Роль в развитии связной речи детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Горельская Ирина Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_razvitii_rechi_detey.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                      Горельская  И.А. воспитатель

                                                                                                                                                                                                                                                   ГБДОУ детский сад №19 Красногвардейского района

                                                                                                                                                                                                                                                                                  Санкт- Петербурга.

                                                                             Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Именно на игре словом ребёнок учиться тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». М.  Горький.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».Игра- это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».

Умение играть – это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность. Интерес рождается там, где есть место удивлению. Удивление – это всегда встреча с неожиданным, загадочным, таинственным. Интересы ребёнка тесно связаны с верой в чудо. «Нет ничего прекраснее, - считает А.Дусавицкий, - чем мир таинственного, в которым ребёнок вступает с замиранием сердца. В этом мире его подстерегают в «чистом» виде добро и зло, прекрасное и безобразное. Но ещё важнее то, что в этом мире ребёнок ничем не скован: никакими предрассудками, правилами, законами. Там он всесилен и всемогущ. И это ощущение безграничного могущества полнее и точнее отражает его сущность, чем самая «точная» научная теория человеческих способностей, объясняющая нам, что человек может, а что ему недоступно. Лишая ребёнка тайны, сказки, чуда, мы оказываем ему «медвежью услугу», так как, отвергаем его безумные гипотезы и переводим тему разговора на язык реальных, «земных» фактов. Стремление взрослых ввести ребёнка в мир рациональный, практической жизни, лишить его игры, сказки, фантазии формирует у него чувство ущербности, блокирует развитие целостного познания, творческого воображения, речевой и интеллектуальной активности. Играя, ребёнок познаёт мир, удивляясь его полноте и многообразия. Нет более важной задачи в искусстве воспитания, чем сохранение удивлённого взгляда ребёнка на мир!

От уровня развития игры в значительной мете зависит развитие мышления, воображения и речи. Играя, ребёнок заменяет отсутствующие объекты предметами-заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребёнок в последующем будет встречаться постоянно. В игре он учиться планировать и регулировать свои действия, а также действия партнёров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малышей, его надо учить играть – сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребёнок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное – отражение отношений между людьми. На этом этапе действия уже могут стать чисто символическими, а реальные предметы заменяться другими, с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом, обозначающим действие. Когда ребёнок пройдёт весь этот игровой путь, он приобретёт очень многое, значительно продвинувшись в своём развитии. Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом – отношения между людьми, окружающими ребёнка, их взаимозависимость, собственное место ребёнка в этих взаимоотношениях. Дольше –нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Нужно также учить малыша рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать, ведь продуктивные виды деятельности оказывают своё специфическое влияние на развитие детской речи. Учёные давно заметили, что речь и ручные действия очень тесно связаны между собой, а рисование есть особая –«графическая» - речь, успешное освоение которой является важнейшей предпосылкой овладения письменной речью в период школьного обучения.

Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы ребёнка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности. Наблюдение за поведением ребёнка во время игры очень многое может поведать взрослому об индивидуальности ребёнка и предоставить возможность направить воспитательные усилия в нужное русло.

К четырём годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное желание ребёнка необходимо всячески поощрять, так как приобщение к словесному творчеству активизирует потребность в выражении собственных мыслей словами, понятными для окружающих; способствует формированию у него множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, компетентность, общительность и т.п. Не следует думать, что малыш сразу же начнёт использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы и конструкции, свойственные речи взрослых: это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребёнок- труженик слова. Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни», - так, восхищаясь лингвистическим мастерам ребёнка, писал К.И. Чуковский. Любимый писатель детворы не только изучал природу и специфику творчества детей, но и создал уникальный по своему содержанию и функциональной направленности учебник по активизации речевой деятельности – книгу «От двух до пяти».

Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссёрские, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавать эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры, как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, мы должны чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.

Ниже я предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в играх. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребёнка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, не правильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь то или иное решение, формулировка всегда может иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.

«ОДИН - МНОГО»

Цель: закрепить представление о множественном числе существительных.

Эта игра упражняет детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; (учить их подбирать к словам определения и действия, согласовать их.

- Это…стол, сто….(столы). Здесь много….(столов).Какие столы? (Деревянные, письменные, обеденные)

-Это…ромашка, а это….(ромашки). В букете много…(ромашек).Какие они? (Белые, с жёлтой серединкой). Что ещё бывает белым? Жёлтым? Как ты понимаешь выражение «Скатерть бела вест мир одела?» Где, встречаются такое выражение? (В сказках, загадках) В каких сказках? (О зиме)

-Отгадай загадку: Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Это…(лук). Какой он? (Жёлтый, сочный, горький, полезный). В корзине много чего? (Лука).

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов, например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т.п.

- Чего здесь много?

- А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов, платьев)

Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте. Приведём примеры таких упражнений.

«БРАТ-БРАТЕЦ-БРАТИК»

Цель: различать смысловые оттенки имён существительных со значением ласкательности, уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом.

- Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама- мамочка-мамуля; брат-братец-братик; дерево-деревце; заяц- заинька –зайчишка – зайчище; дом- домик- домище (Многие слова звучат ласково) Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Заинька, зайчишка во многих сказках о животных)

-Придумайте короткую сказку про зайчишку.

-Чем отличаются слова: бежать- подбежать- выбежать, писать- переписать- подписать, играть-выиграть-проиграть.

Составьте предложение с любыми двумя словами, которые вы услышали. ( Мы играли в домино. Вова выиграл, а я проиграл)

«БЕЖАТЬ-МЧАТЬСЯ»

Цель: учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

-Как вы понимаете слова? Чем они отличаются? Засмеялись- захихикали, бежать- мчаться, пришли – приплелись, плакать- рыдать, разговаривать- болтать, думать- размышлять, открыть- отворить, отыскать- найти, зябнуть- мёрзнуть, поразить –увидеть, шалить- баловать, забавлять- развлекать, прощать –извинять, звать- приглашать, вертеться –кружиться, греметь – грохотать, опасаться – бояться, бросать –кидать, вертеть – крутить.

-Придумай предложения с любой парой слов.

«КТО ХИТРЕЕ?»

Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени имён прилагательных, образовывать новые слова (имена прилагательные) с помощью суффиксов еньк-оньк, оват- Ёват, ущ- ющ, енн- ейш.

-Вспомни сказку « Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? ( Зубки острые, шубка тёпленькая, она красивая). А какой характер у лисы? ( Она хитрая, лукавая, коварная)

- Какой был журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль оказался ещё….(хитрее) или…(хитрющий). Лиса умная, журавль (ещё умнее, умнейший).

-Волк злой, а волчище…(ещё злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка…(ещё трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот….(ещё худее, худющий). Один человек полный, а другой не совсем полный, а….(полноватый). Этот человек толстый, а тот ещё….(толще, толстенный).

-Будьте внимательны! ЭТОТ Дом большой, а этот….(ещё больше, большущий). Этот платок синий, а этот не совсем синий, а….(синеватый). Этот лист зелёный, а этот…((ещё зеленее). Этот лист зелёный, а этот не совсем зеленый, слегка….(зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а…(красноватое):

-Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (Умненький). Рисунок плохой или…(плоховатый).

«ЧТО ВЫ ВИДИТЕ ВОКРУГ?»

Цель: уточнить представление детей о названии предметов.

-Назовите предметы, которые вы видите вокруг. Как мы отличаем один предмет от другого? - За столом сидят, занимаются, едят, на столе сидят).

-Перед вами две девочки Они обе в красных платьях с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам)

-Что значит слово, мяч, кукла, ручка?

-У меня в руке ручка. Что ею делают? (Пишут) У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом?( Их держат руками, ) Что значит слово ручка, обозначающее этот предмет (педагог показывает авторучку)? (Ею пишут). А что обозначает слово ручка здесь ( педагог показывает на дверную ручку)?(Ею открывают и закрывают дверь).

-Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают? Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Плим»

Ложка-это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка- это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка- это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова-

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Придумайте и вы такие слова, которые ничего не значат (Трам-татам, ту-руру)

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Цель: учить детей называть не только предмет, но, и его признаки, качества, действия; обогащать речь именами прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

- Когда вы хотите рассказать о предмете, какой он, какие слова вы называете?

-Послушайте стихотворение М.Щеловановой «Утро»

Какое сегодня утро?

Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

-Почему же плохое утро?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня весёлое утро?

И тучи уходят прочь.

Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца,

Сегодня будет хмурый,

Серый, пасмурный день.

-Почему же не будет солнца?

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце

И прохладная синяя тень.

-О чём говориться в этом стихотворении? ( О солнечном и пасмурном утре).Как сказано про первый день в стихотворении, какой он?(Хмурый, серый).Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу. (Дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно ещё сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу. (Весёлое, радостное, голубое, безоблачное).

Что ещё может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек). Что может быть солнечным?

- Есть ещё слова, которые называют, что делает человек, что можно делать с тем или иным предметом. Если человек хмурится, как об этом сказать по – другому? (Грустит, печалиться, расстроился, обиделся).

- А есть такие слова и выражения, которые выражают смысл не совсем точно. Я слышала, как дети говорили ; Папа, иди шепотом; Я ботинки наизнанку надел; Можно ли сказать? Как надо сказать правильно?

«НАЙДИ ТОЧНОЕ СЛОВО»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

-узнайте, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это?»Вы знаете, что предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. Дополните другими словами, то что я начну: «Снег белый, холодный….ещё какой? Сахар сладкий, а лимон….(кислый). Весной погода теплая, а зимой….(холодная).

-Назовите, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

- Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает), рыба…(плавает), кузнечик..(прыгает), уж…(ползает). Кто из животных как голос подаёт? Петух…(кукарекает), тигр..(рычит), мышь..(пищит), корова…(мычит).

-Помогите мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Родари «Прощальная игра»

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь, (низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь..(близко).

Скажу я слово трус,

Ответишь ты…(храбрец).

Теперь начало я скажу,

Ну, отвечай…(конец).

-Теперь вы сами придумайте слова, противоположные по значению.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

-Закончи начатые мною Предложения: Мальчик сначала подошёл к дому, а потом от него…(отошёл). Утром ребята пошли в гости, а вечером…(ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он- (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, а они…(выбежали).

- Придумай предложения, со словами: шёл- перешёл- пошёл- подошёл- вошёл- вышел-отошёл.

-Замените словосочетание другими словами: ползёт муравей- движется, передвигается: ползёт поезд- едет очень медленно; плывёт человек- плавает; плывёт лодка – движется по воде; плывёт облако – движется по небу; сложить дрова – уложить их; сложить песню- написать; бить посуду – разбить что-то; свет бьёт в глаза – ярко светит.

- Какие слова, связанные с движением людей, животных, транспорта, вы заете? (Идти, бежать, мчаться, нестись, лететь, двигаться, ползти). Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой»

Литература:

Эльконин Д.Б. « Развитие речи в дошкольном возрасте» 1958г стр 116

Менджерицкая  Д.В. «Воспитателю о детской игре» 2002г стр 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР - РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»    Доклад на тему:«Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Роль моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Обоснование актуальности и перспективности педагогического опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему:«Роль дидактической  игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.

Роль художественной литературы в развитии связной речи детей дошкольного возраста.        Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности...