Консультация "Развитие речи"
консультация по развитию речи на тему

Муртазина Розалия Решатовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной  о объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Особенности развития речи в дошкольном возрасте:

  •  речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
  • появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
  • ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
  • ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
  • развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
  • складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и  интеллектуальных задач;
  • возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
  • складывается понимание форм языковой  деятельности;
  • речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
  • речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
  • завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки:
  • возникают предпосылки для освоения грамоты.

В речи дошкольника возникают ее новые формы – контекстная о объяснительная ( А.М. Леушина).

Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом. Содержит прямые обращения  к собеседнику, ответы на его вопросы, просьбы.

На протяжении дошкольного возраста в речи  нарастают черты контекстности, что обеспечивается обогащением словаря, освоением грамматического строя речи, развитием умения произвольно использовать средства языка . Контекстную речь отличает последовательность, логичность, связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Контекстная речь сосуществует с ситаутивной. Её отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Её единицей уже становится не слово, а предложение.

Объяснительная речь  - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание. Она интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему для рисования и объяснить товарищам способы действия.

Так речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность,  превращается в универсальное средство общения и познания, обеспечивая содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта, выполняя коммуникативную и интеллектуальную функции. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, причем связно, логично, последовательно, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности.

В конце раннего детства речь включается в самостоятельную практическую деятельность малыша, выполняя планирующую функцию. Ребенок, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях, называет предметы, с которыми оперирует, указывает на предстоящие действия и анализирует достигнутые результаты ( Ж.Пиаже назвал эту речь эгоцентрической).

Развитие понимания речи, ее регулирующей функции в дошкольном возрасте связано с выполнением поручении взрослого, знакомством литературными произведениями.

Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений.

Понимание инструкции взрослого проявляется в двух основных моментах: в ее отсроченном выполнении и в следовании указанию не только на цель, но и на способ действия.

В старшем дошкольном возрасте возникает и саморегулятивная функция. Речь ребенка все больше включается в его деятельность, выполняя функцию планирования, что приводит к выделению в ней двух моментов: принятия решения и планирования его практического выполнения. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, не только фиксируя этот результат, но и предваряя его.

Знаковая функция развивается на протяжении дошкольного возраста в игре, рисовании, конструировании, когда ребенок осознает различия между предметом и его обозначением. Дошкольники не соглашаются изменить названия предметов, считая звуковую «оболочку» неотъемлемым свойством предмета, ею обозначаемого. Они стремятся объяснить название предметов их свойствами  и функциями.

С развитием знаковой функции речи у дошкольника связано осознание им звукового строения слова и словесного состава предложения. Что создает предпосылки для обучения грамоте.

Расширение жизненных отношений ребенка-дошкольника, усложнение его деятельности и общения со взрослыми приводят к постепенному росту словарного состава его речи. Установление средних количественных показателей как в отношении абсолютного состава словаря, так и в отношении его прироста чрезвычайно затруднено ввиду того, что условия жизни оказывают на развитие словаря чрезвычайно большое влияние. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития.

Основу развития всех сторон речи составляет освоение ее звуковой культуры , которая предполагает формирование восприятия речи, а также речедвигательного аппарата и связанного с ним правильного произношения звуков и слов. При правильных условиях воспитания к началу дошкольного возраста ребенок усваивает все основные звуки языка. Однако нередки случаи, когда у детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения, свидетельствующие о том, что усвоение звуковой стороны языка еще не закончено.

Особенно трудными для овладения являются наиболее тонко акустически различающиеся между собой фонемы. Р.Е.Левина приводит таблицу ошибок  в речи, возникающих из-за недостаточного выделения ряда фонем.

Такими ошибками являются:

  1. замена звонких глухими: «нака» - нога, «том»- дом
  2. замена звука р звуком «л» и обратно : «тли» - три;
  3. замена звука м  звуком «н» и обратно: «нисок»-мешок;
  4. замена шипящих свистящими и обратно: «ждорово» - здорово;
  5. двойная замена ( звонких глухими и шипящих свистящими): «зляпка»- шляпка;
  6. расщепление звуков: нарушение типа «абисвхо» - яблочко и замена сложных простыми (например, «патица» - прячется);
  7. смягчение согласных и замена мягких согласных твердыми : «туль» - стул;
  8. замена звука й звуком «л»: «таль» - чай;
  9. замена звука р и л звуком «й»: «бойно» - больно;
  10. замена звука з звуком «д» : «Данка»- Занка;
  11. замена звуком с звука «т» : «табака» - собака.

В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Ребенок овладевает всеми основными формами родного языка: синтаксисом, морфологией, процессами словообразования и словоизменения. Он учится строить сложные предложения , переходит к синтаксически оформленной речи. Он усваивает морфологическую систему языка, типы склонений играет ориентировка ребенка на форму слова, т.е. его окончание в именительном падеже.

В дошкольном возрасте развивается синтаксическая сторона речи . Младшие дошкольники чаще всего используют простые предложения, а союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения употребляют при дословном пересказе литературных текстов. В среднем дошкольном возрасте усложняется структура простых предложений, появляются однородные члены. В речи старших дошкольников возрастает число простых и сложных предложений. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления.

Все приведенные материалы свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности в отличие от предыдущего, дограмматического, может быть и назван периодом грамматического языкового развития.

Литература 

  1. Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей – Ростов-на-Дону «Феникс» 2006,С.13-15
  2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.,2010 – С.69
  3. Хелен Би Развитие ребенка, Питер, 2004 – С.-351
  4. Эльконин Д.Б. Детская психология, М., 2004 – С. – 152
  5. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста, М., 2011 – С.-121
  6. Зеньковский В.В. Психология детства, М., 1996 – С.-116
  7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, М.,1996 – С.- 124


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...