Сказка в живописи (В. Васнецов) (конспект по изобразительному искусству)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Конспект по ознакомлению с репродукциями В. Васнецова "Иван-царевич и серый волк", "Богатыри"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
по изобразительному искусству
Тема: «Сказка в живописи» (В. Васнецов)
Составила: воспитатель
Сайфутдинова Э.Н.
Цель: познакомить с творчеством В. Васнецова на примере картин «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Воспитывать стойкую потребность внимательно слушать, уметь задать вопрос, строить свои высказывания (кратко или распространенно), ориентируясь на цель общения.
Материал и оборудование: раскраски, краски, карандаши, восковые мелки, стаканы с водой, салфетки, кисти.
Зрительный ряд: репродукции картин «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри», сундучок с предметами (топор, стрела, яйцо, кокошник, перо, лукошко, клубок), 3 шлема. Портрет В. Васнецова.
Литературный ряд: Надежда Веселовская «Земля чуть видимо курится..»
Музыкальный ряд: сказочная музыка, “Богатырская симфония” А.П.Бородина.
Предварительная работа: чтение сказок «Жар – птица», «Иван-царевич и серый волк», былины «Илья Муромец и соловей разбойник», рассматривание иллюстраций.
Ход:
Включена сказочная музыка
-Ребята, посмотрите, в нашем зале стоит необыкновенный предмет –сундучок. Интересно, как он попал сюда? Давайте, посмотрим, что там? (открывает).
-Тут какие-то странные предметы. Посмотрите и назовите их (топор, стрела, яйцо, кокошник, перо, лукошко, клубок). Что это? Откуда это предметы? Правильно из сказок. Из каких сказок, назовите (топор – «Каша из топора», стрела – «Царевна – лягушка», яйцо – «Кощей бессмертный», кокошник – Василиса Прекрасная», лукошко- «три медведя»).
- Ребята, я вижу, вы любите сказки и хорошо их знаете. Но не только дети любят сказки, их любят даже взрослые. Одним из них является художник Виктор Васнецов (показ портрета). Он нарисовал немало картин по мотивам сказок и былин. Он родился в семье священника. Его детство прошло в селе, окруженном могучими дубами и стройными соснами, среди простых людей. Он любил слушать их песни и сказки, уже тогда Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Одну из них мы сегодня рассмотрим, а ее тайну нам поможет разгадать музыка.
Звучит фрагмент “Богатырской симфонии” А.П.Бородина.
- О каком настроении картины, нам подсказала эта музыка? (О тревожном, страшном, мрачном).
- А теперь давайте посмотрим, правильно мы разгадали тайну?
Перед детьми предстает иллюстрация картины “Иван-царевич на Сером волке”.
-Картина называется “Иван-царевич на Сером волке”. А сюжет подсказан народной сказкой “О жар птице”, приносящей людям счастье. Давайте представим, что мы идем по лесу, и чем дальше, тем темнее становится в нем. пробираться между деревьями становится все труднее и труднее, сучья цепляют нашу одежду и не дают идти вперед. И вот мы оказались в самой глухой чаще, в непроходимом дремучем лесу. Каким мы видим лес на этой картине? (Лес страшный, мрачный, дремучий, непроходимый).
-Почему вы считаете, что лес непроходимый? (деревья словно сомкнулись, сучья цепляют одежду героев).
- Посмотрите, какие деревья? На кого похожи? (Столетние стволы деревьев с кривыми ветвями, словно столетние старики, обросли седым мхом и лишайниками).
- Давайте посмотрим, что под ногами? (Я вижу болотную топь с белыми чашечками водяных лилий, с острой травой осокой, как серый волк с ходу его перепрыгивает).
-Что слышите? Какие запахи чувствуете? Вам нравится находиться в этом лесу? Какое настроение вызывает лес? Что необычного есть в этом лесу? (распустились цветы).
- Давайте посмотрим на верхнюю часть картины. Как здесь художник подчеркивает о общее настроение картины? (Здесь еще более жутко. Кажется, страшно гудит ветер. Тут такая глушь, что не услышишь пение птиц).
-Посмотрите, тут только одни краснобровые тетерева сидят на ветке старого замшелого дерева и никто не заглядывает в эту глушь. Но, а это что? (просвет показать рукой) (Свет).
-Да это вечерняя заря, она тускло освещает дальние деревья и вселяет надежду на лучший исход. И вдруг перед нами деревья как-будто расступились, и кого художник изобразил в центре картины?
- Давайте посмотрим на серого волка. Какой он? (Волк большой, мощный. У него широкая грудь, жесткая серебристая шерсть, пасть раскрыта, язык высунут, уши пригнуты к короткой шее).
- Как движется волк? (быстро, как ветер, стремглав, как стрела).
- Быстро, он высунул язык, запыхался.
- А еще, какими средствами художник нам это показывает? (Волк несется так быстро, что меч Ивана-царевича далеко откинулся назад и ударяется о стволы деревьев).
Давайте рассмотрим следующего героя картины – Ивана-царевича. Что можно сказать о его характере? Какой он? (Храбрый, смелый, сметливый, благородный, встревоженный, с добрым отзывчивым сердцем).
-Посмотрите на лицо Ивана-царевича. Что оно выражает? Чем он встревожен?
- Расскажите об одежде Ивана-царевича.
- Одет Иван-царевич в полукафтан из узорчатой ткани с золотыми нитями, на руках узорные перчатки, на голове – шапочка, отделанная соболиным мехом. Обут царевич в красные сапожки.
- А как в сказке называют сапожки царевича?
- Сафьяновые сапожки. Такую обувь носили только богатые люди из царского рода.
- Давайте рассмотрим царевну Елену Прекрасную. Какая она? Что можно сказать о ее характере?
- Елена Прекрасная, сложив руки на коленях, доверчиво и покорно склонила свою голову на плечо Ивана-царевича. Она очень молодая, неопытная, беспомощная. Вся ее поза выражает покорность и тревогу.
- Расскажите, как одета Елена Прекрасная?
- У Елены светло-голубое длинное платье с золотыми широкими каймами по рукавам и подолу. Шапочка украшена драгоценными камнями: голубой бирюзой, красным рубином, желтым янтарем. Жемчужные бусы свисают до золоченого пояса: сапожки расписаны орнаментом из полевых цветов.
- Их богатые по-царски нарядные, пышные одежды хорошо выделяются на фоне таинственного, мрачного, черного леса. Какое настроение возникает, когда смотришь на это произведение? (Мрачное, тревожное).
-Отчего возникает состояние тревоги?
- Тревожно изображены позы и лица героев. Написана картина темными красками.
-Как лес помогает героям? (он расступается перед ними, чтобы волк смог промчаться, а затем снова смыкается).
- А надежда есть, что темные силы будут побеждены, что царевна с царевичем будут счастливы?
- Да. Нам даже художник подсказывает, что добро победит зло. Не зря на фоне этого мрачного темного леса расцвел куст нежно-розовыми цветами. Да и на небе вечерняя заря тоже об этом говорит.
- А как бы вы помогли героям? в кого бы превратили Ивана – царевича и Елену Прекрасную?
- Глядя на эту картину, хочется сказать: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”. И это не последняя картина Виктора Михайловича Васнецова, с которой мы познакомились
- А теперь посмотрите на другую картину Виктора Васнецова. Более 17 лет трудился художник над ней
-Кто здесь изображен? Картина так и называется «Богатыри».
- Кто такие богатыри? (люди, которые защищали свою страну от врагов). Русские воины – богатыри, служившие в стародавние времена русскому князю. русский богатырь – это обязательно человек православный, имеющий живую веру в Бога. Это человек, который родился в России и любит Родину, как мать. Богатырь и благочестив, и очень силен. Он мужественный, храбрый, но и благоразумный, осторожный. Богатырь не только сильный, но непременно – добрый, милосердный, он защитник всех слабых. Русские богатыри защищали вдов, сирот и стариков. Богатыри всегда готовы скоро прийти на помощь тем, кто просит о помощи.
-Как звали богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
-Каким изображен Илья Муромец? Во что он одет? что держит в руках? какой под ним конь?
-Илья Муромец – крестьянский сын. Он центральный персонаж в картине. И не потому выделяется Илья Муромец среди других богатырей, что был сильнее их, а потому, что у Ильи Муромца только одна единственная забота – народу послужить! А народ всегда хочет мирной жизни и добрых дел.
-Опишите Добрыню Никитича. Как он одет, что держит в руках? Какой под ним конь? Какой он по характеру?
-А каким изображен Алеша Попович?
-В центре - картины Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - он добрый, великодушный. Богатырь справа, самый младший, - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. По правую руку Ильи на гнедом коне – Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают благородство Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Добрыня Никитич, сильный и грозный. Стоя на холме, охраняя границу земли Русской, богатыри на картине В.М. Васнецова наделены неисчерпаемой силой, уверенностью, надежностью. Несмотря на общие черты, образы богатырей различны. Картина В.М. Васнецова «Богатыри» воплощает величие и непреодолимую силу русских богатырей, всегда готовых защищать свою землю и свой народ от беды.
Земля чуть видимо курится,
Восходит первая заря.
Остановились на границе
Три всадника-богатыря.
Среди степи застыли кони.
Благие русские края!
А наших дней из-под ладони
Не видно ль, Муромец Илья?
(Надежда Веселовская)
-Ребята, а вы бы хотели быть похожими на богатырей с картины? Вы внимательно ее рассмотрели? Мы сейчас поиграем в игру «Ожившая картина». Я предлагаю вам превратиться в богатырей с картины Васнецова. Для этого оденьте шлем, сядьте на коня и займите то положение, которое соответствует изображаемому богатырю на картине (дети оживляют картину).
-А сейчас мы с вами раскрасим раскраски к сказке «Иван-царевич и серый волк».
Дети садятся за столы и раскрашивают раскраски. В конце деятельности оформляется выставка рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План «Приобщение дошкольников к изобразительному искусству - ознакомление с живописью ХХ в».
Тематический годовой план и перспективный план работы для подготовительной группы на первый квартал учебного года (сентябрь, октябрь, ноябрь) по теме «Приобщение дошкольников к изобразитель...
Конспект по изобразительному искусству "Кузнечик"
Сказка д. Биссета «Кузнечик Денди»Рисование кузнечика.Цель: учить слушать, оценивать поступки героев, четко произносить слова, развивать мышление, внимание, память и творческое воображение. Формироват...
Содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его видов - живописи (с учетом разных жанров) применительно к детям дошкольного возраста
Реферативное сообщение, раскрывающее содержание педагогических функций изобразительного искусства на примере произведений одного из его видов - живописи (с развёрнутой характеристикой жанр...
Детский портрет (конспект по изобразительному искусству)
Конспект по закреплению знаний детей о детском портрете...
ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ....
План конспект по изобразительному искусству в подготовительной группе "В царстве гуашевой краски"
План конспект по изобразительному искусству в подготовительной группе "В царстве гуашевой краски" продолжает знакомить детей с основными, смешанными и монохромными цветами....
План-конспект по изобразительному искусству " Рисуем бабочку"
План-конспект занятия по изобразительному искусству в старшей группе на тему «Рисуем бабочку»...