Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника
материал по развитию речи (старшая группа)
Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologiya.docx | 284.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД №10 Г. РОССОШИ
Применение кинезиологических техник для развития речи дошкольника
Воспитатель: Болховитина Елена Анатольевна
Россошь
Оглавление
- Введение………………………………………………………………………..3
- Теоретическое обоснование роли кинезиологии в развитии речи дошкольника……………………………………………………………….....………….3
- Практическое применение кинезиологических упражнений в доу…….......4
- Условия эффективного применения упражнений………….…..…….4
- Методы и приёмы…………………………………………………..…..5
- Примеры кинезиологических упражнений для дошкольников……..5
- Заключение…………………………………………………………..…..…….7
- Литература……………………………………………………………………..8
- Введение
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
- Теоретическое обоснование роли кинезиологии в развитии речи дошкольника
В детском возрасте существует тесная связь между телом и психикой. А тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности доказана работами В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, и др.
Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой моторной зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется даже в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Именно поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому сформированность общей, артикуляционной и пальчиковой моторики, с одной стороны, является важнейшим показателем состояния ребёнка. С другой, именно через движение мы можем оптимизировать процесс подготовки к школе детей.
- Практическое применение кинезиологических упражнений в доу.
Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.
- Условия эффективного применения упражнений
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:
- кинезиологическая гимнастика проводятся ежедневно, длительностью 5-15 мин.;
- упражнения выполняются в спокойной обстановке;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- движения усложняются, частота выполнения увеличивается;
- упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2 недели.
Эти упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект.
- Методы и приёмы
Методы и приемы:
- Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
- Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
- Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
- Массаж – воздействует на биологически активные точки.
Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения
При разучивании кинезиологических упражнений, вначале разучиваем технику движений. А затем, используем их во время непосредственно образовательной деятельности в качестве динамических пауз (отдыхалочек), и в режимных моментах как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
- Примеры кинезиологических упражнений для дошкольников
Примеры упражнений. (Видео. Всё, что далее по тексту)
«Колечко». Ребенок соединяет поочерёдно пальцы в «колечки» с большим от указательного к мизинцу и назад; выполняет сначала одной рукой, потом другой, потом двумя. Обязательно с речевым сопровождением. (Например, счёт)
«Колечко» - «Ёжик». То же самое, но держа в руке тренажёр су-джок.
На пенёчке ёж сидит, (Сжимание су-джока в руке)
На меня он не глядит.
Он иголки выпускает, (Поочередно перебирать пальцы на су-джоке)
Никого не подпускает.
По тропинке убегает – (Сжимание су-джока в руке)
След от лапок оставляет. (Сжимание су-джока в руке)
«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы.
Зеркальное рисование. На стол кладём чистый лист бумаги. Берём в обе руки по карандашу или фломастеру. Начинаем рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
«Карандаши». Взрослый раскладывает на столе для каждого ребёнка по 10 – 15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторить левой рукой, двумя руками. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Одним из направлений работы по развитию интегрированного межполушарного взаимодействия у детей являются прописи и рабочая тетрадь Трясоруковой Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей». Задания включают в себя графические задания, построенные на основе активизации визуального (зрительного) и тонкомоторного взаимодействия. Ребенок поэтапно выполняет ряд заданий только правой, только левой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга, формируются межполушарные связи, улучшается взаимодействие и синхронизация работы правого и левого полушария.
- Заключение
Применение кинезиологических упражнений позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий у ребёнка развиваются межполушарные связи. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в развитии речи и в способностях к обучению в целом, а так же управлению своими эмоциями.
Совместное выполнение.
Мы посмотрели, как дети выполняют упражнения. А теперь я предлагаю вам выполнить некоторые из них.
«Колечко», «Кулак—ребро—ладонь», «Ухо—нос». Зеркальное рисование (Два человека на мольбертах по распечаткам рабочей тетради Трясоруковой Т.П.).
Вы убедились наглядно, что кинезиология снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
- Литература
- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»: прописи/ Т.П. Трясорукова. –Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 31 с.: ил. – (Школа развития)
- «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»: рабочая тетрадь/ Т.П. Трясорукова. – Изд.6-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 78 с.: ил. – (Школа развития)
- https://infourok.ru/iz-opita-rabotikineziologiya-kak-metod-korrekcii-nedostatkov-rechevogo-razvitiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazv-1517596.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/07/29/kineziologicheskie-tehniki-dlya-razvitiya-rechi
- https://ped-kopilka.ru/blogs/ana-viktorovna-miheva/formirovanie-intelektualnyh-sposobnostei-sohranenie-psihologicheskogo-zdorovja-detei-doshkolnogo-vozrasta-imeyuschih-narushenija-rechi-cherez-primenenie-metoda-kineziologi.html
- https://открытыйурок.рф/статьи/618558/
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кинезиологические техники для развития речи детей
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...
Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе
Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...
Кинезиологические упражнения для развития речи дошкольников
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только станов...
Применение интеллект-карт для развития речи дошкольников с нарушением слуха на занятиях учителя-дефектолога
Речь дошкольников с нарушением слуха характеризуется низким словарным запасом, нарушением звукопроизношения, аграмматизмами, неумением последовательно и связно построить фразу. Одной из главных задач ...
Мастер-класс "Применение метода "Синквейн" в развитии речи дошкольников"
взаимодействие с педагогами...
«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников в средней группе»
laquo;Применение игровых технологий для развития речи дошкольников в средней группе» Игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста.Формирование у детей грамматически ...
- Мне нравится (3)