«Использование игр для развития речи детей»
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи №68»
Выступление на региональном семинаре на тему «Использование игр для развития речи детей»
Составила:
воспитатель логопедической
группы №12 Яруллина
Гузэл Наиловна
г.Нижнекамска 2016 год.
Использование игр для развития речи детей.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО:
1.Овладение речью как средством общения и культуры.
2.Обогащение активного словаря.
3.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4.Развитие речевого творчества.
5.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
7. Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.
В логопедической группе вся работа направлена на развитие речи детей.
В своей группе мы постарались учитывать требования ФГОС и создать оптимальные условия для развития речи детей. В группе есть музыкальный уголок, где представлены различные детские музыкальные инструменты: металлофон, гусли, маракасы, бубны, пианино и т.д. В коррекционном уголке есть различные звучащие игрушки, емкости с сыпучими продуктами, представлены несколько видов застежек. Область развития слухового внимания распространяется на все виды деятельности ребенка в детском саду.
Данная работа проводится логопедом и воспитателями в тесном содружестве, мы стремимся создать единый подход в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует совместное изучение содержания программы обучения и воспитания, составление совместного плана работы.
Задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, тесно связаны с задачами логопеда. Это:
развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;
закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;
закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала;
закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;
закрепление навыков диалогической и монологической форм связной речи;
закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;
закрепление навыка чтения;
подготовка детей к письму, формирование графических навыков
развитие памяти, внимания, мышления.
Активное участие в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.
Присутствуя на занятиях логопеда, делаю записи; отдельные элементы логопедического занятия включаю в свою работу с детьми. Создаю условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:
организую и поддерживаю речевое общение детей на занятиях, вне занятий;
побуждаю внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;
создаю ситуацию общения;
формирую навыки самоконтроля и критического отношения к речи;
организуют игры на развитие звуковой культуры речи;
привлекаю внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;
провожу работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;
привлекаю внимание к интонационной стороне речи.
В процессе индивидуальной коррекционной работы выбираю разные по уровню сложности упражнения, в соответствии с речевым нарушением данного ребенка. В основном в вечерний отрезок времени, закрепляю умение детей с помощью следующих дидактических игр.
Игры для детей старшего возраста:
1. « Где звук?», самодельная игра.
Цель: Определить место звуков в слове.
Ход: Можно играть как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. Раздаются карточки, ребенок, обдумав ответ, кладет квадратик на свое место. Воспитатель анализирует правильность выполнения задания.
2. «Слоги», самодельная игра.
Цель: определение количества слогов в слове.
Ход: Ребенок определяет количество слогов в слове и кладет на карточку, соответствующую цифру. Воспитатель дает оценку.
3. «Звонкий, глухой», фабричная игра.
Цель: закрепить умение детей различать звонкие и глухие звуки.
Ход: Ребенку дается большая карточка, он берет маленькую карточку, определяет, какай звук, находится в начале слова и решает , подходит она или нет. Если подходит, то кладет на большую карточку.
4. «Стану отличником», фабричная игра.
Цель: закрепить умение детей различать буквы.
Ход: Вариантов игры очень много, на данном этапе, предлагаю ребенку найти лишнею букву и продолжить ряд.
Игры для детей подготовительной группы: «Буквоежка», «Расшифруй слова».
Использование игр способствуют улучшить мотивационно-занимательную сторону обучения, применять индивидуально-дифференцированную форму работы, позволяет решить проблемы с количеством картинного и словарного материала. Практическая значимость подобных игровых упражнений по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа заключается в повышении эффективности коррекционного воздействия, улучшении качества результатов работы по развитию речи в целом, что имеет большое значение для социальной реализации и адаптации детей с речевыми нарушениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться ...
Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок в группе с трудными детьми
Работа в группе с ОНР, составление загадок....
"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет
Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов - от простого к сл...
Презентация на тему: «Использование тестопластики в развитии речи детей с общим недоразвитием речи»
Тестопластика как средство в развитии речи детей с общим недоразвитием речи...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию загадок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию загадок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной ...
Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию считалок для развития речи детей дошкольного возраста.
В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию считалок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольной...
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие».
Использование современных методик развития речи детей дошкольного возраста с ОНР при реализации образовательной области «речевое развитие»....