«Применение элементов ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_igry_na_razvitie_rechi.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области начальная школа с. Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области детский сад «Огонек»
семинар-практикум
«Использование игровых технологий
по речевому развитию дошкольников»
«Применение элементов
ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс
Воспитатель: Головкина М.В.
2017 г.
«Применение элементов
ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс
В настоящее время существует множество инновационных программ, технологий и методик в области речевого развития дошкольников. В своей работе я использую ТРИЗ-технологию.
Эта технология направлена на развитие мышления, воображения, творческих способностей детей и, конечно, речи дошкольников, так как во время обучения используются диалоги, живое общение и дискуссии.
ТРИЗ-игры используют в работе с детьми разного возраста.
Предлагаю Вам поиграть в ТРИЗ-игры.
1. Для младшего дошкольного возраста можно использовать игру «Поиграем с признаками».
Цель: формировать умение задавать вопрос объекту, используя картинки символы.
Для начала педагог учит детей задавать вопрос объекту, используя картинки символы.
Выберем объект - ЯБЛОКО
2. Игра «Да-Нет-ка» или «Угадай, что я загадала»
Цель: самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска.
Правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку».
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”. Дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.
Игра «Черно-белое».
Цель: формирование умения называть положительные и отрицательные качества объекта.
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. Пример: "Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного. Плохо – они быстро рвутся…и т.д.
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”, "Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”, "Наказание” и т.д.
«Коллаж из сказок».
Цель: придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Обучение рассказыванию, развитие связной речи. Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание…” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк…
«Цепочка слов».
Цель: объяснить логику составленной цепочки.
Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.
«Маша растеряша».
Цель: Умение находить выход из сложной ситуации, высказывать свое предположение.
Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается "Маша". Она вытягивает карточку и говорит: "Ой!" Один из игроков задает ей вопрос: "Что с тобой?" Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: "Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?" Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. "Маша-растеряша" выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
Таким образом, использование ТРИЗ-игр позволяет активно развивать у детей все компоненты устной речи (обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи и связной речи).
Спасибо за внимание и сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...
Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе
Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...
Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога
Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...
Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника
Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника...
Мастер-класс "Применение метода "Синквейн" в развитии речи дошкольников"
взаимодействие с педагогами...
«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников в средней группе»
laquo;Применение игровых технологий для развития речи дошкольников в средней группе» Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.Формирование у детей грамматически ...
«Применение театрализованной деятельности для развития речи дошкольников в старшей группе»
Театрализованные технологии...