Конспект интегрированного НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего возраста. Тема: «ПЛАТЬЕ ДЛЯ ЗОЛУШКИ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Программное содержание: 1. Задачи на развитие познавательных способностей: уточнить представления детей о профессии людей, изготовляющих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы; развивать логическое мышление, сообразительность, тонкую моторику рук, уверенность в своих силах; развивать фантазию, учить модифицировать сюжет с опорой на сигнальные слова. 2. Задачи на развитие связной речи: совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы; упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов. 3. Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные умения и навыки; воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим. 4. Обогащение словаря: Знакомство с загадками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Лихославль
Воспитатель: Чикова Наталья Сергеевна
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего возраста.
Тема: «ПЛАТЬЕ ДЛЯ ЗОЛУШКИ»
Программное содержание:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
уточнить представления детей о профессии людей, изготовляющих одежду, об орудиях труда, нужных им для работы;
развивать логическое мышление, сообразительность, тонкую моторику рук, уверенность в своих силах;
развивать фантазию, учить модифицировать сюжет с опорой на сигнальные слова.
2. Задачи на развитие связной речи:
совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов.
3. Воспитательные задачи:
воспитывать коммуникативные умения и навыки;
воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим.
4. Обогащение словаря:
Знакомство с загадками.
Материал к занятию. Кукла Золушка ( в холщевой юбке и льняной кофте, переднике), набор бальных платьев для нее, мешочек с предметами (подушечка с иголками, наперсток, катушки с нитками, ножницы, утюжок). Мяч, кусочек легкой ткани, картинка-схема «новое платье», кубик, одноразовые тарелочки с разной крупой, крупа – рис и греча, и четыре пустых мисочки. Презентация сказки «Золушка» (загадка); показ отрывков из сказки «Золушка»
Предварительная работа. Знакомство с различными видами нитей и тканей (обзор), с историей костюма. Рассматривание моделей одежды в журналах мод. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», просмотр мультфильма по сказке Ш. Перро «Золушка». Создание сюжетно-ролевой игры «Модельеры», организация проведения экскурсии с помощью родителей группы, в ателье нашего города, подключение библиотекарей нашего района в подборке литературы и иллюстраций по данной теме для просмотра и чтения детям, словесная игра «Бесконечное предложение, игра «Придумай нелепицу»
Последующая работа. Конструирование новых видов платьев из набора «Чудо - крестики» В. Воскобовича, придумывание и рисование «великолепного платья» с помощью игры «Чудесные вещи».
Ход занятия
Дети стоят в кругу, воспитатель - в центре (группа детей из 6 человек).
Воспитатель. Какие вы красивые, нарядные, аккуратные. А для чего людям нужна одежда?
Ответы детей:
Ответ первого ребенка- одежда нужна для того, чтобы не ходить голыми;
Ответ второго ребенка- одежда нужна для того, чтобы быть красивыми;
ответ третьего ребенка - одежда нужна для того, чтобы не замерзнуть;
ответ четвертого ребенка - одежда нужна для того, чтобы быть разными;
ответ пятого ребенка - одежда нужна для того, чтобы было комфортно;
ответ шестого ребенка - одежда нужна для того, чтобы одеваться по погоде.
Воспитатель. Какую одежду носят девочки?
Ответы детей: юбки, платья, сарафаны, гольфы, джинсы.
Воспитатель. Какую одежду носят мальчики?
Ответы детей: шорты, брюки, рубашки, костюмы.
Дидактическая игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ»
Дети передают мяч друг другу
Воспитатель. Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам…
У кого веселый мячик,
Все про свою любимую одежду
Быстро расскажет нам.
Раз, два, три - говори!
Первый ребенок. Моя любимая шапка красная, шерстяная, пушистая, теплая с рисунком мишки.
Второй ребенок. Мое любимое платье желтое в черный горошек, вязанное.
Третий ребенок. Мои любимые джинсы, голубого цвета, с протертыми карманами, и металлическими пуговицами на них.
Четвертый ребенок. Моя любимая кофта, розового цвета, шерстяная, с карманами, теплая.
Пятый ребенок. Мое любимое болоньевое пальто, оранжевого цвета, с капюшоном.
Шестой ребенок. Мои любимые колготки, капроновые, белые, с розовым рисунком.
Воспитатель. Давайте узнаем зависит ли ваше настроение от того, что на вас надето.
Этюд «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Воспитатель. Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты красивый сарафан ( дети изображают с помощью мимики лица гордость) или летний костюм ( дети изображают улыбку), маленькая одежда (дети корчат свои личики), мягкая, пушистая шубка (дети изображают улыбку и обнимают самих себя), мятая блузка и юбка или брюки, ( дети изображают смятение), бальное платье, вечерний костюм ( у детей улыбка и отличное настроение, что даже хочется потанцевать).
Воспитатель. Теперь прямо в этих бальных костюмах мы и отправимся в сказку.
Тише, тише, тишина…
Сказка к нам идет сама.
Ветерком прохладным вея,
В сказку дверь открыла…фея. (Презентация)
Эту загадку нам прислала настоящая сказочная фея. Если вы отгадаете из какой сказки эти картинки, то мы узнаем в какую сказку попадем.
Дети отгадывают название сказки.
Воспитатель. Ребята сказочная фея подарила нам волшебную палочку. Сейчас мы с вами скажем волшебные слова, и у нас появится какой-то гость. Повторяйте за мной.
Воспитатель и дети. Эники, бэники, ели вареники
(Появляется кукла Золушка).
Воспитатель. Ребята, вы узнаете эту гостью.
Дети. Это Золушка.
Золушка. Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.
Воспитатель. Знаем, знаем твою мачеху и знаем, какая ты, Золушка.
Дидактическая игра «СКАЖИ НА ОБОРОТ»
Воспитатель. Мачеха злая, жадная. А Золушка…
Дети… Добрая.
Воспитатель. Мачеха грубая, а Золушка…
Дети… Вежливая, ласковая.
Воспитатель. Мачеха неряшливая, а Золушка…
Дети… аккуратная.
Воспитатель. Мачеха ленивая, а Золушка…
Дети… трудолюбивая.
Воспитатель. Мачеха рассеянная, а Золушка…
Дети… внимательная.
Золушка. Спасибо за ласковые слова.
Воспитатель. А как ты, Золушка, трудишься, что делаешь?
Золушка. Я буду говорить, что умею делать, а вы добавляйте.
Игра «ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО»
Золушка. Я готовлю…
Дети... обед.
Золушка. Я чищу…
Дети… посуду.
Золушка Я стираю…
Дети… белье.
Золушка. Я глажу…
Дети… платья, рубашки.
Золушка. Я шью…
Дети… одежду.
Золушка. Я поливаю…
Дети…огород.
Золушка. Я колю
Дети… дрова.
Золушка. Я мою…
Дети… полы.
Физкультурная пауза «ПОМОЖЕМ ЗОЛУШКЕ»
Воспитатель. А чем мы сейчас тебе можем помочь?
Что нужно сделать?
Золушка. Надо напилить дров.
Дети встают в пары, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров:
Пили, пила, пили дрова
На печечку, на банечку,
На теплую лежаночку.
Золушка. Молодцы! Теперь надо разобрать крупу в отдельные тарелочки.
Дети раскладывают перемешанную крупу (рис, гречу) в отдельные тарелочки.
Золушка. Теперь замесим тесто.
Дети с силой «месят тесто» - руки сжаты в кулаки; затем «формуют каравай» мягкими движениями рук.
Мешу, мешу тесто, есть в печке место,
Пеки, пеки каравай, переваливай, валяй.
Золушка. Спасибо за помощь! Осталось только сшить платья для мачехи и сестер. Вы знаете, ребята, из каких тканей шьют разную одежду? Теплую шьют…
Дети. …из драпа, шерсти, фланели, вельвета, трикотажа.
Золушка. Легкую, нарядную одежду шьют …
Дети… из шелка, капрона, бархата, атласа, парчи…
Золушка. Помогите мне выбрать ткань для бального платья.
(Дети выбирают)
Золушка (достает мешочек для шитья). Угадайте, без каких помощников мне не обойтись? Отгадайте загадки.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Дети отгадывают загадки и на ощупь достают предметы из «Чудесного мешочка»)
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Иголка с ниткой.)
игрушечная
Инструмент бывалый,
Не большой, не малый,
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет.
(Ножницы.)
На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток.)
Кошка лапой меня катала,
На мне все нитки размотала. (Катушка с нитками).
Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.
(Утюг.)
Динамическая пауза «ШИТЬЕ ПЛАТЬЕВ»
Дети показывают, как они раскраивают ткань по выкройке, вырезают, сметывают на машинке, выдергивают наметку, гладят, вешают готовые платья на вешалку.
Воспитатель. Мы сшили невидимые платья, но у Золушки золотые руки. Стоит ей до них дотронуться, и платья сразу станут настоящими.
Посмотрите, ребята. Золушка так устала, что заснула. Тише не будите ее.
Золушка спит и ей снится странный сон. Хотите узнать какой? В этом сне все наоборот. Угадайте, что ей приснилось?
Игра «ПРИДУМАЙ НЕЛЕПИЦУ»
Воспитатель берет по два предмета, используемых для шитья, например, ножницы, ткань.
Воспитатель. Придумайте предложения про эти два предмета.
Дети. Ножницами разрезали ткань.
Воспитатель. А теперь придумайте небылицу про эти предметы.
Первый ребенок. Ткань разрезали ножницы.
Второй ребенок. Наперсток уколол иголку.
Третий ребенок. Нитка шила иголкой.
Четвертый ребенок. Рубашка гладила утюг.
Пятый ребенок. Катушка наматывалась на нитки.
Шестой ребенок. Ткань порола бритву.
Ребята хотелось бы вам для Золушки сделать сюрприз? Давайте, как настоящие модельеры придумаем для нее чудесное бальное платье. Каким оно будет, нам помогут узнать эта таблица и кубик (на гранях кубика написаны цифры (1-3), чистая грань пустая.
Воспитатель выставляет мольберт с изображением таблицы «Определение параметров платья».
Дети по очереди бросают кубик, выбирают ткань, ворот, рукава, детали отделки, рисуют получившуюся модель.
Воспитатель. Давайте выберем ткань для платья Золушки. (И предлагает одному из детей бросить кубик).
Первый ребенок. На грани кубика цифра 1. Это шелк.
Второй ребенок . На грани кубика цифра 3. Ворот на платье будет круглой формы.
Третий ребенок. На грани кубика цифра 2.Форма рукава будет похожа на фонарик.
Четвертый ребенок. На грани кубика цифра 3. Украсим платье цветами.
Пятый ребенок. На грани кубика цифра 1. Добавим украшение на платье в виде банта.
Шестой ребенок. На грани кубика цифра 3. Добавим украшение на платье в виде брошки.
Воспитатель. А теперь ребята вы пройдете за столы и нарисуете то платье, которое выбрали с помощью таблицы.
Воспитатель включает центр с классической музыкой, и дети начинают рисовать.
Воспитатель. Ребята, чтобы превратить ваши красивые рисунки в настоящее платье, нам надо будет воспользоваться волшебной палочкой.
Положите свои рисунки в эту коробочку, и произнесите волшебные слова:
Эники, бэники, ели вареники.
Дети повторяют.
После произнесения волшебного заклинания воспитатель достает красивое бальное платье.
Воспитатель. Дорогая Золушка, проснись, тебе пора на бал. Ребята приготовили тебе сюрприз от всего сердца. Примерь это платье.
Золушка идет за ширму и примеряет платье.
Золушка. Ах, как я счастлива, спасибо вам, мои друзья!
(смотрится в зеркало).До свиданья! До новых встреч!
Какое красивое, нарядное, чудесное платье! Мне пора. До новых встреч (Уходит.)
Воспитатель. Дорогие ребята! Вы сегодня были настоящими феями и волшебниками. Ваша дружба и помощь помогли Золушке стать счастливой.
Приложение к конспекту по развитию речи детей подготовительного возраста по теме: «Платье для Золушки»
Приложение 1
Дидактическая игра «МОЙ, МОЯ, МОЕ»
(Дети передают мяч друг другу)
Воспитатель. Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам…
У кого веселый мячик
Все про свою любимую одежду
Быстро расскажет нам.
Раз, два, три – говори!
Приложение 2
Этюд «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Воспитатель. Попробуйте показать, что вы чувствуете, если на вас надеты… красивый сарафан или летний костюм, тесная, маленькая одежда, мягкая, пушистая шубка, мятая блузка и юбка или брюки, бальное платье, вечерний костюм…(Ответы детей.)
Приложение 3
Игра «Разложи правильно буквы»
Если выложить буквы в том же порядке, в котором расположены цвета в радуге, то мы узнаем, в какую сказку попадем.
З – красного цвета,
О – оранжевого,
Л – желтого,
У – зеленого,
Ш – голубого,
К – синего,
А – фиолетового.
(Дети на ковре выкладывают название сказки.)
Приложение 4
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель. Мачеха злая, жадная. А Золушка…
Дети… Добрая.
Воспитатель. Мачеха грубая, а Золушка…
Дети… Вежливая, ласковая.
Воспитатель. Мачеха неряшливая, а Золушка…
Дети… аккуратная.
Воспитатель. Мачеха ленивая, а Золушка…
Дети… трудолюбивая.
Воспитатель. Мачеха рассеянная, а Золушка…
Дети… внимательная
Приложение 5
Игра «Добавь словечко»
Золушка. Я готовлю…
Дети... обед.
Золушка. Я чищу…
Дети… посуду.
Золушка Я стираю…
Дети… белье.
Золушка. Я глажу…
Дети… платья, рубашки.
Золушка. Я шью…
Дети… одежду.
Золушка. Я поливаю…
Дети…огород.
Золушка. Я колю
Дети… дрова.
Золушка. Я мою…
Дети… полы
Приложение 6
Физкультурная пауза «Поможем Золушке»
Воспитатель. А чем мы сейчас тебе можем помочь?
Что нужно сделать?
Золушка. Надо напилить дров.
Дети встают в пары, двигают перекрещенными руками к себе и от себя, имитируя пилку дров:
Пили, пила, пили дрова
На печечку, на банечку,
На теплую лежаночку.
Золушка. Молодцы! Теперь надо разобрать крупу в отдельные тарелочки.
Дети раскладывают перемешанную крупу (рис, гречу) в отдельные тарелочки.
Золушка. Теперь замесим тесто.
Дети с силой «месят тесто» - руки сжаты в кулаки; затем «формуют каравай» мягкими движениями рук.
Мешу, мешу тесто, есть в печке место,
Пеки, пеки каравай, переваливай, валяй.
Приложение 7
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
(Дети отгадывают загадки и на ощупь достают предметы из «Чудесного мешочка»)
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Иголка с ниткой.)
Инструмент бывалый,
Не большой, не малый,
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет.
(Ножницы.)
На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток.)
Кошка лапой меня катала,
На мне все нитки размотала. (Катушка с нитками).
Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.
(Утюг.)
Приложение 8
Словесная игра «Бесконечное предложение»
Воспитатель. (разворачивает куклу Золушку спиной к детям. Она как бы шьет). Что делает Золушка?
Первый ребенок. Золушка шьет.
Воспитатель. Сколько слов в этом предложении?
Второй ребенок. Два слова.
Воспитатель. Какая Золушка?
Третий ребенок. Добрая, трудолюбивая, аккуратная.
Воспитатель. Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?
Четвертый ребенок. Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет платье.
Воспитатель. Увеличьте и это предложение. Расскажите, какое платье шьет Золушка?
Пятый ребенок. Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.
Воспитатель. Для кого Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье?
Шестой ребенок. Нарядное, бальное, шелковое платье Золушка шьет для мачехи и сестер.
Приложение 9
Динамическая пауза «ШИТЬЕ ПЛАТЬЕВ»
Дети показывают, как они раскраивают ткань по выкройке, вырезают, сметывают на машинке, выдергивают наметку, гладят, вешают готовые платья на вешалку.
Воспитатель. Мы сшили невидимые платья, но у Золушки золотые руки. Стоит ей до них дотронуться, и платья сразу станут настоящими.
Посмотрите, ребята. Золушка так устала, что заснула. Тише не будите ее.
Золушка спит и ей снится странный сон. Хотите узнать какой? В этом сне все наоборот. Угадайте, что ей приснилось?
Приложение 10
Игра «ПРИДУМАЙ НЕЛЕПИЦУ»
Воспитатель берет по два предмета, используемых для шитья, например, ножницы, ткань.
Воспитатель. Придумайте предложения про эти два предмета.
Дети. Ножницами разрезали ткань.
Воспитатель. А теперь придумайте небылицу про эти предметы.
Первый ребенок. Ткань разрезали ножницы.
Второй ребенок. Наперсток уколол иголку.
Третий ребенок. Нитка шила иголкой.
Четвертый ребенок. Рубашка гладила утюг.
Пятый ребенок. Катушка наматывалась на нитки.
Шестой ребенок. Ткань порола бритву.
Приложение 11
Игра «ПРИДУМАЙ НЕЛЕПИЦУ»
Воспитатель берет по два предмета, используемых для шитья, например, ножницы, ткань.
Воспитатель. Придумайте предложения про эти два предмета.
Дети. Ножницами разрезали ткань.
Воспитатель. А теперь придумайте небылицу про эти предметы.
Первый ребенок. Ткань разрезали ножницы.
Второй ребенок. Наперсток уколол иголку.
Третий ребенок. Нитка шила иголкой.
Четвертый ребенок. Рубашка гладила утюг.
Пятый ребенок. Катушка наматывалась на нитки.
Шестой ребенок. Ткань порола бритву.
Приложение 12
Игра «Модельеры»
Ребята хотелось бы вам для Золушки сделать сюрприз? Давайте, как настоящие модельеры придумаем для нее чудесное бальное платье. Каким оно будет, нам помогут узнать эта таблица и кубик (на гранях кубика написаны цифры (1-3), чистая грань пустая.)
Воспитатель выставляет мольберт с изображением таблицы «Определение параметров платья».
Дети по очереди бросают кубик, выбирают ткань, ворот, рукава, детали отделки, рисуют получившуюся модель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ(1) и РТВ(2) для детей подготовительной группы «Приключения Снеговика»
(1) ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. (2) РТВ – развитие творческого воображения. ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ Для детей средней группы «Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В. МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин
Конспект образовательной деятельности по развитию речис использованием технологии ТРИЗДля детей средней группы«Заюшкина избушка» Воспитатель Быченко Н.В.МАДОУ ЦРР детский сад №14...
Конспект НОД «Загадочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способствовать развитию наглядно-образного, причинно-эвристического мышления; памяти, воображения детей....
Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи с использованием элементов песочной терапии "День победы"
Использование песочной терапии активизирует познавательную активность детей, снижает их утомляемость и повышает работоспособность....
Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей средней группы "Заюшкина избушка"
Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», опыт по превращению льда в воду.Пояснение: В занятии используется методика ММЧ - моделирование маленькими человечками: Человечки т...
Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы
Конспект НОД «Сказочный гость» по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы Цель: Развитие коммуникативной активности дошкольников. Способство...