Викторина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Речь имеет важное значение в жизни человека.С помощью речи мы учимся понимать окружающих, объяснять свои мысли, действия, поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_rechi.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие - конкурс «Знатоки речи»
с детьми подготовительной группы.
Цель. Выявить представления и уровень знаний детей о разных типах текстов (рассказов)
Материал: картинки для составления рассказов в конвертах, мяч, фишки.
Ход занятия.
- Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы проведем занятие-конкурс - «Знатоки речи». Заранее мы разделились на две команды и выбрали капитанов. Команды будут соревноваться друг с другом. Вам нужно пройти несколько испытаний, чтобы победить. За каждое правильно выполненное задание команда получает фишку. А соревноваться вы будите в знаниях – кто больше знает про рассказы.
- Ребята, на прошлом занятии мы с вами убедились, что мы много знаем про рассказы. Про какой рассказ мы можем сказать, что это рассказ-описание? (повествование, рассуждение)..
Обобщение ответов детей.
- Рассказ, с помощью которого можно описать предмет, игрушку, животное, назвать все его части, признаки. Что это за рассказ? (рассказ – описание);
- Рассказ, в котором рассуждая можно ответить на вопрос или доказать что-то? (рассказ-рассуждение)
- Рассказ, в котором передаются события и действия, происходящие с героями, где есть начало середина и конец. Что это за рассказ? (рассказ- повествование)
Задание №1. Определите вид рассказа.
Зачитываю по 2 рассказа каждой команде.
1.«Мне нравиться наша кошка. У нее пушистый хвостик. Глазки зеленые. Лапки черные. Сама она серая».
2.«Как - то раз, положили утке куриное яйцо. Вылупились утята, и повела их утка на пруд. Пошел с ними и цыпленок. Утята в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу были ребята. Еле спасли цыпленка»
3.«Почему нашего щенка зовут Шарик? Потому что издалека он кажется пушистым шаром. Во-первых, у него короткие ножки и он ходит, переваливаясь с боку на бок. Во- вторых, мама так сильно его раскормила своего любимца, что он подметает шерсткой землю, а лап совсем не видно. Вот почему прозвище Шарик ему очень подходит»
4. «Я сделал звездолет. Случилось это так?
Сижу я как- то дома, рассматриваю старые «Веселые картинки». Вдруг смотрю – вот это да! На одной картинке ребята звездолет строят. Решил и я построить свой звездолет. Сначала нарисовал схему. Потом позвал Вовку. Нашли мы с ним во дворе старые деревянные бочки. Поставили их друг на друга. Выпилили дверцу. Сделали кабину.
К вечеру звездолет был готов»
За правильные ответы, каждая команда получает фишку
Задание№2
- Ребята, капитаны команд подойдут к столу и возьмут любой конверт.
(Воспитатель прикрепляет на доску картинки из конвертов)
- Внимательно послушайте задание, назовите какие рассказы можно придумать по вашим картинкам. Докажите, что именно рассказ – описание можно придумать по первой картинке. (животное (предмет) изображено на одной картинке и художник его изобразил так хорошо, что мы можем назвать кто это и увидеть все его части (признаки)
- Докажите. что рассказ-повествование можно составить по второй картинке. (нарисован сюжет,)
- Вы выполнили второе задание, и подошли к третьему. Пока лидирует команда № ..они полно и подробно смогли описать и тд.
Задание №3
- Подберите слова, которые помогут составить рассказ – описание по этой картине. (подбираем слова определения. Например, еж колючий, маленький, похож на клубок, коротконогий, серый, ушастый.)
- Какие есть правила описания? (назвать описываемый предмет, описывать по - порядку, выразить свое отношение к описываемому предмету)
Задание №4
- Подберите слова, которые помогут составить рассказ повествование по этим картинкам. Событий в этом рассказе много, как и картинок, поэтому сначала я вам предлагаю рассмотреть внимательно последовательность событий, а потом ответить на вопрос что происходит? Что делают герои? ( что решил сделать… сначала... потом что сделали... наконец... вот и получился…)
- Какие правила составления рассказа нужно соблюдать? (у рассказа есть начало, середина, конец)
Задание №5
Придумать рассказы:
1-я команда – описание
2-я - повествование
Задание №6
- Ребята, посмотрите, по этой картинке можно составить рассказ-рассуждение? Слушайте внимательно, вы должны подобрать слова, с помощью которых можно будет составить рассказ – рассуждение. Чья команда больше назовет, та и выиграет. (Почему?, потому что, во-первых, во-вторых, так как, значит, вот почему…)
- Молодцы, лидер команда №…, она назвала больше слов. (Перечисляю) С помощью этих слов можно составить рассказ – рассуждение.
- Чтобы начать рассуждать, что нужно сделать? (Задать вопрос, а затем что-то доказать, объяснить, почему это произошло, в конце рассказа сделать вывод – вот почему это произошло)
Придумываем рассказ - рассуждение.
Игра с мячом .
- Жил – был кто?(мяч). Как по-другому сказать? (мячик). Передавая друг другу мяч, будем говорить кокой он (круглый, радостный, веселый, разноцветный, красивый, прыгучий, подскакивающий.
- На что похож мяч? (на колобок, на мяч, солнышко, шарик, ягодку, круглую картошку.
- Какое имя можно придумать мячу? (весельчак, попрыгунчик, озорник, забавник, малышок, попрыгай-ка, кругляк).
- Что умеет делать мяч? (прыгать, скакать, катится, летать, подпрыгивать, подскакивать, умчаться, ускакать)
- Куда может ускакать мяч? (в лес, на футбольное поле, в спортивный зал, в детский сад, на спортивную площадку, в гости, в царство игрушек в сказку.)
Задание №7.
- А давайте, ребята, придумаем разные рассказы об этом мяче. Начнем со слов : « Купили мне новый большой мяч…»
1.-я команда придумает рассказ повествование.
2-я команда – рассуждение.
Заслушиваем рассказы детей
Конкурс капитанов.
Игра «Докажи»
Правило: используя слова рассуждения доказать, что на картине изображена лошадь, а не корова, собака, а не кошка.
Итог занятия.
- Молодцы, все с заданиями справились. Теперь я вижу, что вы действительно знаете и умеете составлять разные рассказы. Посчитаем сколько фишек у каждой команды. В этом конкурсе победила команда ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: - усвоение лексического минимума; - приобретение необходимого словарного запаса; - развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр...
Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.
Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать словар...
Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста по экологии «Зимняя викторина»
Цель: Закрепление знаний детей о Зиме...
Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»
Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...
Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.
Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...