Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
консультация по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Мир без книги — мир дикарей
Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации — способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде. От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться.
Если говорить о языке, то действительно он упростился Далеко не каждый ребенок может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания — четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея
ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Содержание образовательной области "Восприятие художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в книгах через решение следующих задач:
-формирование целостной картины мира;
-развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
А.В.Запорожец считал, что восприятие литературного произведения – сложная психическая деятельность, заключающаяся в единстве протекания познавательных, образных и эмоционально-волевых процессов. Между этими процессами и литературным произведением существует взаимопроникающая связь: с одной стороны психические процессы обеспечивают восприятие текста в полном объеме, с другой стороны работа над текстом позволяет развивать психические процессы.
Психические процессы (внимание, память, мышление воображение, эмоции) позволяют:
-выслушать текст до конца;
-усвоить-информацию;
-понять содержание текста, подтекст;
-понять языковые средства, иносказания, обороты речи…
-установить связи, отношения, последовательность;
-оценить поступки героев;
- представить «в красках» изложенное в литературном произведении.
-высказать личное отношение.
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста с ОНР.
1) Могут понять не всё. Часто имеют малый жизненный и литературный опыт (знакомы с малым количеством литературных произведений).
2) Не могут анализировать произведения, плохо устанавливают только прямые причинно-следственные связи.
3) Не могут самостоятельно оценить мотив поступков героев, видят только действия и результат.
4) Могут не уловить смысла содержания, т.к. привлекает форма, ритм произведения, мелодика речи рассказчика.
5) Не могут представить изложенное в произведении (плохо развито воображение), требуется подкрепление восприятия текста в виде иллюстраций, демонстраций действий.
6) Не могут выслушивать до конца объемные произведения.
7) Недостаточный интерес к самому слову, больше привлекает сюжет.
8) Не могут выразить вербально (словами) свои впечатления и чувства.
Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста с ОНР:
* Формировать интерес к художественному слову, к книге.
* Обогащать литературный опыт, знакомить с разными литературными жанрами.
* Обогащать жизненный опыт детей знаниями, представлениями, расширять кругозор.
* Учить устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, помогать проникать в подтекст произведения.
* Учить правильно оценивать поступки героев, подводить к пониманию мотивов. Учить видеть не только поступки и действия героев, но и мысли, и чувства.
* Учить формулировать высказывания, обосновывать свое личное отношение, выражать свои впечатления.
* Формировать воображение (помогая представлять персонажей и сцены художественного действа с помощью иллюстраций и игрушек) и развивать воображение (организуя рисование героев, сцен, обложек произведений)..
* Воспитывать активное эмоциональное отношение к произведению, учить сопереживать героям.
Рекомендации педагогу к проведению работы по ознакомлению с художественной литературой детей с ОНР:
1) Произведение не должно изобиловать незнакомыми словами. Произведение нельзя превращать в источник новых слов. Следует провести предварительную словарную работу, либо заменить слова на знакомые и понятные.
2) Педагог должен обращать внимание на правильность построения фраз при ответе. Следить за своей речью и речью детей.
3) Сказки лучше рассказывать, а не читать. Личностный зрительный контакт даёт эффект лучшего восприятия произведения.
4) Использовать эффективные приемы работы:
- вопросы, содержащие часть ответа (вначале учебного года, с вновь поступившими детьми, детьми, имеющими тяжелую степень нарушения). Например, «Какие в этой сказке звери: злые, сердитые или добрые, гостеприимные?»
-моделирование-символами,
-использование наглядных схем,
- использование рисунков детей (дети сначала нарисовали, а затем рассказывают и показывают соответствующий рисунок).
5)Правильно подбирать произведения.
Правила подбора произведений.
Произведение должно:
-соответствовать возрасту детей
-иметь художественную ценность.
- дидактическую целесообразность (соответствовать задачам воспитания и обучения, лексической теме).
При исполнении текста существенным элементом является логика чтения. Логическое ударение – это выделение наиболее важного в смысловом отношении слова. Фраза, прочитанная без выделения голосом слова, несущего основной смысл, звучит неясно, смысловое содержание фразы в этом случае не доходит до сознания ребенка-слушателя. Станиславский писал: «Ударение – указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или в тексте. В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста. Логическое ударение передаётся:
-усилением-голоса,
-повышением и понижением его;
- замедлением темпа или паузой перед выделяемым словом.
Логическим ударением может быть выделено любое слово предложения в зависимости от того, на что именно хочет обратить внимание слушателей, говорящий.
Логическим ударением обычно выделяются:
1)Новые понятия, явления, новые действующие лица.
2)слова содержащие противопоставления
3)Подлежащие в нераспространенном предложении:
4)слова, выражающие сравнение.
5)Обращение стоящее в начале фразы:
Колобок, колобок, я тебя съем и другие правила.
Интонация. Интонация говорящего зависит от его стремления предельно ясно передать свою мысль и чувства слушателю, с тем чтобы воздействовать на него. Когда человек говорит от себя, своими словами он не заботиться об интонации, она рождается непроизвольно, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.
Текст содержит замысел автора, его чувства. Поэтому при чтении художественного произведения интонация возникает вследствие осмысления текста читающим. Желая верно передать смысл произведения, читающий должен осознать происходящее в произведении.
Пример из сказки К Чуковского «Бармалей»:
Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!
Но ответил людоед:
«Не-е-ет!!!»
В зависимости от того с какой интонацией произнести всего одно слово «Не-е-ет!!!», слушатели воспримут по разному образ Бармалея. Если сказать с угрозой – Бармалей покажется злым и беспощадным; сказать ехидно – он станет коварным и хитрым, произнести пренебрежительно – создаться впечатлении о высокомерном Бармалее.
Поговорим о жанрах, используемых в детском саду.
Сказка – одно из важнейших литературных жанров, с которым ребенок знакомиться в детском саду. Сказка увлекает и содержанием, и художественным словом.
Сказки являются мудрым воспитателем, они всегда поучительны. К.Д.Ушинский считал сказку замечательным методом воздействия на ребенка: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Учитывая силу воздействия народной сказки на ребенка, большую воспитательную ценность ее содержания, красоту художественной формы, воспитатель – рассказчик должен бережно донести её до ребёнка-слушателя.
Потешки. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом самый ранний этап жизни ребенка. Народные песенки и потешки – это первые художественные произведения, которые слышит ребенок.
Стихи. Со стихами дети знакомятся рано. Стихи оказывают положительное воздействие: развивают эстетический вкус и поэтическое восприятие окружающего мира, пробуждают чувство ритма, развивают музыкальный слух, тренируют память. Стихи развивают способность думать образами, обогащают речь ребенка новыми словами, эпитетами, не используемые, в обычной жизни. Если ребенок их запоминает, то его речь становится богаче. Вывод следует заучивать стихи с детьми, так как это мощное средство обучения. Однако каким образом же вовлечь малыша в заучивание стихов? Есть несколько советов:
- НЕ следует учить стих, значение которого малышу не понятно. Не понимая даже только одно – два слова, малыш не сумеет его запомнить, не прилагая усилий. Приступая к заучиванию стихотворения приходится разъяснить ребенку смысл каждого слова.
- Стих должен соответствовать возрасту ребенка.
- После того как ребенок поймет смысл, надо прочитать стихотворение медленно, выразительно с интонацией, чтоб ребенок представил образы стихотворения.
- Стихи ребенок должен воспроизводить точно – соблюдая ритм, делая логические акценты.
- Надо облегчить запоминание (например, можно использовать Метод заучивания текстов по графическим рисункам) .
Рассказ – один из распространенных литературных жанров широко используемых в детском саду. Рассказы читают по книге. Это привлекает внимание детей к книге, как источнику знаний, вызывает интерес к чтению. Главное при чтении рассказов правильно организованная беседа, вопросы к содержанию текста.
Формы работы.
1) Занятия. Специально организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой.
2) Деятельность вне занятий: чтение книг, драматизации, конкурсы, викторины, развлечения.
3)Работа в «Книжном уголке».
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
Стаья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)
Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста.
Особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста....
Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста
Статья для педагогов дошкольных образовательных учреждений...

Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи" Аннотация: в статье рассматривается проблема сенсорного развития детей старшего ...

"Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий".
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с применением здоровьесберегающих технологий....

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является одним из неотъемлемых факторов повышения эффективности просвещения и развития детей...