Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по восприятию художественного произведения детьми дошкольного возраста
материал

Донскова Анна Николаевна

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_eksperimentalnaya_deyatelnost.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по восприятию художественного произведения детьми дошкольного возраста

Подготовила: Донскова А.Н.

Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом. Благодаря этому происходит обновление содержания образования. Главной функцией экспериментальной и инновационной деятельности является инициация творческой самостоятельности педагога, повышение его мотивации к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных, методик и дидактических средств. Эта функция создает условия для развития субъектной позиции педагогов в их профессиональной деятельности, что создает все необходимые и достаточные условия для развития субъектности детей.

Понятия «Инновация» и «Эксперимент» находятся в неразрывной связи, так как внедрение любой инновации есть эксперимент. Говоря об инновационной экспериментальной деятельности необходимо понимать, что данная работа является преимущественно проектной. В собственной педагогической деятельности реализую внедрение  новых образовательных идей с осторожностью, наблюдая за изменениями в поведении дошкольников, получая обратную связь от учеников.

Основная идея представленной работы – повышение уровня восприятия художественного произведения дошкольников с помощью внедрения техник арт-терапии, музыкальной терапии на уроках литературного чтения.

Исследователи, практики в области арт-терапии выражают общее мнение о том, что занятие творчеством развивает человека во всех сферах жизни. О.В. Лиманкин отмечает, что занятия творческими видами деятельности побуждают людей к креативному выражению, косвенно помогая им достичь более высокого уровня социального функционирования, К. Мальхиоди считает, что искусство и творчество в ходе арт-терапевтической работы ведут к самопознанию на более глубоком уровне.

Исходя из мнений, взглядов специалистов в области арт-терапии предполагается, что использование техник творческой экспрессии поможет повысить уровень развития эмоциональной сферы младших школьников, что в свою очередь может положительно отразиться на восприятии художественного произведения детей.

Использование инструментов и техник арт-терапии планируется на уроке литературного чтения в течение четырех недель. Эффективность работы будет определена по итогам опроса детей на основании классификации уровней восприятия художественного текста М.П. Воюшиной (описание классификации расположено ниже по тексту). Входная диагностика: фрагментарный (первый) уровень – 12% (4 чел), констатирующий (второй) уровень – 26% (9 чел), уровень «героя» (третий) – 44% (15 чел), уровень «идеи» (четвертый) – 18% (6 чел).

Далее будет раскрыта проблема восприятия художественного текста детьми. Вопрос о специфике восприятия художественной литературы дошкольниками в методике является спорным.

Традиционно выделяют два типа отношений к художественному миру произведения. Первый – эмоционально-образный – такой тип отношения, когда обучающийся проявляет непосредственно эмоциональную реакцию на образы главных и второстепенных героев. Второй тип – интеллектуально-оценочный – в данном случае восприятие произведения, анализ поведения героев, сюжетных линий зависит от житейского и читательского опыта ребенка. Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Исходя из суждения о том, что художественный текст может быть осмыслен обучающимися в зависимости от возраста, жизненного опыта и других факторов по разному, в методике принято говорить не о правильном восприятии произведения, а о полноценном. М.П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития. Согласно классификации М.П. Воюшиной, для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия.

1. Фрагментарный уровень. У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное. При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один - два вопроса, как правило, к началу текста.

2. Констатирующий уровень. Читатели, относящиеся к данной группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросах воспитателя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображении героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания. При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

3. Уровень «героя». Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети, верно, определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах учителя они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа. При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.

4. Уровень «идеи». Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа. При самостоятельном чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

Дошкольники обладают самыми благоприятными для обучения возрастными чертами: наличием особой готовности усваивать, доверчивым отношением к авторитету, верой в истинность всего, чему учат, умственной активностью и любознательностью. Им свойственна открытость впечатлениям, свежесть восприятия, непредвзятость взгляда.   Дети дошкольного возраста, во всяком случае, начиная со средней группы способны не только к «наивно-реалистическому чтению», но в элементарном виде – к углублению во внутренний смысл текста. Это зависит от методики работы с ними.

Комплекс упражнений арт-терапевтической направленности позволяет детям в игровой форме снять напряжение, проработать некоторые психологические затруднения. Упражнения направлены на развитие эмоционального сферы, развитие умения распознавать и выражать эмоции, чувства, которые испытывает ребенок и его окружение. С помощью упражнений, направленных на составление рассказов, сказок детей «примеряет» на себя роль автора произведения.

Итоговая диагностика: фрагментарный (первый) уровень – 7% (2 чел), констатирующий (второй) уровень – 32% (11 чел), уровень «героя» (третий) – 32% (11 чел), уровень «идеи» (четвертый) – 29% (10 чел).

Результаты диагностики позволяет говорить о том, что использование техник арт-терапии, музыкальной терапии в данном случае продуктивно влияет на активное развитие эмоциональной сферы ребенка, возможность фиксировать собственное эмоциональное состояние, видеть оттенки переживаний, прослеживать динамику эмоций собственных и других людей, а развитие перечисленных характеристик в свою очередь повышает уровень восприятия художественного произведения дошкольников.

Понятие «инновационная педагогическая деятельность» означает новый подход к организации воспитания. Это, в первую очередь, применение новых способов продуктивного взаимодействия между детьми и педагогами, которое приводит к достижению нужных результатов. Инновационное обучение подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует новые методики и самостоятельно выбирает решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»

I.   Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста....

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Понятие и сущность процесса восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе и развитие у них умения элементарно анализировать содержание и форму произведения является одной из наиболее актуальных проблем д...