Конспект НОД "В гости в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Каштанова Галина Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме "Осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В гости в осенний лес

Конспект НОД в старшей группе

Цели и задачи: 

* Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются  условия жизни  для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь).

* Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.

* Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).

* Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

* Учить   отыскивать    причины изменения жизни животных   и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

* Обогатить словарный запас детей названиями грибов, видов леса (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.

* Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

* Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.

* Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).

Материалы и оборудование:

- Разноцветны листья

- Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».

- Письмо от лесных жителей.

- Плакат с изображением леса, деревьев, грибов.

- Макеты грибов, пень.

- Картинки с изображением грибов, птиц, зверей, насекомых.

-Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».

Предварительная работа:

- Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).

- Работа с календарём природы.

- Рассматривание книжных  иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

- Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.

- Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.

-Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.

- Беседы о перелётных и зимующих птицах.

-Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Найди свое дерево», «Угадай дерево по описанию».

- Составление гербария.

-Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).

-Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.                                                      

Ход занятия.

(Зал украшен в виде лесной поляны).

I Организационный момент.

1. Приветствие.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

2. Объявление темы занятия.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку брусникой,

Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Серёжу – сыроежкой,

Настеньку – малинкой,

Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь?(Лес)

Правильно, лес.  А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые).

Воспитатель:

Какое сейчас время года?(Осень)

Воспитатель:

Значит, в какой лес мы  с Вами сегодня пойдём?(В осенний.)

Воспитатель:

Кто из Вас бывал в осеннем лесу?

Ответы детей.

- Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу").

Ответы детей:

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, можно идти в гости.

II Основная часть занятия.

(Звучит музыка «Голоса леса»)

Воспитатель:

- Вот и лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

( Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.)

Воспитатель:

-Ребята, какие признаки осени вы знаете?

( Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками, погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.)

Воспитатель:

-Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

( На ковёр.)

Воспитатель:

-Ребята, скажите, как по- другому сказать, когда опадают листья?

(Листопад.)

Воспитатель:

- Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! А игра называется «Найди свое дерево».

Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо.

Воспитатель:

- Ой, ребята, что это?  Письмо. Адрес : Детский сад «Ягодка», ребятам.

Адрес отправителя: Лес, звери и птицы.

-Давайте прочитаем, что же они нам пишут.

(Читают письмо от зверей)

Лесные жители просят нас вести себя тихо,  не мешать им готовиться  к зиме. -А как животные готовятся к зиме?

(Делают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.)

Воспитатель:

-Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

 -Какие деревья вы знаете?

( Сосна, дуб, елка, липа, клен, рябина.)

 Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, рядом с нашей полянкой появилась чудесная полянка с грибами. Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки. Ведь грибы очень разнообразные, и среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не раскапывать палкой грибницу –  она может высохнуть не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

Ребята, в письме еще что-то написано: звери нам оставили подсказки, какие грибы собирать... Давайте попробуем угадать, что же это за грибы

( показывает изображения грибов)

(Отгадывают загадки)

1. Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

 Житель бора - ...     (боровик)

2. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу... (опята)  

3. Я в красной шапочке расту

Среди коней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик)

4. Не скрою: не белый, я, братцы- попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

Воспитатель:

-Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

(Съедобные.)

Воспитатель:

-А как называется самый известный ядовитый гриб?

( Мухомор.)

Воспитатель:

-Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

 (Бледная поганка, ложный опёнок.)

Воспитатель:

- Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!

Давайте сделаем привал.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Воспитатель:

-Каких птиц Вы знаете?

(дети показывают и называют птиц из иллюстраций:

- Дятел, кукушка, снегири, вороны, воробьи, голуби, синички...)

Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

( Нет, некоторые улетают на юг.)

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные.)

Воспитатель:

- Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки.)

Воспитатель:

- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

(Зимующие.)

Воспитатель:

-Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Воспитатель:

- Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.)

Воспитатель:

-Каких зимующих птиц Вы знаете?

( Воробьи, голуби, синицы.)

III Заключительная часть.  Подведение итогов.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. На этом наше путешествие в лес окончено. Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц  здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко  связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения. А с какой целью человек ходит в лес?

( Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.)

Воспитатель:

-  Почему говорят «Лес – наше богатство»?

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом растениям и животным.)

Воспитатель:

-Что нельзя делать в лесу?

Дети:

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель:

- Как люди ещё используют лес?

Дети:

- Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты.

Воспитатель:

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.



Предварительный просмотр:

В гости в осенний лес

Конспект НОД в старшей группе

Цели и задачи: 

* Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются  условия жизни  для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь).

* Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.

* Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).

* Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.

* Учить   отыскивать    причины изменения жизни животных   и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.

* Обогатить словарный запас детей названиями грибов, видов леса (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.

* Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

* Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.

* Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).

Материалы и оборудование:

- Разноцветны листья

- Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».

- Письмо от лесных жителей.

- Плакат с изображением леса, деревьев, грибов.

- Макеты грибов, пень.

- Картинки с изображением грибов, птиц, зверей, насекомых.

-Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».

Предварительная работа:

- Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).

- Работа с календарём природы.

- Рассматривание книжных  иллюстраций, картинок на осеннюю тему.

- Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.

- Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.

-Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.

- Беседы о перелётных и зимующих птицах.

-Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Найди свое дерево», «Угадай дерево по описанию».

- Составление гербария.

-Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).

-Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.                                                      

Ход занятия.

(Зал украшен в виде лесной поляны).

I Организационный момент.

1. Приветствие.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…

2. Объявление темы занятия.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ванечку брусникой,

Катю – костяникой,

Машеньку – орешком,

Серёжу – сыроежкой,

Настеньку – малинкой,

Полину – земляникой.

Так кто этот богатырь?(Лес)

Правильно, лес.  А что такое ЛЕС?

(Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые).

Воспитатель:

Какое сейчас время года?(Осень)

Воспитатель:

Значит, в какой лес мы  с Вами сегодня пойдём?(В осенний.)

Воспитатель:

Кто из Вас бывал в осеннем лесу?

Ответы детей.

- Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу").

Ответы детей:

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, можно идти в гости.

II Основная часть занятия.

(Звучит музыка «Голоса леса»)

Воспитатель:

- Вот и лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?

( Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.)

Воспитатель:

-Ребята, какие признаки осени вы знаете?

( Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками, погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.)

Воспитатель:

-Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?

( На ковёр.)

Воспитатель:

-Ребята, скажите, как по- другому сказать, когда опадают листья?

(Листопад.)

Воспитатель:

- Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! А игра называется «Найди свое дерево».

Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо.

Воспитатель:

- Ой, ребята, что это?  Письмо. Адрес : Детский сад «Ягодка», ребятам.

Адрес отправителя: Лес, звери и птицы.

-Давайте прочитаем, что же они нам пишут.

(Читают письмо от зверей)

Лесные жители просят нас вести себя тихо,  не мешать им готовиться  к зиме. -А как животные готовятся к зиме?

(Делают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.)

Воспитатель:

-Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

 -Какие деревья вы знаете?

( Сосна, дуб, елка, липа, клен, рябина.)

 Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, рядом с нашей полянкой появилась чудесная полянка с грибами. Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки. Ведь грибы очень разнообразные, и среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:

- не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;

- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;

- не раскапывать палкой грибницу –  она может высохнуть не прикрытая листвой;

- не собирать грибы у проезжей части;

- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;

- не срывать старые и очень маленькие грибы.

Ребята, в письме еще что-то написано: звери нам оставили подсказки, какие грибы собирать... Давайте попробуем угадать, что же это за грибы

( показывает изображения грибов)

(Отгадывают загадки)

1. Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик,

 Житель бора - ...     (боровик)

2. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу... (опята)  

3. Я в красной шапочке расту

Среди коней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я …(подосиновик)

4. Не скрою: не белый, я, братцы- попроще,

Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)

Воспитатель:

-Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?

(Съедобные.)

Воспитатель:

-А как называется самый известный ядовитый гриб?

( Мухомор.)

Воспитатель:

-Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?

 (Бледная поганка, ложный опёнок.)

Воспитатель:

- Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!

Давайте сделаем привал.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Воспитатель:

-Каких птиц Вы знаете?

(дети показывают и называют птиц из иллюстраций:

- Дятел, кукушка, снегири, вороны, воробьи, голуби, синички...)

Все ли птицы остаются в лесу на зиму?

( Нет, некоторые улетают на юг.)

Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?

(Перелётные.)

Воспитатель:

- Каких перелётных птиц Вы знаете?

(Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки.)

Воспитатель:

- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?

(Зимующие.)

Воспитатель:

-Чем питаются зимующие птицы?

(Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.)

Воспитатель:

- Как нужно заботиться о зимующих птицах?

(Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.)

Воспитатель:

-Каких зимующих птиц Вы знаете?

( Воробьи, голуби, синицы.)

III Заключительная часть.  Подведение итогов.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. На этом наше путешествие в лес окончено. Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц  здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко  связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения. А с какой целью человек ходит в лес?

( Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.)

Воспитатель:

-  Почему говорят «Лес – наше богатство»?

(Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.

Лес – украшение планеты, здоровье людей.

Лес – родной дом растениям и животным.)

Воспитатель:

-Что нельзя делать в лесу?

Дети:

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.

Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель:

- Как люди ещё используют лес?

Дети:

- Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты.

Воспитатель:

Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект организованной образовательной деятельности "осень, осень в гости просим!"

Конспект  НОД для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект "В гости к осени"

Осенняя прогулка в парк для детей 3-4 лет....

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект "В гостях у Осени"

конспект прогулки старшый группы...

конспект "В гостях у осени"

конспект "В гостях у осени"...