Одушевлённые и неодушевлённые существительные
план-конспект занятия по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Детский сад» сентябрь занятие 2 Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные».
Цели: 1. Познакомить детей с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами.
2. Формировать навык различения одушевлённых и неодушевлённых предметов путём соотношения с вопросительными местоимениями кто? что?
3.Закреплять навык постановки вопросов кто это? что это?
4. Формировать навык подбора названий предметов к названным действиям.
5. Развивать мышление, память, внимание, зрительное восприятие.
6. Развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: красные и синие фишки, картинки с наложенными изображениями предметов: стул, лиса, человек, книга, дерево, птица (на каждого ребёнка); кукольный театр с куклами: Мальвина, Арлекин, Пьеро, Артемон.
Ход занятия
- Организационный момент.
В группу входит Буратино: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я Буратино! Ой, ребята как у вас в группе много разных вещей и игрушек. Ого, и даже кукольный театр есть с моими друзьями!
Буратино подбегает к кукольному театру, здоровается со своими друзьями, они не отвечают. Буратино в недоумении обращается к детям: - Почему они молчат? Почему не радуются встречи со мной?
Воспитатель успокаивает Буратино: - Буратино, не расстраивайся. Это ведь куклы, они неживые.
Буратино: - Как не живые? Что это значит?
Воспитатель: - Сейчас мы тебе всё объясним.
- Основной этап.
Воспитатель: - Вокруг нас много всего. Есть живые существа, а есть неживые предметы. Буратино, как ты думаешь, чем отличаются живые существа от неживых предметов?
Буратино: - Я не знаю. Может мне ребята помогут? Поможете? (ответы детей).
Воспитатель обобщает (дополняет) ответы: - Живые существа могут двигаться, дышат, растут, видят. А неживые предметы не могут дышать, слышать, видеть, потому что у них нет глаз, ушей. А двигаться неживые предметы могут?
Буратино: - Конечно могут (берёт какой-нибудь предмет, передвигает его). Вот смотрите.
Воспитатель: - Буратино, так это ты его передвинул, а сам он передвигаться не может.
Воспитатель: - О живых существах мы говорим «кто», а о неживых – «что».
Буратино: - Ребята, о чём в детском саду можно спросить что? Кто?
Буратино: - Молодцы, ребята. Давайте теперь поиграем.
Игра «Четвёртый лишний».
Буратино: - Я назову четыре предмета. Вы должны сказать, какой предмет лишний и почему.
Собака, кошка, книга, лиса.
Мама, стол, тарелка, листок.
Игрушка, девочка, комар, кошка.
Скамейка, машина, кресло, медведь.
Буратино: - Хорошо справились. Давайте ещё поиграем?
Игра «Кто больше».
Буратино: - Я буду задавать вопросы, вы по очереди отвечать. За каждый правильный ответ получаете фишку. У кого больше фишек – тот и выиграл.
Кто летит?
Что летит?
Кто лежит?
Что лежит?
Кто идёт
Что идёт?
Буратино: - Что то, я устал. Пора и поразмяться.
Физкультминутка.
Всему название дано – Дети наклоняются вправо-влево
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, Подпрыгивают вверх
А безымянных нету. Приседают, встают
И всё, что может видеть глаз, - Показывают на глаза
Над нами и под нами, Тянутся вверх, наклоняются вперёд
И всё, что в памяти у нас, - Держатся за голову
Означено словами. Разводят руки в стороны
Воспитатель: - Ну, что ребята отдохнули? Хотите ещё поиграть? А ты, Буратино, будешь играть?
Игра « Раскрась».
Игра « Раскрась».
Воспитатель раздаёт картинки с наложенными изображениями предметов. Предлагает раскрасить их следующим образом: Буратино раскрашивает живые предметы, дети – неживые.
- Рефлексивно – оценочный этап.
Воспитатель: - Буратино, теперь ты понимаешь, почему куклы не могут говорить? Ребята, давайте повторим для Буратино о чём или о ком можно сказать что? Кто? И почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Согласование существительных с числительными "два", "две"..
Согласование существительных с числительными -очень трудная задача для дошкольника с ОНР.Надеюсь, мое занятие поможет детям преодолеть эти трудности....
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".
Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...
Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах
Игры и игровые приемы для формирования навыков согласования существительных с числительными в разных падежах очень важны для детей с ОНР....
Конспект логопедического занятия по теме «Творительный падеж множественного числа существительных»
Конспект занятия для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи по теме "Творительный падеж множественного числа существительных", целью которого является развитие лексико-грамматических средств языка....
«Образование грамматических форм имени существительного с детьми с общим недоразвитием речи –3 уровня».
Из опыта работы....
Картотека существительных. Грамматика. Закрепление форм существительных множественного числа в именительном падеже
Картотека составлена по материалам книги Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой ;« Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Авторы предлагают определён...