НОД "Для чего нужны ручки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Смагина Минавар Гуламовна

Формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhny_ruki.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в старшей логопедической группе по тема

«Для чего нужны руки»

Лексическая тема: «Части тела».

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Вид: познавательное.

Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.

Задачи:

1. Образовательные:

- расширять представления детей о значении рук в жизни человека;

- познакомить с рассказом Е. Пермяка «Для чего руки нужны»;

- закреплять знания, детей о действиях, выполняемых руками — трогает, берет, дает;

- упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных.

2. Воспитательные:

- воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать;

- учить детей выслушивать друг друга, не перебивать при разговоре;

- воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к своему телу.

3. Развивающие:

- развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами;

- формировать предпосылки учебной деятельности;

- развивать двигательные навыки, мелкую моторику;

- формировать самооценку;

- развивать внимание, логическое мышление.

Интегративные связи: «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Материалы и оборудование:

1. Е. Пермяк «Для чего нужны руки».

2. Иллюстрация к рассказу Е. Пермяк «Для чего нужны руки».

3. Предметные картинки с действиями, выполняемыми руками.

4. Предметы детской одежды - две юбки, две футболки.

5. Раздаточный дидактический материал на каждого ребенка: карточки «Плохо - хорошо», фломастеры.

 

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Дети входят в группу, встают полукругом.

- Ребята, посмотрите, на гостей, друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.

- Д/И на развитие у детей умения взаимодействовать с коллективом, толерантного отношения.

- Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель задаёт вопросы — загадки

- Ребята, когда мы с вами сейчас передавали дружбу, крепко держали друг друга за..

- Когда чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)

За завтраком, чем чашку с чаем держали? (Руками.)

А ложку? (Руками.)

Пуговицы застегивали чем? (Руками.)

- Когда шли в детский сад,.маму и папу тоже держали за руку своей... Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники. Давайте поближе познакомимся с нашими помощниками руками. Присаживайтесь на стульчики.

2. Основная часть.

- Зачем всем людям руки? Послушайте рассказ про мальчика Петю и непростой вопрос, который ему задал дедушка.

2.1. Чтение рассказа «Для чего нужны руки» (по произведению Е. Пермяка).«Для чего нужны руки»Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.Спросил как-то дедушка внука:

- А для чего, Петенька, людям руки нужны?Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

- А еще для чего? - спросил дед.Чтобы ложку держать.

- А еще? Чтобы кошку гладить.

- А еще? Чтобы камешки в речку бросать...Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал.Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

Е. Пермяк.

2.2. Беседа по содержанию рассказа

- О чём спросил дедушка Петю?

- Как мальчик ответил на вопрос дедушки? (Чтобы в мячик играть, чтобы ложку держать, чтобы кошку гладить, чтобы камешки в речку бросать.)

- Ребята, а Петя правильно ответил дедушке? (Правильно, только его ответы были детские, и он судил обо всех руках по своим, а не по трудовым.)

- А давайте попробуем мы ответить на этот интересный вопрос: «Для чего руки нужны?». Как руки и пальцы помогают нам в жизни, в общении? Посмотрите на картинки, которые вы видите на доске.

(Малыш показывает рукой на котенка, мальчик и папа мастерят кормушку, бабушка вяжет, строители строят дома, врачи лечат людей, шьют одежду, пекут хлеб и так далее).

2.3 Воспитатель читает стихотворение

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

Даже капельки из тучки

Поймать сумеют наши ручки.

И мягкую вскопают грядку,

Чтоб посадить горошек сладкий.

- Ребята, так для чего же нам нужны руки? (Для труда, работы.)

Ответы детей.

- Молодцы, теперь вам понятно, зачем нужны руки человеку? Для труда, работы. Человек должен трудиться и в этом ему помогают руки. Дети, посмотрите на ваши руки. Слава, сколько у тебя рук? А у тебя, Кристина, сколько рук? Вика, скажи, а сколько рук у Насти? (ответы детей).

- Правильно, у каждого из вас по две руки. А как вы считаете, может быть вам и одной руки хватило, а две только мешаются? Смотрите, я могу открыть и закрыть дверь и с вами поиграть тоже могу одной рукой (щекочу детей).

2.4. Эксперимент «Значение рук»

-  Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя? Присаживайтесь на стульчики.

Инструкция к работе. Посмотрите, у меня есть предметы одежды для мальчика и для девочки. Пока будет играть музыка, один будет надевать вещь (девочка - юбку, мальчик - футболку) при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.

Играет музыка, дети выполняют задание.

- Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? А кому было труднее, почему?

Воспитатель и дети сравнивают результаты.

- Ребята, кто оделся быстрее, а кому было труднее это сделать? Почему? Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно. Ребята, а вы знаете, что для наших рук хорошо, а что плохо?

Ответы детей.

- Сейчас мы с вами это проверим. Проходите к столу и присаживайтесь.

2.5. Игра «Хорошо — плохо» на развитие у детей умения классифицировать.

Инструкция к работе. У вас на столе лежат карточки. На карточке по две ладошки: силуэт с «веселой» ладошкой, и силуэт с «грустной» ладошкой. Ваша задача - подумать, что хорошо для наших рук, а что плохо. То, что хорошо для наших рук следует соединить с веселой ладошкой, а то, что плохо - с грустной.

- Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, давайте сделаем зарядку для наших пальчиков, подготовим наши руки к работе.

2.6. Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья.

Друг без друга им нельзя.

- Какое задание вы сейчас будете выполнять?

Ответы детей.

Играет спокойная музыка, дети выполняют задание.

- Вика, какие картинки ты соединила с «грустной» ладошкой? Почему?

- Кристина, а ты какие картинки соединила с «веселой» ладошкой? Почему?

- Ребята, что значит беречь руки?

Ответы детей.

- Беречь руки - значит не трогать острые и горячие предметы, чтобы не пораниться и не обжечься, держать руки в чистоте, когда холодно - обязательно надевать варежки. А чтобы руки были сильными, их надо тренировать.

2.7 Д/и «Кто больше назовет действий».

Цель: упражнять детей в подборе слов, обозначающих действие предметов.

- А что ваши руки умеют делать?

Ответы детей

- Давайте поиграем с вами в игру «Мы не скажем, а покажем».

Д/и «Мы не скажем, а покажем».

Инструкция к работе. Один ребенок будет показывать жестами занятия человека, а остальные отгадывать.

 

3. Рефлексивно - оценочный этап.

- Мы говорили о важности наших рук, а могут ли они делать недобрые дела? (Дерутся, ломают игрушки, рвут книги и т.п.)

- А ваши руки такие?

Ответы детей.

- Я думаю, что ваши руки добрые и умелые! Дети, а какие бывают руки?

Ответы детей.

3.1 Д/И «Скажи какой?» на развитие у детей умения подбирать прилагательные к существительным.

- Какими еще бывают руки? (Сильными, быстрыми, дружными, ловкими и т. д.)

- Как вы понимаете выражение «Золотые руки»? (Это руки, которые умеют все хорошо делать: лечить, мастерить и т. д.)

- А еще про руки говорят - «ласковые». У кого ласковые руки? Что они делают? (Ласкают, гладят, обнимают, жалеют и т. д.)

- Сегодня мы с вами выяснили, что без рук человеку было бы трудно. Руками человека создаются большие машины, станки, строятся дома, выращивается хлеб, строятся космические корабли и многое другое. Руки не только умеют работать, но и помогают отдыхать. Давайте и мы поиграем с нашими ручками в игру, которая называется «Прятки».

3.2. Д/И «Прятки».

Инструкция к работе. Я буду называть части тела, а вы при помощи рук будете их прятать. Будьте внимательны, я буду вас путать!

- Молодцы! Вы и с этим задание справились! Сегодня я убедилась, что у меня в группе очень умные, внимательные, сообразительные, дружные и воспитанные дети, которые бережно относятся не только к игрушкам, различным предметам и окружающим людям, но и к самим себе, к своим рукам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужны пальчиковые игры

Материал для родителей о пользе пальчиковых игр и их влиянии на речевое развитие ребенка....

Физкультурное занятие с элементами теории: "Для чего нужны глаза"

Для чего нужны глаза? Физкультурное занятие с элементами теории. Программное содержание.Учить детей на носочках (с поднятыми руками) с высоко поднятыми коленями, бегать змейкой. Учить строиться в...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Буклет

Буклет предназначен для родителей детей, посещающих логопедическую группу...

Для чего нужно лепить из пластилина?

Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребёнку лепка? Многие  родители считают пластилин  весьма «опасным» для домашней обстановки материалом: липнет ко всему и оставляет жирные ...

для чего нужна пальчиковая гимнастика

представлена актуальность пальчиковой гимнастики...

«Что нужно делать для того, чтобы ребёнок начал играть? С чего нужно начинать учить ребёнка играть?

Долгое время игра рассматривалась, как процесс самореализации ребёнка, развёртывающейся спонтанно самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребёнка и самопроизвольное развитие...