сочиняем стихи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в детском саду для старших дошкольников ДОУ
Тема: Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».
Цель: развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам.
Ход занятия
В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).
- Незнайка, почему ты такой грустный?
- Да вот книжка вся рассыпалась.
- Незнайка, как же это могло произойти?
- Не знаю...
- Ты, наверное, с книжкой плохо обращался?
- Не знаю... А как это?
- Ребята, давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращаться с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, замулевывать листы карандашом и фломастером, слюнявить пальцы, разбрасывать книги небрежно и т. д.)
- Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая ерундовая. Так... стишки какие-то...
- Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
(А. Барто)
Мяч
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой –
Не угнаться за тобой!
(С. Маршак)
Матрешка
У меня матрешка есть –
Новая игрушка,
В желтом сарафанчике
Славная толстушка.
(3. Медведева)
Дождик
Дождик, дождик, поливай!
Будет хлеба каравай!
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки!
(Е. Трутнева)
Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в Незнайкиной книжке.
- Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (Ответы детей).
- Правильно, в стихах есть ритм, рифма.
- Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг другу кузовок и складывать в него все, что заканчивается на -ок. Начинает ведущий: «Я положу в кузовок клубок».
- А я - платок.
- А я - замок.
- А я - сапожок.
- А я - башмачок.
- А я - чулок.
- А я - утюжок.
- А я - колобок.
- А я - бачок и т.д.
Для рифмовки слов можно предлагать самые разнообразные созвучия: «-ка», «-ул», «-ом», «-ши» и т. д.
- А теперь послушайте стихотворение Д.Чиарди:
Удивительные птицы
На улице прохожего
Увидел я вчера,
Он ящик нес, на ящике
Написано: «Игра».
Я два квартала шел за ним,
Поверьте, я не вру,
И, наконец, спросил его:
- А как играть в игру?
Он улыбнулся вежливо,
Потом мне отвечал:
- Уверен, что такой игры
Еще ты не встречал.
Две птицы удивительных
Есть в ящике моем.
И, если хочешь, то с тобой
Сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать,
Запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц
Похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг –
Весьма нелегкий труд,
Недаром люди умные
Их рифмами зовут.
...И вправду, птицы шустрые
Из ящика большого
Вдруг начали вытаскивать
Наверх за словом слово.
Одна достала слово «гвоздь»,
Другая сразу - «гость» и «трость».
Одна достала слово «грусть»,
Другая фразу: «Ну и пусть!»
Одна достала слово «слон»,
Другая - «звон» и «телефон».
- Теперь, - сказал мне человек, -
Пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова,
Ты должен рифмовать.
Достал он слово «кочка»,
А я ответил: «Бочка»,
И «строчка», и «сорочка»,
И сразу «два листочка».
И на прощанье «точка».
Мы с ним играли целый час
Похожими словами.
Теперь мы покидаем вас,
И вы играйте сами!
- Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму в стихотворении Д. Хармса «Пирог».
Я захотел устроить бал –
И я гостей к себе... (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки - тут,
Но что-то гости... (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту... (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошки... (не нашли).
- Сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.
Игра с мячом
Воспитатель бросает ребенку мяч, говорит слово, ребенок подбирает рифму:
Пень - день; ночь - дочь; кот - рот; палка - галка; печка - свечка; мушка - пушка; мышка - крышка; плошка - кошка и т.д.
Игра «Добавлялки»
Ра-ра-ра - начинается... (игра).
Ры-ры-ры - у мальчика... (шары).
Ро-ро-ро - у Маши новое... (ведро).
Ру-ру-ру - продолжаем мы... (игру).
Ре-ре-ре - стоит домик на... (горе).
Ар-ар-ар - кипит наш... (самовар).
Ор-ор-ор - созрел красный... (помидор).
Лу-лу-лу - сидит кот в... (углу).
Ша-ша-ша - мама моет... (малыша).
Жа-жа-жа - есть иголки у... (ежа).
Жу-жу-жу - молока дадим... (ежу).
Са-са-са - в лесу бегает... (лиса).
Су-су-су - было холодно в... (лесу).
От-от-от - в болоте спит... (бегемот).
- Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?
- Да что их там сочинять?! Тяп-ляп - и готово! Подобрал рифму - вот и стишок получился.
- Вот, пожалуйста, слушайте стихи, которые написал знаменитый поэт Незнайка:
Посмотрите, у зайчонка
Меду - целых два бочонка.
- Незнайка, разве так бывает? (Нет.)
- Ну, ладно, сейчас лучше сочиню:
У пушистой белки
Три морковки на тарелке.
- Незнайка, ну, ты опять что-то не то сочиняешь.
- Ладно, сейчас постараюсь:
У Маши в кружке
Квакают лягушки.
- Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница какая-то получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными, шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.
- Вначале нужно выбрать героя. (На большой палец надевается шапочка-маска.)
Жил-был пальчик.
- Далее нужно рассказать, какой он был и что делал.
Маленький... мальчик.
Он кашу... кушал
И маму... слушал.
- Ребята, что еще мог делать мальчик?
Он ... печь топил,
Дрова... носил,
Пол... подметал,
Бабушку... встречал,
Папу на работу... провожал.
- Можно рассказать о том, какой он был... (Он был ... вежливый, ... добрый, ... послушный, ... терпеливый, ... неравнодушный.)
- Ребята, и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.
Хороший был пальчик,
Маленький мальчик.
(Дети предлагают свои варианты, игра продолжается.)
- Незнайка, ты понял теперь, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это А. Бар- то, С. Михалков, К. Чуковский, С. Маршак, Е. Благинина, Э. Успенский, И. Токмакова, В. Берестов, Б. Заходер и др.
Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с такой замечательной книжкой, обещает детям подклеить ее, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.
Воспитатель предлагает Незнайке помочь отремонтировать книгу и почитать ее вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"
В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...
Конспект непосредственно образовательной деятельности. "Сочиняем стихи"
Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов; воспитывать бережное отношение к книгам....
Я очень люблю осень и сочиняю стихи. Вот моё стихотворение "Осенний лучик надежды"
Осенний лучик надежды Вот и осень наступила Улетели журавли Не поют нам больше птицы О нашей любви Под ногами шуршат листья Тихо шепчутся в тиши Говорят нам не спешите Помечтай и подожди Пос...
Конспект занятия по речевому развитию "Сочиним стихи для лягушки"
Занятие по речевому развитию с использованием методов ТРИЗ-технологии...
Сочиняем стихи!
Стихи – это результат творческой деятельности, художественная речь, организованная определенным образом, особая эмоционально окрашенная форма выражения мысли. Стихотворение часто понимают как последов...
Конспект занятия в старшей группе «Сочиняем стихи по сказке «Гуси-Лебеди» с использованием технологии синквейн.
В данном материале предствлен конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием технологии синквейн. Данный материал может быть полезен воспитателям, логопедам, руководителям театрал...
Педагогический проект для детей с ОВЗ "Учимся сочинять стихи и загадки"
В дошкольном возрасте возникают и начинают развиваться творческие способности.Поэтому развивать их надо как можно раньше.Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, на основе малых фольклорных форм...