Игры по Развитию речи.
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у дошкольников.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами.
Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Качество диалогической речи в её зрелой развёрнутой форме во многом зависит от владения монологической речью.
В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, расРазвитие связной речи происходит:
- во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;
- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы)
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);
- в семье (взаимодействие детей и их родителей)суждение и контаминацию (смешанные тексты).
Задачи развития связной речи во всех возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте важно развивать инициативную речь, желание ребенка делиться впечатлениями, и диалогическую форму речи.
В среднем дошкольном возрасте продолжаем совершенствовать диалогическую речь, развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину (развивать монологическую речь)
В старшем дошкольном возрасте также совершенствуется диалогическая и монологическая формы речи: задача педагога поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, формировать умение по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. В подготовительной группе дети должны помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие творческо-речевых способностей (сочинение коротких сказок на заданную тему).
Игра - спосб развития связной речи дошкольников.
Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей действительности, ее предметов и явлений, но это не простое копирование того, что видит ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел.
Учить ребенка рассказывать – это значит учить рассказывать живо и интересно, формировать его связную речь.
Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игра дошкольников:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- способствует обогащению словаря;
- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка, в то же время игра — основной вид деятельности детей.
Игра "Сочини предложение".
Воспитатель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.
Примечания:
1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.
Словесная игра « Внимание! Розыск!»
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
Игра « Предлоги».
Предлагается картинка с предлогом и нужно составить предложение с ним.
Игра «Кто с какими буквами дружит».
На каждого игрока должна быть картинка животного. Например, у одного - слон, у другого - крокодил, у третьего - ёжик. Первый ребенок говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". Другой говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке". Третий ребенок говорит: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.
Игра «Теремок».
Стоит в поле теремок он не низок не высок. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?
Достаем предметную картинку – например - утюг. Дети называют предмет.
В. Я - утюг! Нет никого! Буду здесь жить. ( стучит первый игрок ) кто там?
Д. Это я – настольная лампа. Пусти к себе жить?
1- й игрок: Пустим ,если скажешь чем мы похожи! Дети помогают найти сходство: у тебя проводок и у меня. У тебя красный цвет и у меня, для них нужен стол и т.д. Дети по цепочке находят общие признаки.
Словесная игра « Придумай предложение со словами….»
Цель: упражнять в составлении простых предложений со словами, предложенных воспитателем.
Воспитатель произносит слово, а дети составляют предложение.
Также есть много простых игр и упражнений для развития связной речи , которые можно постоянно использовать в различных режимных моментах. Например :
Какой?
Для обогащения речи именами прилагательными.
Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.
Снег какой? – белый, холодный, искристый, красивый, пушистый, лёгкий.
Шкаф какой? Котёнок какой? Стол какой? И т.д.
Что могут делать…?
Игра для увеличения запаса глаголов.
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать….
Что может делать лягушка? Что могут делать руки? и т. д.
Слова наоборот
Лето – зима, твердый – мягкий, нашёл –потерял.
Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, сел, храбрый, враг, стоять, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко и т. д.
Слова-товарищи
Эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет, вещь.
Холодный – ледяной, морозный, студёный. Умный – мудрый, толковый, сообразительный. И т. д.
Один – много (можно играть с мячом)
Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: нога — ноги, окно — окна.
Назови ласково (также можно играть с мячом)
Например: стол — столик, палец – пальчик и т.д.
Потому что…
Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:
Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т. д.
Объясни
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
Объясни, почему кошка недовольна?
Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок – яйцом
Лёд был водой и т. д.
Игра «Волшебный мешочек».
Эта игра требует небольшой подготовки. Заранее подготовьте картинки с изображением овощей, фруктов, ягод, сладостей. Взрослый достаёт из мешочка картинку и говорит: «Вот капуста. Какая она? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает какая капуста и кто её любит кушать. Эта игра позволяет ребёнку усвоить окончание существительных в дательном падеже.
Таким образом, для того, чтобы ваш ребёнок научился логично и связно излагать свои мысли чаще играйте с ним в речевые игры. Обогащайте словарь ребёнка, описывайте предметы, явления, людей, природу и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....