«Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

В настоящее время существует множество инновационных программ, технологий и методик в области речевого развития дошкольников. В своей работе я использую ТРИЗ-технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_igry_na_razvitie_rechi.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальная школа с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области детский сад «Огонек»

семинар-практикум

 «Использование игровых технологий

по речевому развитию дошкольников»

 «Применение элементов

ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс

Воспитатель: Головкина М.В.

2017 г.

«Применение элементов

ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»

Мастер-класс

В настоящее время существует множество инновационных программ, технологий и методик в области речевого развития дошкольников. В своей работе я использую ТРИЗ-технологию.

Эта технология направлена на развитие мышления,  воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников, так как во время обучения используются диалоги, живое общение и дискуссии.

ТРИЗ-игры используют в работе с детьми разного возраста.

Предлагаю Вам поиграть в ТРИЗ-игры.

1. Для младшего дошкольного возраста можно использовать игру «Поиграем с признаками». 

Цель: формировать умение задавать вопрос объекту, используя  картинки символы.

Для начала педагог учит детей задавать вопрос объекту, используя  картинки символы.

Выберем объект - ЯБЛОКО

2.    Игра «Да-Нет-ка» или «Угадай, что я загадала»

Цель: самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.

Правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку».

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”. Дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.

     Игра «Черно-белое».

Цель: формирование умения называть положительные и отрицательные качества объекта.

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного. Плохо – они быстро рвутся…и т.д.

     Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.

«Коллаж из сказок».

Цель: придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Обучение рассказыванию, развитие связной речи.  Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк…

 «Цепочка слов».

Цель: объяснить логику составленной цепочки.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.

Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.

«Маша растеряша».

Цель: Умение находить выход из сложной ситуации, высказывать свое предположение.

Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

Таким образом, использование ТРИЗ-игр позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).

Спасибо за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...

Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога

Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...

Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника

Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника...

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников в средней группе»

laquo;Применение игровых технологий для  развития речи дошкольников в средней группе» Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.Формирование у детей грамматически ...