«Понятие о речи. Функции речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 8 «Зоряночка»
Утверждаю: заведующий МБДОУ
детского сада № 8 «Зоряночка»
С.Ю. Месикова
« » 20 г.
Конспект НОД
На тему:
«Понятие о речи. Функции речи»
Старшая группа
Воспитатель: Бугун Ульяна Сергеевна
Категория: соответствие занимаемой должности
г. Ессентуки
2017 г.
Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи;
Задачи:
- учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу;
- развивать способность к самостоятельным выводам;
- учить правилам обращения с книгой;
- развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование: сюжетные картинки, альбом 1.
Ход НОД
Организационный момент.
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.
Воспитатель выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, воспитатель сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».
Сказка «Невидимка»
Воспитатель: Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скуч¬но, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.
Воспитатель: Почему Петя не захотел быть невидимкой? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.
Чтение стихотворения А. Барто.
Воспитатель: Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто
«Сильное кино».
Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им — раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух сильное кино!
А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,
Я ничего не поняла.
Воспитатель: Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата? (ответы детей)
Воспитатель: Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить. (ответы детей)
Пословицы:
Хорошую речь приятно слушать.
Хорошая речь слаще меда.
Воспитатель читает:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети проговаривают с логопедом:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Физминутка.
Произнесение стихотворения с движением рук.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
Знакомство с альбомом
Воспитатель демонстрирует альбом и рассказывает:
Воспитатель: На землю спустилась летающая тарелка. В ней инопланетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой планете. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую планету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. Подошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговаривать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог ответить, потому что не умел говорить, как мы.
Воспитатель: Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Догадайтесь по названию, чему учит эта книга. (ответы детей)
Воспитатель: Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и читать, перелетая со страницы на страницу на его летающей тарелке.
Воспитатель знакомит детей с правилами обращения с книгой. Дети рассматривают картинки (с. 4):
Воспитатель: Для чего нужна речь? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к выводу: «С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое».
Итог занятия.
Детям раздаются сюжетные картинки. Воспитатель предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:
- люди разговаривают друг с другом;
- узнают новое;
- работают;
- играют;
- делятся радостью, утешают друг друга.
Затем воспитатель спрашивает: «Для чего нужна речь?» (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...
«Формирование коммуникативной функции речи у детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи».
Многочисленные исследования Б.М. Гришпун, Г.В. Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с фонетико- фонематическим недо...
Логопедическое занятие. Тема: понятие речи, функции речи.
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе....
Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте. Три функции речи, этапы её генезиса
Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, п...
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи
Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ: СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ, ТРЕБОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Управление- процесс планирования, организации, приведение в действие и контроль организации с целью достижения координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного дост...
Статья на тему: «Понятие о речи. Виды и функции речи» 17 ноября 2022год
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь &md...