Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника
материал по развитию речи (старшая группа)

Болховитина Елена Анатольевна

Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya.docx284.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №10 Г. РОССОШИ

Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника

                                                          Воспитатель: Болховитина Елена Анатольевна

Россошь

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………..3
  2. Теоретическое обоснование роли кинезиологии в развитии речи дошкольника……………………………………………………………….....………….3
  3. Практическое применение кинезиологических упражнений в доу…….......4
  1. Условия эффективного применения упражнений………….…..…….4
  2. Методы и приёмы…………………………………………………..…..5
  3. Примеры кинезиологических упражнений для дошкольников……..5
  1. Заключение…………………………………………………………..…..…….7
  2. Литература……………………………………………………………………..8

  1. Введение

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

 http://cdn4.imgbb.ru/user/172/1721987/201502/ef58b3d2dfd866cd2102fb2a11df32d6.jpg 

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, https://m.pg12.ru/userfiles/articles/_cke/0/img15204191002913.jpg тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

  1. Теоретическое обоснование роли кинезиологии в развитии речи дошкольника

В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой. А тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности доказана работами В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, и др.
Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется даже в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, http://www.transformeon.com/wp-content/uploads/2017/08/Theroleofassertivenessinbringingexcellence.jpgи наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. 

http://kakotvet.com/images/kak_borotsya_s_disgrafiej_u_rebenka.jpg И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Именно поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим показателем состояния ребёнка. С другой, именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей.

  1. Практическое применение кинезиологических упражнений в доу.

Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. http://900igr.net/up/datas/222536/017.jpg

  1. Условия эффективного применения упражнений

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • кинезиологическая гимнастика проводятся ежедневно, длительностью 5-15 мин.;
  • упражнения выполняются в спокойной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • движения усложняются, частота выполнения увеличивается;
  • упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.

Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект.

  1. Методы и приёмы

Методы и приемы:

  • Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
  • Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
  • Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
  • Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения

При разучивании кинезиологических упражнений, вначале разучиваем технику движений. А затем, используем их во время непосредственно образовательной деятельности в качестве динамических пауз (отдыхалочек), и в режимных моментах как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

  1. Примеры кинезиологических упражнений для дошкольников

Примеры упражнений. (Видео. Всё, что далее по тексту)

«Колечко». Ребенок соединяет поочерёдно пальцы в «колечки» с большим от указательного к мизинцу и назад; выполняет сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. Обязательно с речевым сопровождением. (Например, счёт)

«Колечко» - «Ёжик». То же самое, но держа в руке тренажёр су-джок.

На пенёчке ёж сидит, (Сжимание су-джока в руке)

На меня он не глядит.

Он иголки выпускает, (Поочередно перебирать пальцы на су-джоке)

Никого не подпускает.

По тропинке убегает – (Сжимание су-джока в руке)

След от лапок оставляет. (Сжимание су-джока в руке)

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.

Зеркальное рисование. На стол кладём чистый лист бумаги. Берём в обе руки по карандашу или фломастеру. Начинаем рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Карандаши». Взрослый раскладывает на столе для каждого ребёнка по 10 – 15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторить левой рукой, двумя руками. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей являются прописи и рабочая тетрадь Трясоруковой Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Задания включают в себя графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. Ребенок поэтапно выполняет ряд заданий только правой, только левой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга, формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушария.

  1. Заключение

Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий у ребёнка развиваются межполушарные связи.  В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в развитии речи и в способностях к обучению в целом, а так же управлению своими эмоциями.

Совместное выполнение.

Мы посмотрели, как дети выполняют упражнения. А теперь я предлагаю вам выполнить некоторые из них.

«Колечко», «Кулак—ребро—ладонь», «Ухо—нос». Зеркальное рисование (Два человека на мольбертах по распечаткам рабочей тетради Трясоруковой Т.П.).

Вы убедились наглядно, что кинезиология снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

  1. Литература

  1. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»: прописи/ Т.П. Трясорукова. –Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 31 с.: ил. – (Школа развития)
  2. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»: рабочая тетрадь/ Т.П. Трясорукова. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 78 с.: ил. – (Школа развития)
  3. https://infourok.ru/iz-opita-rabotikineziologiya-kak-metod-korrekcii-nedostatkov-rechevogo-razvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazv-1517596.html
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/07/29/kineziologicheskie-tehniki-dlya-razvitiya-rechi
  5. https://ped-kopilka.ru/blogs/ana-viktorovna-miheva/formirovanie-intelektualnyh-sposobnostei-sohranenie-psihologicheskogo-zdorovja-detei-doshkolnogo-vozrasta-imeyuschih-narushenija-rechi-cherez-primenenie-metoda-kineziologi.html
  6. https://открытыйурок.рф/статьи/618558/
  7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиологические техники для развития речи детей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...

Кинезиологические упражнения для развития речи дошкольников

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только станов...

Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога

Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников в средней группе»

laquo;Применение игровых технологий для  развития речи дошкольников в средней группе» Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.Формирование у детей грамматически ...