Конспект НОД по развитию речи.Тема "Описание комнатных растений "Фиалка".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Забара Лилия Николаевна

                                     Конспект  НОД по развитию речи

                  Тема : « Описание Комнатных растений «Фиалка»

                                                                          (средняя возрастная группа)

                                                                     Воспитатель : Забара Лилия Николаевна

Цели: закрепить знания детей о комнатных растениях , уметь описывать их, формировать навыки ухода за ними;  учить лепить цветок фиалки;  развивать память, речь, внимание, мелкую моторику.

Интеграция областей : «Коммуникация» , «Социализация» , «Познание», «Художественное слово» , «Физическая культура».

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о комнатных растениях.

Закрепить умение составлять пересказ с опорой на модели (схемы).

Развивающие:

Расширять словарный запас детей.

Развивать умение пересказывать рассказ .

Воспитательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материалы

Иллюстрации с изображением комнатных растений :бегонии, фиалки, герани, кактусов, орхидеи, алоэ, каланхоэ. Карточки подсказки с изображением воздуха, земли, тепла, цветочного горшка, любви -сердечка, воды. Мяч.

Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».

                                       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fialka.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Конспект  НОД по развитию речи

                  Тема : « Описание Комнатных растений «Фиалка»

                                                                          (средняя возрастная группа)

                                                                     Воспитатель : Забара Лилия Николаевна

Цели: закрепить знания детей о комнатных растениях , уметь описывать их, формировать навыки ухода за ними;  учить лепить цветок фиалки;  развивать память, речь, внимание, мелкую моторику.

Интеграция областей : «Коммуникация» , «Социализация» , «Познание», «Художественное слово» , «Физическая культура».

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления детей о комнатных растениях.

Закрепить умение составлять пересказ с опорой на модели (схемы).

Развивающие:

Расширять словарный запас детей.

Развивать умение пересказывать рассказ .

Воспитательные:

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями.

Материалы

Иллюстрации с изображением комнатных растений :бегонии, фиалки, герани, кактусов, орхидеи, алоэ, каланхоэ. Карточки подсказки с изображением воздуха, земли, тепла, цветочного горшка, любви -сердечка, воды. Мяч.

Музыкальное сопровождение: песня «Волшебный цветок».

                                       

Под музыку «Волшебный цветок» дети входят в группу.

Восп. – Ребята у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети – Здравствуйте . Мы здороваемся все –дома и на улице, Даже здравствуй  говорим   мы соседской курице.

Восп.- В круг ребята становитесь , дружно за руки беритесь.

             Давайте представим, что мы с вами на цветочной поляне  и вот подул легкий, приятный ветерок, давайте его подхватим и подуем вместе с ним.

                            Дыхательная гимнастика

Орг.момент   Вырос огромный цветок на поляне

                          Утром весенним раскрыл лепесткам  

                          Всем лепесткам красоту и питанье                                                                    

                          Дружно дают под землей корешки

Восп. – А теперь ребята сядьте на стульчики , и подружитесь с ними. Спинку держите ровно, и будьте внимательными.

 Сегодня у нас необычное занятие. Отгадав загадку, вы узнаете , чем мы  сегодня будем заниматься.

Воздух очищают  , создают  уют

На окнах зеленеют  и зимой цветут.  ( Комнатные растения)

                     Стук в дверь

Восп. – Ой ребята , кто то к нам пришел, сейчас посмотрю.

           Открывается дверь входит Незнайка «мальчик»

Незнайка - Здравствуйте

Все – Здравствуй. Ребята, а вы узнали кто к нам пришел ?

Дети – Незнайка.

Восп. – Незнайка проходи. Приглашаем тебя поговорить вместе с нами о комнатных растениях.

Незнайка – Я и так все знаю , что про них говорить?  Стоят , молчат, ничего не делают! Игрушки на полке стоят с ними хотя бы играть можно . А с этими……, как их…., комнатными деревьями…., что делать можно? Стоят на окне и все.

Воспит – ( удивляется, улыбается, говорит ребятам)

Незнайке надо рассказать зачем людям нужны комнатные растения, и какую пользу они приносят.

Дети – Растения украшают помещения,  создают уют, очищают воздух.

            Они живые

Незнайка – ( смеется) Какие же они живые ? Они что ходят и бегают, или кричать умеют?

Восп. – Да  Незнайка, растения не такие как люди. Говорить и ходить, они действительно не могут. Но они зеленые, растут, у них бывают цветы –   они живые. Ими надо любоваться – они красивые.

Восп. –   Ребята , почему  эти растения называют комнатными.

Дети – Потому , что растут и цветут они в помещении.

Восп.-    Какие комнатные цветы вы знаете.

             Сейчас мы поиграем в игру.

  Восп. – Мяч волшебный помоги и комнатное растение назови. 

              Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть цветы.

                                           Игра с мячом

  Восп. Бросает детям по очереди мяч, дети называют цветы.

Воспит – Молодцы ребята , вы хорошо знаете названия цветов.

                 Но сегодня мы поговорим об одном из них ,

                 Фиолетовый цветочек

                  Мягкий, бархатный листочек

                  Ночью нежный аромат

                  Наполняет весь наш сад.

                                     Показать фиалку

 Беседа : - Вы узнали это растение? Правильно это Фиалка.

Фиалка это цветущее комнатное растение, посмотрите какие цветы у Фиалки ?  Красивые, нежные Фиалку в народе называют «Анютины глазки».

Существуют , много  разновидностей  фиалок, но мы рассмотрим те, которые стоят у нас на столе

Восп. –  Какие они по цвету? ( Розовые, голубые)

Восп. – А какая серединка?   (Желтая)

Восп.- Что еще есть у Фиалки?

Дети – У Фиалки есть листья , стебельки, корешки

Восп. – Какие листья у Фиалки. (Зеленые, сочные, опущенные )

Восп. Какие стебли у Фиалки  (Короткие)

Восп. – Чтобы растения так красиво цвели , за ними надо ухаживать.

              Давайте вспомним, что нужно делать для того ,чтобы цветы росли и   цвели.  А ответить на этот вопрос помогут  карточки-  подсказки.

Дети подходят по одному берут карточки и рассказывают что нужно для того чтобы росли  цветы.  В карточках нарисованы земля, воздух, солнце, тепло, вода, цветочный горшок, и любовь- сердечко . Карточки вешают на магнит. На доску. Последняя карточка вода

Дети – Цветам нужна земля                  Дети – Цветам нужен воздух

Дети – Цветам нужно солнышко          Дети – цветам нужно тепло

Дети - Цветам нужен цвет. Горшок      Дети – Цветам нужна любовь

Дети – Цветы надо поливать

Незнайка – Ребята давайте польем Фиалку молоком, я его очень люблю,     ведь оно полезное для здоровья

Восп. – Ребята , можно ли поливать цветы молоком.

Дети – Нет .

Восп. – Послушайте  Незнайка и ребята стих . Нам его расскажет Василий

Василий  - Рано – рано по утру , лейку новую беру

                     Мне воды не жалко, пей моя фиалка

Восп. – Ты  запомнил Незнайка, что цветы поливают водой.

Восп. – Какая часть Фиалки находится в земле?

Дети  - Корни.

Восп. -  корни растений должны питаться , поэтому мы поливаем ее водой,   и дышать, а для этого мы должны рыхлить    землю острой палочкой

Восп. – Красиво, чисто, ясно старайтесь говорить,

              Чтоб было всем понятно , звуки все произносить.

                                  Чистоговорки

Ра – ра – ра  поливать цветы пора

Ра – ра – ра начинается игра

 Восп. –   Игра называется «Назови ласково». Я называю слово, вы говорите  его  в ласковой форме.

Фиалка  -  Фиалочка  ,

 Лист –листочек ,                          стебель  - Стебелек,

 Цветок – цветочек,                     Земля – землица,

 Вода – водица,                             солнце – солнышко.

Восп. - Следующая        Игра «Третий лишний»

   Из трех предложенных карточек , вы должны убрать лишнее.

 1 вар. – 2 комнат. 1 садовое.          2 вар.  - 2 садов. 1 комн.

Восп – Какой из трех цветков лишний?               Почему ?

 Восп. – А теперь немного отдохнем.  Встаньте ребята пожалуйста в круг   Раз,  два,  три повернись и в цветочек превратись.

                                Физминутка

На окне в горшочках      ( дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки         Медленно встают.

К солнцу потянулись,       Тянутся на носочках, подняв руки вверх.

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки      Разводят руки в стороны ладонями вверх.

Повернут цветочки.

Развернут бутоны              Соединяют руки над головой и медленно     

 В солнышке утонут.                                             Покачиваются.

Ребенок–   Опять Фиалка на окне  

                 Нам подарила свой букетик

                 С фиалкой щедрой наравне

                Я для тебя Цвету на свете

Ребенок- Я лишь прошу : меня укрой

                 Рукой, полей водою теплой

                 Не пережить мне снег и зной,

                 Ведь я – домашнее растенье

Воспитатель- Незнайка, сейчас ребята тебе расскажут все о фиалке

Незнайка – Да,   ребята расскажите  о фиалке

  Восп.   Назовите растение.

             Расскажите  какое оно,

             опишите его листья и цветы,

             как за ним ухаживают.

1 -2 реб . описывают.

Восп. – Молодцы ребята.

Незнайка – Ребята, а можно мне сорвать цветы и взять с собой на луну.

Воспит. – Нельзя. Фиалка потеряет свою красоту. А сорванные цветы быстро  завянут.  Но если Незнайка хочет взять цветы на память, ребята могу слепить их из разноцветного  пластилина. Проходите все за столы . Садятся

Но прежде чем мы начнем работать, мы поиграем с пальчиками

                      Пальчиковая гимнастика.

На окне у нас горшочки

Ну а в них растут цветочки       ( чередовать хлопки с кулачками)

Камнеломка озорная                  (загибать пальцы начиная с большого)

Вот геранька алая

Вот бегония простая

Вот кактус в иголках     колючий как еж

 Но лучше фиалки цветка не найдешь

                  Рассматривание готового образца.

Восп. – Сейчас давайте рассмотрим Фиалку, которая получилась у меня.

Сначала нужно вылепить листики, а затем уже цветочки.

                            Выставка готовых работ

Итог занятия:

 Какие красивые цветочки  у вас получились.

Какие комнатные цветы вы знаете?

Какой цветок мы сегодня узнали, научились о нем рассказывать?

Дети – Фиалка .  У вас получились замечательные рассказы. И вы молодцы

А теперь мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, а какие же слова говорим мы уходя

Дети – До свидания.

                         

  Упражнение «Цветы» эмоции

Восп. – Встаньте ребята пожалуйста в круг

Раз,  два,  три повернись и в цветочек превратись.

              Сначала цветы испугались,

              Очень заволновались,

              Потом они удивились,

             И с нами цветы подружились (все обнимаются)

             Нам они улыбались

             И весело с нами смеялись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по познавательному развитию «В царстве комнатных растений».

Конспект  НОД по познавательному развитию  (старшая группа)...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "Комнатные растения"

Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему "Комнатные растения"...

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: "Мир комнатных растений"

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: "Мир комнатных растений"...

«Уход за комнатными растениями» конспект по познавательному развитию

Конспект образовательной деятельности по экологии «Уход за комнатными растениями»(вторая младшая группа)...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...