«Работа с не говорящими детьми»
проект по развитию речи на тему

Яруллина Гузэл Наиловна

В этом учебном году мы впервые набрали детей младшей группы.  И оказалось, что некоторые дети не могут говорить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68»

Выступление на региональном семинаре на тему «Работа с не говорящими детьми»

                                    Составила:

                                                                   воспитатель логопедической

                                                         группы №12  Яруллина

                                            Гузэл Наиловна

                                      г.Нижнекамска 2016 год.

                     

 Работа с не говорящими детьми.

В этом учебном году мы впервые набрали детей младшей группы.  И оказалось, что некоторые дети не могут говорить. Мы провели обследование детей.  Ознакомились  с методикой работы с такими детьми и узнали, что:

Коррекционная работа должна быть направлена на:

- оказание детям квалифицированной помощи в освоении Программы;

- разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Для получения  качественного образования детьми мы стали создавать  необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Во время работы стараемся опираться на специальные психолого-педагогические методы,  наиболее подходящих для этих детей. Подбираем языки,  способы общения и условия, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.

На первом этапе использовали игры на двигательную активность частей тела, учили ребенка  подражанию:

-игра «Сделай, как я делаю». Цель игры: научить ребенка подражать движениям головы, рук, ног;

-игра «Давай полетаем как птички». Наши руки — это крылья, помашем крыльями, полетим по комнатам;

  Читаем стихотворение и предлагаем ребенку выполнять действия из стихотворения.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем (взрослый и ребенок берутся за руки)

И бегаем кругом.

Игра «Знакомые игрушки»

 Раскладываем перед ребенком 5-6 игрушек и предлагаем рассмотреть игрушки, затем обращаемся с просьбой: — Дай мне куклу (пирамидку, козлика, рыбку и т.д.). Если ребенок правильно выполнил задание, эмоционально хвалим его, если ошибся – тоже благодарим и с грустным выражением лица говорим:

-Спасибо, только это рыбка, а мне нужна пирамидка, где же она?

Если ребенок снова не может справиться с заданием, помогаем ему сами (с радостью):

-А-а, вот же она где спряталась от нас!

Цель игры – не только пополнять пассивный словарь, но и развивать слуховое внимание, двигательную активность, вызвать желание выполнять наши просьбы.

На втором этапе проговариваем гласные звуки.

Игра с куклой.

-Давай уложим куклу спать. Она никак не может заснуть — покачай куклу : а-а-а-а, поцелуй куклу , погладь куклу, обними крепко. Ну вот наша кукла  заснула.  Кукла проснулась и плачет. Как она плачет?     И-и-и-и. Давай куклу накормим. Кукле понравилась наша еда, она удивилась: о-о-о-о (ребёнок повторяет гласные 3-4 раза). Кукла пошла в лес и заблудилась, она кричит а-у, а-у, а-у, а-у. Кукле помогли зайцы и она пришла домой.

На третьем этапе развивали звукоподражание.

Рассматривая картинки,  с ребенком изображали крики животных и птиц: «ав-ав-ав», «га-га-га» (цепочку звукоподражаний удлиняем до 3-4 слогов).
Игра «Подскажи словечко»  читаем ребенку потешки (которые ему уже хорошо знакомы), останавливается перед последним словом, чтобы ребенок сам попробовал закончить фразу. Например:

Наши уточки с утра –…

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –…

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –…

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху –…

Грру-грру-у-грру-грру-у!

Наши курочки в окно-…

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споет …ку-ка-ре-ку!

Ребенок договаривает выделенные жирным шрифтом слова-звукоподражания.

На четвёртом этапе, произносим слоги.

Игра  «Альбом».

 Изготовили маленькие альбомы с  фотографиями близких ребенку людей, которые потом рассматривали по 5-10 минут в день.

Сначала, рассматривая альбомы, эмоционально говорили названия близких ребенку лиц, имена: это мама, это папа, это баба, это деда. При повторных рассматриваниях  спросили: «Кто это?»  Ребёнок сначала говорил слоги: мама («ма»), папа («па»), дядя («дя»), баба («ба»), деде («де»).

Рассматривая альбом с предметами, издающими шум, учили  ребенка подражать транспортным шумам, музыкальным игрушкам: машина — би-би, самолет — у-у-у, паровозик — ту-ту, молоток стучит — тук-тук, дудочка играет — ду-ду-ду, барабан — бом-бом-бом, балалайка — ля-ля-ля, колокольчик — динь-динь, дождик капает — кап-кап, ножки топают — топ-топ, что-то упало — бах.

Подобрали для альбома картинки с изображением игрушек  и играли в игру «Назови игрушку». Игрушки: кубик (ребенок называет «ку»), дом («до»), машинка («ма»), самолетик («са»), мишка («ми» ), собака («са»), кошка («ко»).

На пятом этапе проговаривали слова по слогам. С детьми рассматривали альбом с картинками . Показывая, на фотографию мамы, задавали вопрос «Кто это?», ребёнок говорил («ма»), предлагали ему повторить слог, и получалось слово, от чего ребёнок очень радовался. Он повторял слово много раз, с усилием по слогам.

На шестом этапе,  составляем фразы.

Когда уровень мотивации к речевому общению стало достаточным, начали работу по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов, рассматривали сюжетные картинки.

В игре «Что делает?», строили фразы: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит) Ребенок радовался, узнавал свои слова, смелее начинал говорить.


На данном этапе дети произносят, простые слова по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Из опыта работы с не говорящими детьми".

Индивидуальная консультация для родителей, чьи дети долго не могу. заговориить.  Логопед раскрывает причины задержки речевого развития, дает практические советы для родителей....

Практический материал учителя-логопеда "Система работы с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста"

Цикл занятий , которые помогут развить у детей дыхание, слуховое восприятие, артикулиционный аппарат...

Работа с не говорящими детьми

Работа с не говорящими детьми...

Использование игрового дидактического пособия в логопедической работе с не говорящими детьми.

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом. Группа безречевых детей неоднородна, в нее в...

Нейропсихология в работе с не говорящими детьми

Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирова...

Логопедическая работа с не говорящими детьми

Логопедическая работа с не говорящими детьми, строится поэтапно......

Игры с Не говорящими детьми. Активизация речи.

Игры для неговорящих детей. От лепета к называнию слов. Игры на развитие речевого внимания, памяти, двигательной активности рук, речевого подражания.Взрослому нужно создавать такие ситуации, в ко...