Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Домашние и бездомные животные»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Тимофеева Оксана Анатольевна
Задачи:
Формировать представление детей о домашних животных, создавать необходимые
предпосылки владения речью как средством общения и культуры, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
 Научить детей понимать состояние и поведение животных (кошки и собаки).
Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте, как с домашними, так и с бездомными животными.
Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 по образовательной области «Речевое развитие»

детей старшей группы (5-6 лет)

на тему: «Домашние и бездомные животные»

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

  • Формировать представление детей о домашних животных, создавать необходимые

предпосылки владения речью как средством общения и культуры, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

  • Научить детей понимать состояние и поведение животных (кошки и собаки).
  • Познакомить с приемами первой медицинской помощи при укусах и нанесении царапин, ран при контакте, как с домашними, так и с бездомными животными.
  • Помочь детям узнать и запомнить правила правильного обращения с домашними питомцами и бездомными.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать связную речь, творческое мышление, совершенствовать память, активизировать внимание.
  • Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, используя распространенные сложные предложения
  • Закреплять в речи, поставленные звуки.
  • Развивать у дошкольников познавательную активность, умение находить нужную информацию о домашних кошках и собаках.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать у детей доброе отношение к животным, чувства, сопереживания к домашним животным- кошкам и собакам.
  • Воспитывать у детей желание помогать бездомным животным.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: бездомная, лесник, сторожка.

Оборудование:

 ТСО – мультимедиа, ноутбук.

Демонстрационный: домик лесника, украшенный в соответствии со временем года, игрушки (кошка, собака), коврик, картины с правилами вежливого отношения к собачкам.

Раздаточный: сигнальные карточки красного и зеленого цвета «можно- нельзя».

Методы: 

1. Беседа.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Работа с сигнальными карточками «можно – нельзя».

4. Загадки.

5. Физминутка «Кот и мыши».

6. Логоритмическая игра «Машина».

7. Пальчиковая гимнастика «Замок», «Грибок».

8. Использование сказочных персонажей (котёнок Гав, лесник.)

9. Стихотворения о животных (читают дети).

Ход занятия:

Дети входят в группу, здороваются с воспитателем.

Воспитатель: 

Ребята, вы любите путешествовать? (ответы)

 - А хотите сегодня отправиться в сказочный лес? (ответы)

- До леса поедем на машине, но сначала проверим, как она работает.

Логоритмическая игра «Машина».

Воспитатель:

- Вот мы приехали в лес. На лесной поляне,  какой- то домик стоит.

 - Кто же живёт в нём?

Воспитатель: 

-Ребята, подумайте и скажите, кто может жить в лесной сторожке? (Дети отвечают, что лесник.)

 Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши: лес- ник.

Воспитатель: 

- А кто такой лесник?

Дети: 

- Лесник- человек,  который следит за порядком в лесу.

Все подходят к домику, на двери висит замок и записка:

 - Ушел в лес по срочному делу, проходите в дом, располагайтесь и присмотрите, пожалуйста,  за моими питомцами.

Воспитатель:

- Замок трудно открывается, одна я  не справлюсь. Ребята, а вы мне поможете? (Да)

Дверь открывают при помощи пальчиковой гимнастики. «Замок»

 Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши: за- мок.

На двери висит замок                     (соединения пальцев рук в замок).

Кто открыть его бы смог?              (Повторение движений).

Потянули                                          (пальцы сцеплены в "замок", руки потянуть в одну,  

                                                            потом другую сторону),

Покрутили                                        (движение кистями рук со сцепленными пальцами от

                                                             себя к себе),

Постучали                                        (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать

                                                            друг о друга)

И — открыли                                   (пальцы расцепить, ладони в стороны).

Воспитатель: 

- Давайте сядем на лавочку. Я знаю, что у лесника живут домашние животные. А каких животных называют домашними? (ответы)

Воспитатель:

-  Сегодня мы поговорим о домашних животных, которые живут у лесника.

Дети отгадывают при помощи загадки.

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы, как щетинка,

Дугою спинка.

Кто это? (кошка)

- Правильно.

 Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши: кош-ка.

Вот сегодня об этой кошечке мы и поговорим.

Воспитатель проносит игрушку-кошку перед детьми, они ее гладят. Кошку сажают на коврик.

- Дети, придумайте кличку этой кошечке?

- Ее будут звать Муркой.

Воспитатель предлагает погладить Мурку, сказать ей ласковое слово.

Воспитатель: 

- Ребята, а  всякую кошку можно гладить? (нет)

- А какую кошку гладить нельзя? (бездомную)

- А почему ее так называют? (у нее нет дома, она живет на улице)

- А почему бездомную кошку нельзя гладить? (кошка может быть больной, может укусить, оцарапать)

- А почему после кошки такие глубокие и болезненные царапины? (у кошек есть острые когти)

- Правильно. Царапины от кошачьих когтей болезненны и очень долго не заживают, ведь под когтями находятся болезнетворные бактерии, которые опасны для людей. Поэтому нельзя брать на руки таких кошек.

- Но им так хочется помочь. Как же это можно сделать? (Их можно подкармливать, оставлять корм и наблюдать за ними).

-Но никогда не бейте бездомную кошку.

- А что делать, если все-таки кошка поцарапала вас? (сказать маме, воспитателю, обратиться к врачу, промыть ранку водой и смазать йодом.)

-А каких кошек мы можем гладить, брать на руки? (Домашних)

- А почему? (Мы за ними ухаживаем, купаем, кормим, делаем прививки.)

-Поднимите руки, у кого дома есть кошка. Можно ли свою кошку брать на руки и играть с ней, когда она спит или ест? ( Нет. Кошке не понравиться, что её потревожили и она может поцарапать, укусить.)

- А если у кошки маленькие котята, то можно их брать на руки?

( Нет. Кошка- мать всегда  защищает своих детёнышей).

Физминутка

Кот Тимоша жил на крыше.

(руки поднять вверх)

Ниже, в доме, жили мыши

(наклон вперёд, руками дотронуться до пола)

По стене взбирались мыши,

(руками «шагать» от щиколотки- вверх по голени -к коленям- по бедру)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей,

(повороты головы в сторону, руки к ушам)

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки,

(ладони захлопнуть «мышеловка»)

Но мышата были ловки.

(попрыгать на месте, руки на поясе)

Спрятавшись за спину Тишки,

(ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны)

В прятки с ним играли мышки.

- Вы слышите, кто-то скребется под дверью? Хотите узнать кто это? Тогда слушайте загадку:

Я и дом сторожу и поклажу вожу.

Я и в холод и в зной, человеку служу! (Собака.)

 - Правильно! Пойду посмотрю, кто это к нам скребётся. (Беру собаку и несу к ребятам). Кто это? (Собака.)

 Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши: со-ба-ка.

 - Какая она послушная, добрая. Посажу ее на коврик, пусть посмотрит на наших ребят.

Воспитатель:

- А мы с вами посмотрим советы от Фиксиков, как правильно дрессировать домашних животных и какие бывают собаки, которые служат человеку (смотрим мультфильмы «Фикси- советы» 2 минуты)

 - Вы, конечно, знаете что собака – это друг человека. А так же знаете, что собаки бывают как добрые, так и злые или плохо воспитанные, которые могут наброситься и на взрослого и на ребенка. Может укусить, если человек неправильно себя ведет. Поэтому, для начала надо знать простые правила поведения с собаками: (Выставляются картины)

1. Первое правило - Не трогай собаку, когда она ест. - Почему ее нельзя трогать? - Она может укусить.

2. Второе правило - Не убегай на улице от собаки. - Почему нельзя убегать? - Она может наброситься, укусить.

3. Третье правило - Не гладь незнакомых собак. - Почему нельзя гладить? - Могут укусить, могут быть больными.

4. Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки - собаку шутку поймет по-своему.

5. Не навязывайся животному в друзья, если оно дружить не хочет - рычит.

Возвращение лесника из леса.

 Лесник: 

-Здравствуйте, дети. Не смог я вас встретить, пришлось в лес бежать, там медведь никак не хотел засыпать в берлоге. Но сейчас в лесу полный порядок. А вы познакомились с моими питомцами? (ответы детей)

-Вижу, все знаете.

Воспитатель: 

- Лесник, наши дети знают стихи про кошек и собак.

«Никогда не отбирай у собаки миску с едой»

Петя не знает, чем бы заняться.

 Стал он собаку дразнить – развлекаться!

 Прыгает рядом, зовёт за собой

 И отбирает тарелку с едой.

 Долго собака терпела, скулила,

 Но не сдержалась, его укусила.

 Пете теперь будут руку лечить…

 Больше не будет собак он дразнить.

Стих читает Алёша Снетков

«Котёнок»

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

" Не трогай маленьких щенят"

Предупредить хочу ребят:

Не троньте маленьких щенят!

Их захотите в руки взять –

Мать деток будет защищать.

И даже может укусить,

Нельзя к щенятам подходить!

Вот подрастут – тогда играйте,

Но малышей не обижайте.

Стих читает Вика Голубева

День с утро стоял ненастный,

Лужи серые везде...

Так и быть зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!

Шерсть - как бархат,

Хвост - трубой...

До чего ж хорош собой!

Стих читает Амалия Гильфанова

Лесник:

Знаете теперь, как правильно обращаться с домашними животными? А вот сейчас мы это проверим

Воспитатель: 

- А теперь закрепим все, что мы узнали.

Работа с сигнальными карточками «Можно - нельзя».

Красная - значит нельзя, а зеленая- можно. Воспитатель называет действие, а дети решают, можно это делать или нельзя.

-Гладить домашнюю кошку;

-гладить бездомную кошку; играть со своей кошкой, если она не хочет;

 -бить кошек;

 -отнимать у кошки котенка;

 -подкармливать бездомных кошек.

-Трогать собаку ,когда она ест, отнимать у неё миску с едой.

-Бегать от собаки, размахивая руками и ногами.

-Если не помыть руки после общения с животными, можно заразиться?

-Надо обрабатывать рану, если вас поцарапала кошка?

Лесник: 

- Какие хорошие ребята, как много они знают.

Лесник:

- А я ведь вам ещё с утра гостинцы припас: грибочков напёк да орехов приготовил, которые  осенью в лесу набрал.

(Лесник угощает детей, и прощается).

Пальчиковая гимнастика «Грибок».

Дети проговаривают слово и отхлопывают в ладоши: гри-бок.

Воспитатель:

- Запомните, дети, главное правило: человек не должен предавать своих маленьких друзей, оставлять их без крова и пищи. Мы в ответе за тех, кого приручили.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Собственная методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы. "Город веселых светофорчиков"

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы  ОО "Речевое развитие". "Город веселых светофорчиков"...

Конспект игровой ситуации по образовательной области «Речевое развитие»для детей старшей группы на тему «Три поросенка»

Конспект игровой ситуации по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы на тему "Три поросенка"...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «Наряд для Бабы-Яги»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «Наряд для Бабы-Яги»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём»

Конспект занятия  по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы компенсирующей направленности  тема «На помощь зимующим птицам с Щенячьим патрулём...