Особенности формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи

Лузянина Ольга Леонидовна

В статье представлены возрастные особенности детей от 3 до 7 лет, общие закономерности развития познавательных и речевых процессов в детском возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования словарного запаса у детей                        дошкольного возраста. 

       При проведении словарной работы с детьми нужно помнить, что                             слово — основная лексическая единица, выражающая понятие; что в каждом слове можно выделить его значение (или семантику), звуковое оформление, морфологическую структуру  - (грамматические категории  всех частей речи  и формы слов).                                                                                                                                                                    

                        Задачи и содержание словарной работы предполагают:

  1.  обогащение словаря детей за счет знаменательных слов: существительных, прилагательных, глаголов, числительных, наречий;
  2.  закрепление и уточнение смысла слов.

Решение этих задач зависит от развития памяти, внимания, мышления ребенка и связано с необходимостью многократного повторения слов для их запоминания, особенно трудных для детей слов.

Активизация словаря детей предъявляет особые требования к педагогу: необходимо как можно больше слов из пассивного словаря ребенка (тех слов, которые ребенок воспринимает, понимает их смысл, но не употребляет в речи) перевести в активный словарь, добиваясь семантически точного их употребления.

Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия, предполагает умение детей обобщать предметы и явления по существенным признакам, единство их умственного и речевого развития, способность владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение. Это, в свою очередь, требует большой предварительной работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром, по расширению кругозора детей, по накоплению ими представлений о предметах, явлениях жизни и природы, по развитию способностей детей сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

Методические принципы, на которых строится словарная работа.

1.         Опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание (т.е. словарная работа включена во все разделы образовательной  прогр.)

2.         Связь содержания словарной работы с развивающимися возможностями познания ребенком окруж. мира, т. е. содержание усложняется от одной возрастной группы к другой.

Общие закономерности развития

познавательных и речевых  процессов в детском возрасте.

Мышление ребенка раннего возраста развивается под влиянием восприятия. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность.

У детей раннего возраста преобладает наглядно-действенное мышление, связанное с непосредственным оперированием предметом и невозможное без этого оперирования.

   К 3 годам прерогатива переходит к наглядно-образному мышлению, позволяющему оперировать не только конкретным предметом, но и его образом. Ребенку уже не обязательно брать предмет в руки, чтобы отчетливо представить его себе. При этом наглядно - действенное мышление не уходит, а как бы отодвигается на задний план, чтобы возвращаться всякий раз, когда ребенок не может справиться с задачей.       

     На втором и третьем году жизни ребенок осваивает названия  тех предметов окружающего мира, с которыми он действует в детском саду и дома, которые часто видит и к которым проявляет интерес. Осваивает он и названия действий с этими предметами.                                                                                                                                                             .       Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов; контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется).                                                                                                              . .      Детям предлагаются настольные игры с картинками, игрушками, строительные наборы; картинки и игрушки подбираются из разных логических групп («Фрукты», «Животные» и др.),  детям  этого возраста предлагаются игры с опорой на наглядность.

        В работе по картинке правильно поставленный вопрос заставляет ребёнка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета, но это не значит, что он будет их использовать в своей речи. С целью активизации словаря новые для детей слова следует повторять в сочетании с другими словами. Повторяя слово несколько раз, малыш запоминает его и начинает употреблять самостоятельно, т. е. оно из пассивного словаря переходит в активный.                

Возрастные особенности  детей 3-4 лет

     Словарь дошкольника на четвертом году жизни по-прежнему пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах. Дошкольников знакомят с названиями предметов, с их назначением, особенностями строения. Учат различать материалы (глина, бумага, ткань, древесина). Вычленять их качества и свойства (мягкий, твердый, шероховатый, тонкий; рвется, ломается, бьется и т. д), Определять соответствие материала, из которого сделан предмет, его назначению. Для реализации словарной задачи педагог использует дидактическую игру, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить и назвать его размер, цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и пространстве, использовать соответствующий словарь (вперед, назад; утро, вечер, сначала, потом и др.) . (примеры некоторых игр)  слайды

Возрастные особенности  детей 4-5 лет

      В 4-5 лет ведущим  типом мышления продолжает оставаться наглядно-образное мышление. К 4—5 годам все психические процессы нормально развивающихся детей претерпевают значительные изменения: развивается воля, в связи с чем действия детей становятся более целенаправленными, активными. Развиваются устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может удерживать свое внимание на объекте, и распределение внимания — способность одновременно выполнять несколько действий. Формируется и развивается произвольность — способность управлять своим поведением и своими психическими процессами. Благодаря этому ребенок 4—5 лет может сосредоточиться на предлагаемом задании до 20 минут.

Увеличивается объем памяти. Но «шумозащита»  по-прежнему низкая. Любой эмоционально яркий, значимый для ребенка, но не связанный с заданием стимул становится настолько конкурирующим, что ребенок либо вставляет его в контекст задания, либо просто отвлекается от задания.

     В словарной работе с детьми пятого года жизни особое внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняются обобщенные понятия (игрушки, мебель, овощи, посуда). Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету и величине (знакомятся с качественными прилагательными в сравнительной степени – вкусный, вкуснее, самый вкусный, вкуснейший; Ароматный, сочный…), подбирают не только действия к предмету, но и предметы к тому или иному действию (поливать можно… цветы, кусты; срывать - …чистить - … варить -.. и др.). Под руководством педагога в дидактических играх дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку—по назначению (осень, деревья, овощи, фрукты…)        (примеры некоторых игр)  слайды                                                                                                          

Возрастные особенности  детей 5 - 7лет

     Наглядно-образное мышление остается ведущей формой мышления до 6—6,5 лет

Возраст 5-6 лет - старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Этот период называют сенситивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

     Объем памяти приближается к 6 элементам. Развитие памяти тесно связано с развитием мышления и речи. В возрасте 5—6 лет память определяет ход мышления, для ребенка этого возраста думать и припоминать — сходные процессы.

     С развитием речи все большее значение приобретает отвлеченное словесно-логическое мышление, оперирующее знаками — словами. Речь становится не только способом общения, но и инструментом мышления, средством регуляции деятельности. Но ведущим этот вид мышления становится только к 6—7 годам.

      В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по расширению словаря. Главное внимание уделяют введению в активный словарь слов, обозначающих дифференцированные по степени выраженности качества и свойства (светло-красный, кисловатый, горько-соленый, прочнее, тяжелее т. п.).                                                                                                                                                           .       В словарь дети вводят слова, обозначающие материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и др.). Продолжается работа по обобщению элементарных понятий (инструменты, посуда, овощи, фрукты, транспорт, дикие и домашние животные, зимующие и перелетные птицы и т. п.).

          Старших дошкольников учат также вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы (ткани шерстяные и шелковые; посуда кухонная и чайная или металлическая и стеклянная и др.)      

      Одним из направлений развития речи детей старшего дошкольного возраста является ознакомление детей с синонимами или словами со сходным значением;          с антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (сладкое яблоко – кислое, недозрелый банан, а наоборот- перезрелый; к изолированным словам (легкий — тяжелый), или заканчивают предложение, начатое педагогом: «Яблоко твёрдое, а  абрикос ..(мягкий)».

         Также ознакомление с многозначными словами, так как они  составляют одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Многозначность слова нужно показывать дошкольникам на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением (ручка, игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок, косточка, кожица). При этом можно использовать слова разных частей речи: прилагательные (острый, старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный) и глаголы (идти, бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и т.п. Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются.

        Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если в младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц – скачет, мчится, несётся; лошадь – бежит, скачет; лиса – крадётся, гонится. 

       Таким образом,  в младших и средних группах для формирования словаря используются  объёмные предметы, связанные с непосредственным восприятием предмета, настольно-печатные игры с опорой на наглядность и некоторые словесные игры народного творчества - потешки, заклички, считалки   и др. жанры фольклора.

        В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

        А в старшем возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, чаще используются  словесные игры, т.к. они очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

В материале дается характеристика словарного запаса детей с нарушениями речи, описаны способы родительского воздействия для преодоления речевых нарушений....

"Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Важное место в общей системе речево...

Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста

Материал для педагогов ДОУ и родителей.Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению....

Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста.

Словарный запас - это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но скорее количество тех слов, которые человек знает....

«Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи...

Консультация для родителей «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эл...