами на Северном полюсе. Что здесь вы видите?

(Показ слайдов)

Слайд 3. Снежные горы

Дети: Много снега.

Воспитатель: А снег какой?

Дети: Мягкий, пушистый.

Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?

Дети: Снежные горы, северное сияние. (Слайд 4)

Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?

Дети: Много разных животных. (Слайд 5)

Воспитатель:  Ребята  чтобы узнать какие животные живут на крайнем севере я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?

Дети: (Да, мы готовы).

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, на экране появится картинка – отгадка

Где сугробы, стужа, лёд,

Где пурга снега метёт,

Там хозяин в шубе снежной.

Ходит по снегам безбрежным.

Весь он белый от зимы,

От метельной кутерьмы.

Так давно живёт он здесь,

Потому и белый весь.

Лишь черны глаза и нос:

Пощадил их злой мороз.

Дети: (Это белый медведь).

Воспитатель: Правильно. Среди хищных зверей  Севера самым крупным является он – белый медведь

( на слайде 6 появляется картинка с изображением  белого медведя).

- Давайте с помощью схемы попробуем описать белого медведя.

 (описание по графическому плану)

- Кто это? (это белый медведь)

- Какого он цвета? (белого)

- Части тела? (голова, большие лапы и маленький хвостик).

- Чем покрыто тело белого медведя?( тело белого медведя покрыто густой шерстью).

- Чем питается белый медведь? ( Белый медведь питается тюленями, морскими водорослями, песцами, крупной рыбой.)

- Молодцы!

Следущая загадка:

Он живет где жуткий холод,

Средь снегов живет и льдин

В черно-белом фраке ходит

Птица гордая...

Дети: (пингвин). (Слайд7)

Воспитатель: Пингвины хоть и являются птицами, но летать не умеют. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень ловкими и  быстрыми. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку, балансируя крыльями.

- Рита опиши пожалуйста при помощи схемы пингвина.

(описание по графическому плану).

- Кто это? (это пингвин).

- Какого он цвета?(черного а грудка белая).

- Части тела?( У пингвина обтекаемая форма тела .Тело пингвина чуть сжатое с боков и покрыто перьями. Не слишком крупная голова находится на подвижной, гибкой и довольно короткой шее. Клюв пингвина сильный и очень острый. Ноги короткие и толстые, имеют по 4 пальца, соединенных плавательными перепонками, есть крылья которые в воде служат ему как ласты).

- Чем покрыто тело пингвина?( тело пингвина покрыто густыми перьями)

- Чем питается пингвин?(рыбой).

- Молодец Рита!

Следущая загадка:

Кто без компаса и карты.

Мчится в тундре, тянет нарты.

В ночь полярную и в день?

Это Северный..?

Дети: (Северный олень) (слайд 8)

Воспитатель: Молодцы, правильно. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Используя нашу схему давайте опишем северного оленя.

(описание по графическому плану).

- Кто это? (это северный олень).

- Какого он цвета?(серого, а хвостик белый).

- Части тела? (туловище, длинные ноги, на ногах копыта, вытянутая голова на голове есть рога).

- Чем покрыто тело северного оленя?( тело северного оленя покрыто шерстью).

- Чем питается северный олень?(мхом, ягелем).

 Давайте немного отдохнем.

Физ. минутка: «У оленя дом большой».

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый.

Дети: (Морж) (Слайд11)

Воспитатель: Это животное называется морж. Он большой и неуклюжий Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.

Кто попробует с помощью схемы описать моржа?

(описание по графическому плану).

- Кто это? (это морж).

- Какого он цвета?(коричневого или бурого).

- Части тела? (у моржа маленькая голова и крупное вытянутое тело у моржа есть клыки. Клыки помогают моржу забираться на льдины. А еще у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать.)

- Чем покрыто тело моржа?(тело покрыто толстой кожей).

- Чем питается морж?( ракушками,рыбой).

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: какие молодцы все загадки отгадали, теперь мы знаем кто живет на севере.

   А теперь северные звери хотят с вами поиграть. Но сначала давайте погреемся. Встали у своих стульчиков.

Речь с движением:

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать.

Надо ручками похлопать.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы попляшем.    

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть, хотите? (Ответы детей).

Дидактическая игра « Найди и назови лишнюю картинку».

 Дети рассматривают картинки и называют лишнюю, показывают только те, на которых изображены животные севера. Называют их, и рассказывают о них в двух, трёх предложениях: внешний вид и чем питаются.

Игра «Назови правильно».

У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.

У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.

У тюленя короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.

У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.

У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.

Рифлексия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомились с животными Севера и узнали много нового. Нам пора возвращаться обратно внаш родной детский сад.

- Где мы сегодня с вами побывали? (на севере)

- А каких животных мы с вами там повстречали (белого медведя, северного оленя, моржа и пингвина) (Слайд 12).

- Молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (да, очень)

- Какое животное вам больше понравилось?(ответы детей)

- А в подарок вам я хочу подарить леденцы которые похожи на маленькие льдинки! Угощайтесь!

- Что нужно сказать ?

Дети: Спасибо!

- На здоровье, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Домашние животные» Воспитатель: Койносова Елена Станиславна МАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  в средней группе Тема: «Домашние животные»Воспитатель: Койносова Елена СтаниславнаМАДОУ ЦРР -  д/с №14 г. Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: « Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».

Связная речь. Учить детей пересказывать рассказ Е. Чарушина «Курочка».Словарь и грамматика. Учить детей сравнивать изображённых на картинках курицу и цыплёнка по размеру, цвету, подбирать ...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"

Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так,  как составлен  в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные и птицы»

Методическая разработка на тему: «Домашние животные и птицы». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Домашние животные и пти...