Мнемотехника в логопедической работе
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в логопедической работе
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мнемотехника помогает развивать:
ассоциативное мышление
зрительную и слуховую память
зрительное и слуховое внимание
воображение
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Рассмотрим, как с помощью мнемотаблиц можно заниматься развитием речи ребенка. Согласитесь, что обычно мы мыслим образами. Многие из нас ко всему прочему являются визуалами, которые очень сложно воспроизвести, а тем более заучить стихотворение, или любой другой материал на слух. А например, в школе запоминала страницу учебника, вместе с картинкой, при ответе я вспоминала картинку по теме ответа, и только потом материал.
Например, нашим детям тяжело воспринимать произведения без иллюстраций. Вспомните, ребенок берет книгу и слышишь от него: «У! Без картинок!!!»
Мы в воображении соединяем несколько зрительных образов, и мозг фиксирует эту взаимосвязь. А в дальнейшем, при упоминании одного из этих образов мозг воспроизводит все ранее связанные между собой образы.
Наверняка вы слышали такое:
«Если учить ребенка неизвестным пяти словам и он будет долго и мучительно их запоминать. Но если связать 20 таких слов картинками, то он их усвоит на лету.»
Для таких целей и служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал по развитию связной речи ребенка.
Их используют для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, для пересказа сказок и усвоения их главного урока, отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и одновременно способствует решению следующих задач:
- Развитию связной речи;
- Преобразованию абстрактных символов (перекодированию информации);
- Развитию основных психических процессов: зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, образного мышления, воображения;
- Ускорению процессов дифференциации и автоматизации поставленных звуков.
Ведется подготовительная работа:
- подготовка дополнительного развивающего материала, для расширения кругозора;
- обсуждение наблюдений за явлениями природы, или произведений народного творчества;
- подготовка необходимого оборудования и различного раздаточного материала, прослушивание аудио записей;
- выбор приемов, которыми можно заинтересовать ребенка – создание мотивационной основы.
Задачи мнемотехники:
- совершенствование восприятия, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;
- формирование у детей навыков запоминания научить детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;
- стимулирование интеллектуального развития ребенка;
- учить запоминанию любой информации.
Методы мнемотехники:
Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок);
Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника);
Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
Метод трансформации (превращения);
Метод Цицерона (увязка информации в пространстве);
Метод опор (числобуквенный метод).
Особенность методики применение символов, а не изображений. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких - ёлка.
Для детей младшего школьного возраста, схемы рекомендуется рисовать одноцветными, чтобы не отвлекать внимание ребенка яркими красками в символических изображениях. Для изготовления таких картинок не требуется больших художественных навыков, любой взрослый в состоянии нарисовать символические изображения предметов.
Итак, мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение героев сказок, явлений природы, действий, путем выделения главных смысловых линий сюжета.
Строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов. Потом переходим к мнемодорожкам – это соединение нескольких мнемоквадратов. И только потом переходим к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Этапы работы над стихотворением:
- Логопед выразительно читает стихотворение.
- Логопед сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Логопед выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
«Хлеб» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в логопедической работе при проведении артикуляционной гимнастики, и подготовке к изучению грамоте.
мнемотехника - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. На сегодняшний день - образная, ...
"Элементы мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Грамота - достаточно сложный предмет для дошкольников. Детям старшего дошкольного возраста очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в их практическом мире, понятия. С целью активизации ...
Использование мнемотехники в логопедической работе
Выступление на педсовете....
Презентация на тему: "Использование приемов мнемотехники в логопедической работе"
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и у...
Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с дошкольниками
В статье подробно описываются различные приемы, используемые в логопедической работе для развития у детей психических процессов, в том числе внимания и памяти. Представлен наглядный материал и ко...
Консультация по теме «Использование мнемотехники в логопедической работе»
В описаны новые эффективные технологии....
ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР
В статье рассматривается необходимость использования мнемотехник в логопедической работе с детьми с ТНР для более эффективной коррекции речевых нарушений у дошкольников....