НД "Ладушки" (младший возраст)
материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Авдиенко Елена Ивановна

Здесь план работы кружковой работы на весь учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nd_ladushki.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»  «Утверждаю»  

Заведующий  

МБДОУ «Детский сад»№1  

__________ «____» __________ 2017 г.  

 

 

 

           

              Программа НД «Ладушки»      

          в младшей группе №6 «НЕПОСЕДЫ»

         МБДОУ Д\С № 1 «Ромашка»  

                  на 2017 –2018 уч. год

 

         

 

 Возраст детей: 3-4 года

Содержание программы:  

1.Информационная карта программы  

2.Актуальность НД

3.Цель

4.Задачи

5.Методы проведения

6.Календарно – тематический план НД «Ладушки»

7.Прогнозируемый результат

8.Список литературы

 

 Информационная карта:

Тип: образовательная

Вид: авторская

Уровень: развивающий

Форма проведения занятий: групповая

Интеграция образовательных областей:

1.Речевое развитие

2.Социально – коммуникативное развитие

3.Познавательное развитие

4.Художественно – эстетическое развитие

5.Физическое развитие

 

 

                 Программа  НД «Ладушки»

в младшей группе №6 «Непоседы» МБДОУ «Детский сад»№1

Руководитель НД: воспитатель  мл. гр. «Непоседы» Авдиенкко Е.И.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.Сухомлинский.  

 Актуальность :

    Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития

ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего

дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть

родным языком. Важнейшими источниками  развития выразительности

детской речи являются произведения устного народного творчества, в том

числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни,  считалки,

сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и

эстетическое значение фольклора огромно, так как оно  расширяет знания

ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко

чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, а

развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук  у детей важно  для общего

развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные

движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и

прочие  движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с

речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на

созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие,

подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь

будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для

развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного

общения.  Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные

потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками»,

пальчиковый театр. Исходя из этого,  я выбрала тему  моего кружка:

«Использование народного творчества в развитии речи детей младшего

дошкольного возраста» под названием «Ладушки».  

Цель: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки.

Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2.Обогащать, активировать речь детей.  

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.  

6.Учить подражать движениям взрослых.  

Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.  

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.  

5.Развивать согласованность движений обеих рук.  

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2.Воспитывать любовь ко  всему живому.  

 

 

        Методы проведения НД :  

 

       1. Словесный (беседа, разучивание  потешек, стихов, загадок, русских

народных  песен, тексты пальчиковых игр);

       2. Наглядный - показ действий.

       3.Действия руками ребёнка.

       4. Самостоятельные действия ребёнка.  

Календарно – тематическое планирование НД «Ладушки»:

     

 Сентябрь

Потешка «Варись,   Потешка  «Ой, лады, лады, лады»                    

Пальчиковая игра « Пальчиковая игра «Апельсин»

Октябрь

Потешка «Варись – варись кашка»

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Ноябрь

Потешка  «Зайка серенький сидит»

 Пальчиковая игра «Кролик»

Декабрь

Потешка «Кот на печку пошел»

Пальчиковая игра «Котик»

Январь

Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»

Пальчиковая игра «Варежка»

Февраль

Потешка «Пекла кошка пирожки»

«Пальчиковая игра «Блины»

Март

Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Пальчиковая игра «Моя семья»

Апрель

Потешка «Солнышко»

Пальчиковая игра «Дом»

Май

Потешка «На дубочке»

Пальчиковая игра «Посадим цветы»

 

Сентябрь

Потешка «Ой, лады, лады, лады»

Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды,

Чисто умываемся, маме улыбаемся!  

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин, (рука в кулаке)

Много нас, а он один, (указательный палец)

Эта долька для ежа,    (разгибаем пальцы другой)

Эта долька для чижа,  (рукой начиная с мизинца)

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

Ну, а волку кожура,     (потряхиваем разжатой рук)

Он сердит на нас беда,  (из двух рук делаем волчью пасть)

В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)

Октябрь

Потешка «Варись-варись кашка»

Варись-варись кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее,

Варись, кашка, сладка,

Из густого молока,

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест,

Вырастут все зубки!  

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями

вверх и вниз)

Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)

Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие

посыпание солью)

Мы капусту жмём, жмём. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в

кулаки)

Тьфу, пересолили!  (повторить игру ещё раз)

Ноябрь

Потешка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!  

Пальчиковая игра «Кролик»

Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове,

как ушки)

Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)

Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле, (роем норку (колени))

Чистит он шёрстку себе ("чистим шерстку")

Или спит, (руки складываем, кладем под щеку)

Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим "ушами")

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек)

Декабрь

Потешка «Кот на печку пошел»

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,  

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются  

Пальчиковая игра «Котик»

Котик, котик, котик  (круговыми движениями погладить ладонью  

Тёпленький животик,                                     по животику).

Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие  

                                                    движения)

Вот сметаны миска,   (ладони соединить в виде чаши (миска))  

Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и        

прижать друг к другу рёбрами (тарелка))

Ну, лакай же языком! (ладони (тарелку) поднести к лицу и языком

как бы облизать).  

Январь

Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки – Самокаточки.

Пальчиковая игра «Варежка»

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,   (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!  

Ищешь, ищешь – и найдёшь,  

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)  

 

Февраль

Потешка «Пекла кошка пирожки»

Пекла кошка пирожки,  

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула -

На пол опрокинула.

Покатился колобок

Прямо мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья:

- Катись, колобок,

На мышкин зубок!

Мышка-то рада, а кошке досада.  

Пальчиковая игра «Блины»

Мы для встречи весны (положить правую руку на стол ладонью

вверх (сковородка))

Напечем всем блины

Сковородка шипит,

От блина пар валит,  (сверху на правую ладонь (сковородку)

положить ладонь левой руки (блин).  

Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной

стороны на другую (блин на сковородке))

Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую)

Март

Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Идёт лисичка по мосту

Несёт вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

Печь топить.

Зачем ей печь?

Обед варить.

Зачем обед?

Гостей кормить.

А гости кто?

Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.

Пальчиковая игра «Моя семья»

Знаю я, что у меня        (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы  

Дома дружная семья:                          выпрямить)

Это – мама,                   (свернуть безымянный палец)

Это – я,                          (согнуть мизинец)  

Это – бабушка моя,      (согнуть средний палец)

Это – папа,                     (согнуть указательный палец)

Это – дед,                       (согнуть большой палец)

И у нас разлада нет!     (пальцы сжать в кулак)

Апрель

Потешка «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку.  

Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над

головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в

кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе

вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и

"растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было, дождик шел,  (сначала поднимаем руки вверх, пальцы

"растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем

"стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно

раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")  

Май

Потешка «На дубочке»

На дубочке, на дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые,

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят:

Всё про Вареньку,

Всё про маленьку...  

Пальчиковая игра «Посадим цветы»

Мы ямку раскопаем, семечко посадим.

Дождичек польет, оно подрастет.

Сначала стебелек, а затем цветок.

Наши алые цветки расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

 Ожидаемый результат:

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Дети знакомятся с фольклором;

3.Осваивают невербальные средства общения;

4.Учатся выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Становятся более уверенными в себе, учатся преодолевать робость;

 6.У детей появляется интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7. У родителей сформированы представления об особенностях развития

мелкой моторики рук у детей, о роли развития мелкой моторики в коррекции

речевых нарушений.

 

   

 

Список использованной литературы:

1.Методика развития речи детей, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М.

Бородич

2.Воспитание правильной речи, В. Рождественская, Е. Радина  

3.  Словесные игры в детском саду, А.К. Бондаренко

4.  Сборник потешек «Прилетели гули», составитель: К.М. Скопцов

5.  Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет», Н.

Френкель, В. Карасева

6. «Учите детей отгадывать загадки», Ю.Г. Илларионова

7. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников»,

Е.А.Савельева.                                                

8. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

9.        Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.

10.        Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.

11.        Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль, Академия развития, 2001.

12. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002.

 «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка», В. Кудрявцева

13. Методическая разработка педагога  МБДОУ «Д/с № 12» г. Конаков  Ерофеевой Татьяны  Викторовны  «Комплексы пальчиковой гимнастики (по месяцам)»

14.        Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.

15.        Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

16 Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.

САЙТЫ

1.        http://www.boltun-spb.ru/mini.html

2.        http://ru.scribd.com/doc/83527094/Методика-обследования-мелкой-моторики

3.        http://dob.1september.ru/articles/2010/10/14

4.        http://lib.rus.ec/b/190627/read


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Авторская программа по дополнительному образованию детей дошкольного возраста «Азбука культурного поведения» (для детей дошкольного возраста)

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человече...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).

laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...