Статья: Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников
статья (средняя группа) на тему
Статья о влиянии сказок о животных на развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста. О том, как сказки развивают не только связную речь детей, но и творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vliyanie_skazok_na_razvitie_sv.docx | 15.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников
Сказка – это один из основных жанров устного народного творчества, эпическое, преимущественно художественное прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом.
Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яростью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития речи детей первенствующего значения.
Поэтому не удивительно, что учителя-логопеды с удовольствием используют сказку как средство коррекционной работы с детьми, способствующие развитию речевой активности и связной речи, обогащению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.
В.Я. Пропп сказал про сказку: “Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь.”[17, стр. 18]
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1.Сказки о животных. Существует около 50 видов разновидностей сюжетов сказок о животных. Идейный смысл данного типа – ум всегда побеждает силу. Например, “Лиса и волк”, “Лиса и тетерев”, “Зимовье зверей” и др.
2.Волшебные сказки. В них заложена мечта человечества о безграничных возможностях покорения природы. Они развивают смекалку, фантазию, решительность, храбрость детей.
3.Социально-бытовые сказки. В этих сказках главный герой всегда из народа. Ему противостоят царь, барин, помещик и т.п. Ведущая идея этого типа сказок - состязание умов и победителем всегда выходит человек из народа. Например, “Каша из топора”, “Как мужик гусей делил” и др.
Именно сказки о животных и помогают нам в работе по развитию связной речи дошкольников среднего возраста, потому что они им понятны, доступны по объему и привлекательны несложным сюжетом.
Детей 5-го года жизни, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравится сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты - думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.
Сказки о животных восприняли формы вымысла из анимистических и антропоморфических представлений и понятий людей, приписывавших животным способность думать, говорить и разумно действовать.
В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь. Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказочном сюжете о семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не сильных.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.
Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.
Сказки о животных вносят разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Важным является методически – грамотная работа воспитателя с материалом сказки и ее презентация детям:
- в целесообразном отборе материала по принципам: доступности, наглядности, занимательности и динамичности;
- возможности донесения до детей сказки как произведения искусства, раскрывая ее замысел, поражая слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к переживаниям автора,
- осуществления специальной подготовки новой сказки для восприятия;
- использования разнообразных методов и приемов работы со сказкой.
Вывод: Сказка развивает не только связную речь детей, но и творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству. Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развивать интеллектуальные качества личности. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением. Если говорить традиционно, то сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра, ее роль в развитии связной речи дошкольника
В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств,...
Роль серийного картинного материала в развитии связной речи у дошкольников с ФФНР
Рекомендации по развитию связной речи для воспитателей разных возрастных групп...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Статья "Значение развития связной речи у дошкольников"
Статья "Значение развития связной речи у дошкольников" В этой статье описано, почему развитие связной речи у дошкольников важно и если этому не уделять достойного внимания, какие последствия могут быт...
Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"
Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....
СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...
Роль семьи в развитии связной речи старших дошкольников
Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Родители предполагают, что дети, наблюдая за ними, самостоятельно на...