Викторина
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Yulia . Моlchanova

Речь имеет важное значение в жизни человека.С помощью речи мы учимся понимать окружающих, объяснять свои мысли, действия, поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_rechi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие - конкурс  «Знатоки речи»

с  детьми  подготовительной  группы.

 Цель. Выявить   представления    и  уровень  знаний  детей о   разных типах   текстов (рассказов)

Материал: картинки  для  составления  рассказов в конвертах,   мяч, фишки.

 Ход занятия.  

-  Сегодня  у  нас  не  совсем  обычное  занятие.  Мы  проведем      занятие-конкурс - «Знатоки речи».  Заранее  мы  разделились  на  две  команды и выбрали капитанов. Команды  будут  соревноваться  друг с другом.   Вам  нужно  пройти  несколько  испытаний,  чтобы  победить. За каждое    правильно выполненное  задание  команда получает     фишку.  А соревноваться  вы  будите  в знаниях – кто  больше  знает  про  рассказы.

  - Ребята, на прошлом  занятии  мы  с вами  убедились,  что  мы  много  знаем  про  рассказы. Про какой  рассказ  мы  можем  сказать, что это  рассказ-описание? (повествование, рассуждение)..

Обобщение  ответов  детей.

  • Рассказ, с помощью которого   можно описать  предмет,  игрушку,  животное,  назвать  все  его  части,  признаки.  Что  это  за  рассказ? (рассказ – описание);
  • Рассказ, в котором  рассуждая  можно  ответить  на  вопрос или  доказать что-то? (рассказ-рассуждение)
  • Рассказ, в котором передаются  события и действия,  происходящие с героями,  где  есть  начало середина  и конец. Что это за рассказ? (рассказ- повествование)

 

Задание №1. Определите вид  рассказа. 

Зачитываю по  2 рассказа каждой  команде.

 1.«Мне  нравиться  наша  кошка.  У нее  пушистый  хвостик.  Глазки  зеленые.  Лапки  черные. Сама она серая».

2.«Как - то раз,  положили  утке  куриное яйцо. Вылупились  утята, и повела  их  утка  на  пруд.  Пошел с ними и цыпленок.  Утята в воду, и он за ними. Хорошо, что на берегу  были ребята. Еле спасли  цыпленка»

3.«Почему  нашего  щенка  зовут  Шарик? Потому что  издалека он кажется  пушистым  шаром. Во-первых, у него короткие ножки и он ходит, переваливаясь с боку на бок. Во- вторых, мама так сильно  его  раскормила  своего  любимца, что он подметает шерсткой землю, а лап совсем не видно. Вот  почему прозвище Шарик  ему  очень  подходит»

4. «Я сделал звездолет.  Случилось  это  так?

Сижу я как- то дома, рассматриваю  старые  «Веселые картинки». Вдруг смотрю – вот  это  да!  На  одной картинке  ребята  звездолет  строят.  Решил  и я  построить  свой  звездолет.  Сначала  нарисовал  схему.  Потом  позвал  Вовку.  Нашли  мы  с  ним    во  дворе  старые    деревянные  бочки.  Поставили  их  друг на друга.  Выпилили дверцу.  Сделали кабину.  

К вечеру  звездолет  был  готов»

 За правильные ответы, каждая команда получает  фишку

Задание№2  

  • Ребята,  капитаны команд  подойдут к  столу и  возьмут  любой  конверт.  

(Воспитатель прикрепляет на доску картинки  из конвертов)

- Внимательно  послушайте  задание,  назовите какие  рассказы  можно придумать по вашим картинкам.  Докажите, что именно  рассказ – описание  можно придумать  по первой картинке. (животное  (предмет) изображено  на   одной  картинке и художник  его  изобразил  так  хорошо, что  мы  можем  назвать кто  это и увидеть все  его части (признаки)

  • Докажите.  что рассказ-повествование  можно составить  по второй картинке. (нарисован  сюжет,)
  • Вы выполнили второе   задание, и подошли к  третьему.  Пока  лидирует  команда № ..они полно и подробно смогли описать  и тд.

 

Задание №3

  - Подберите  слова,  которые  помогут  составить  рассказ – описание по  этой  картине.    (подбираем  слова определения.  Например, еж  колючий, маленький, похож на клубок, коротконогий, серый, ушастый.)

 -  Какие   есть  правила  описания? (назвать  описываемый предмет, описывать  по - порядку, выразить свое отношение к описываемому предмету)  

Задание №4

 - Подберите  слова,  которые  помогут составить  рассказ  повествование по  этим картинкам.   Событий  в  этом  рассказе  много,  как и  картинок, поэтому  сначала  я вам  предлагаю  рассмотреть  внимательно  последовательность  событий, а потом  ответить  на  вопрос что  происходит?  Что  делают герои?   ( что решил сделать… сначала... потом что сделали... наконец... вот и получился…)  

- Какие правила составления рассказа нужно соблюдать? (у рассказа  есть  начало, середина, конец)

Задание №5 

Придумать  рассказы:  

1-я команда –   описание  

2-я -  повествование    

Задание №6   

- Ребята,  посмотрите,   по  этой картинке  можно  составить  рассказ-рассуждение?  Слушайте  внимательно,  вы должны  подобрать слова, с помощью  которых  можно  будет составить  рассказ – рассуждение. Чья  команда  больше  назовет, та и выиграет.  (Почему?, потому что, во-первых,  во-вторых, так как, значит, вот почему…)

 - Молодцы,  лидер  команда №…,  она  назвала  больше  слов.  (Перечисляю)  С помощью  этих  слов  можно  составить  рассказ – рассуждение.  

 -   Чтобы  начать  рассуждать,  что  нужно  сделать? (Задать  вопрос,  а  затем  что-то доказать,  объяснить, почему  это произошло, в конце рассказа  сделать вывод – вот  почему  это произошло)  

Придумываем  рассказ -  рассуждение.  

 Игра с мячом .  

- Жил – был кто?(мяч). Как по-другому сказать?   (мячик). Передавая  друг  другу мяч, будем  говорить кокой он (круглый, радостный, веселый, разноцветный, красивый, прыгучий, подскакивающий.

 - На что  похож мяч? (на колобок, на мяч, солнышко, шарик, ягодку, круглую картошку.

 - Какое имя  можно  придумать  мячу? (весельчак,  попрыгунчик, озорник, забавник, малышок, попрыгай-ка, кругляк).  

- Что умеет  делать мяч? (прыгать, скакать, катится,  летать, подпрыгивать, подскакивать, умчаться, ускакать)

 - Куда  может  ускакать мяч?  (в лес, на футбольное  поле, в спортивный зал, в детский сад, на спортивную площадку, в гости, в царство игрушек в сказку.)

Задание №7.

 -  А давайте,  ребята,  придумаем  разные  рассказы  об  этом  мяче.  Начнем  со  слов :  « Купили  мне  новый большой  мяч…»

 1.-я команда придумает  рассказ повествование.    

2-я команда  – рассуждение.    

Заслушиваем рассказы детей

Конкурс капитанов.

Игра  «Докажи»

 Правило:  используя  слова   рассуждения доказать, что  на  картине  изображена лошадь,  а не корова, собака, а не кошка.

 

Итог  занятия.

  -  Молодцы, все  с  заданиями  справились.  Теперь  я  вижу,  что  вы  действительно  знаете  и  умеете   составлять  разные  рассказы.  Посчитаем  сколько фишек у каждой команды. В этом конкурсе победила команда ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Что ты знаешь о космосе». Вопросы для проведения викторины и мультимедийная презентация.

Материал поможет систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике; развить логическое мышление и коммуникативные навыки, актуализировать  словар...

Викторина для детей подготовительной группы «Олимпийская викторина»

Цель:Познакомить с историей олимпийского движения;Расширять знания о спорте.Развивать память, мышление;Активизировать словарь детей по теме;Развивать физические качества: ловкость, скорость;Воспитыват...

Викторина с ответами для детей 5-7 лет на тему: Животные. Викторина с ответами для детей старшего дошкольного возраста.

Данная викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Материал может быть полезен как педагогам дошкольного учреждения, так и родителям. Его можно включить в занятие по лексическим т...