МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ.
методическая разработка по развитию речи на тему

Ткаченко Яна Анатольевна

Материал поможет молодым специалистам в составлении конспектов занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiya.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАБОТЫ НАД ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕМ.

Учитель-логопед

Ткаченко Я.А.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Тема:«Постановка звука [...]»

Цели:

образовательные(программные, обучающие): формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях; формирование или закрепление знаний о слоге, слове, предложении; закрепление словаря или уточнение слов, содержащих данный звук (это могут быть слова из тем: «Игрушки», «Транспорт», «Мебель» и т.д.);

коррекционные:развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование правил ротового выдоха с учетом данной фонемы; развитие фонематического слуха и голоса; формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционно-акустический образ;

воспитательные:коррекция личности ребенка в целом.

Оборудование:зеркала, шпатель, зонды, спирт, вата, предметные и сюжетные картинки, слоговые дорожки и таблицы, игрушки; артикуляционный профиль, различные схемы,

Структура занятия

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная зарядка:
  • общие артикуляционные упражнения;
  • специальные артикуляционные упражнения;
  • упражнения по развитию силы голоса и выдоха.
  1. Объявление темы занятия.

4. Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, от артикуляционных упражнений, механическим воздействием).

5. Анализ артикуляции по плану:

• положение губ;

• положение зубов;

  • положение языка (кончика, спинки, корня);
  • участие голосовых складок;
  • характер выдыхаемой струи.

6. Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание.

7. Развитие фонематического слуха — опознавание звука:

• в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам;

• в слогах, с учетом вышеуказанных рекомендаций;

• в словах;

  • в предложениях;
  • в тексте.

8. Закрепление произнесения звука в слогах.

9. Домашнее задание.

10. Итог занятия:

• повторение: «Какой звук отрабатывался на занятии?»;

  • анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
  • заключительное проговаривание (хоровое, индивидуальное).

11. Оценка работы ребенка на занятии с положительной психологической направленностью.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ЭТАПЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА

Тема: «Автоматизация звука [...]».

Цели:

образовательные:закрепление знаний о механизме образования звука, его акустических особенностях; закрепление словаря по теме: «Автоматизация звука [...]»;

коррекционные: развитие и укрепление речевой моторики; закрепление условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный уклад. Закрепление правильного произношения фонемы [...] в изолированном виде, в слогах, в словах, предложениях, в тексте; развитие и закрепление фонематического слуха на акустический образ данной фонемы; обучение звуко-слоговому анализу;

воспитательные: воспитывать усидчивость, внимание, память, трудолюбие, целеустремлённость.

Оборудование: зеркало, вата, слоговые дорожки, карточки с буквами, предметные картинки, счетные палочки, игрушки, сюжетные картинки, тетрадь для домашнего задания, карандаш.

Структура занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения).

3. Объявление темы занятия.

4. Произношение изолированного звука (хоровое, групповое, цепочкой, индивидуальное).

5. Анализ артикуляции по плану.

6. Характеристика звука (гласный — согласный; глухой — звонкий; твердый — мягкий).

7. Связь звука с буквой.

8. Развитие фонематического слуха.

9. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись, чтение.

10. Закрепление звука в словах; звуко-слоговой анализ слов с графической записью.

11. Закрепление звука в предложении; графическая запись предложения.

12. Закрепление звука в тексте.

13. Домашнее задание.

14. Итог занятия.

15. Оценка работы детей на занятии.

СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ

Тема:«Дифференциация звуков [...] - [...]».

Цели:

образовательные: закрепление знаний о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях; закрепление понятий о звуке, слоге, слове, предложении; формированиё навыков различения звуков (закрепление навыков различения звуков); закрепление или уточнение словаря по теме;

коррекционные: совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука; развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков; закрепление: правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах изолированных вслогах, словах, предложениях, тексте); навыков звуко-слогового анализа с графической записью; отличительных признаков звуков по артикуляционным и акустически механизмам;

воспитательные: коррекция личности ребенка в целом; воспитание положительных черт характера.

Оборудование: зеркала, предметы и сюжетные картинки, материал для графического анализа, артикуляционные профили звуков, слоговые таблицы, сравнительная схема, буквы разрезной азбуки.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнение моделирующие главные артикуляционные движения того или другого звука).
  3. Объявление темы занятия.
  4. Проговаривание изолированно звуков, которые различаются (хоровое, индивидуальное, с использованием звукоподражания).
  5. Анализ артикуляции звуков по плану, с выделением общих и различных момент артикуляции.
  6. Характеристика звуков.
  7. Связь звуков и букв.
  8. Развитие фонематического слуха.
  9. Дифференциация звуков в слогах. Чтение слогов по таблицам или повторение за логопедом. Графический анализ слогов.
  1. Дифференциация звуков в словах. Работа со словами-паронимами, звуко-слогов и графический анализ слов.
  2. Дифференциация звуков в предложении. Анализ предложения с графической записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, а затем выделение из слов данных звуков.
  3. Дифференциация звуков в тексте.
  4. Домашнее задание.
  5. Итог занятия.
  6. Оценка работы детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Путешествие ребят в гости к лесным обитателям».

Статья  с конспектом логопедического занятия посвящена применению на занятиях с дошкольниками-логопатами с нарушением зрения эффективных здоровьесберегающих технологий: корригирующей ходьбы с эле...

Конспект логопедического занятия на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения «Мы идем в огород».

Продолжаю публикацию конспектов логопедических занятий на подготовительном этапе коррекции звукопроизношения. Этот конспект показывает, как используются здоровьесберегающие технологии в работе с ...

Доклад на тему: ««Методические рекомендации по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»

Доклад на тему: ««Методические рекомендации по составлению конспектов непосредственно образовательной деятельности в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»...

Методические рекомендации по составлению конспекта НОД в ДОУ

Деятельность педагога дошкольного образования для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности к...

Методические рекомендации по составлению конспектов в ДОО

Методические рекомендации по составлению конспектов в ДОО...

Семинар - практикум для педагогов " Методические рекомендации по составлению конспектов НОД в ДОУ в соответствии ФГОС ДО"

Семинар подготовлен для повышения педагогической компетенции педагогов в воспросаx оформления педагогической документации...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

Деятельность педагога дошкольного образования, для достижения более высоких результатов своей профессиональной деятельности должна носить размеренный, планомерный характер. С этой целью в обязанности ...